Социально-экономические права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:43, реферат

Краткое описание

Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.
Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов. Целью данной работы является обзор и характеристика основных социально-экономических и культурных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономические права граждан Российской Федерации
1.1 Право на экономическую деятельность
1.2 Право частной собственности
1.3 Трудовые права и свободы
Глава 2. Социальные права граждан Российской Федерации
2.1 Защита материнства, детства и семьи
2.2 Право на социальное обеспечение
2.3 Право на жилище
2.4 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
2.5 Право на благоприятную окружающую среду
2.6 Право на образование
2.7 Свобода творчества
2.8 Право на участие в культурной жизни

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по праву..docx

— 43.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Экономические  права граждан Российской Федерации

1.1 Право на экономическую  деятельность

1.2 Право частной  собственности

1.3 Трудовые права  и свободы

Глава 2. Социальные права граждан Российской Федерации

2.1 Защита материнства,  детства и семьи

2.2 Право на социальное  обеспечение

2.3 Право на жилище

2.4 Право на охрану  здоровья и медицинскую помощь

2.5 Право на благоприятную  окружающую среду

2.6 Право на образование

2.7 Свобода творчества

2.8 Право на участие  в культурной жизни

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Особую роль основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические  и культурные права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни  человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Конституция Российской Федерации 1993 года, по сравнению с основными  законами советского типа, исходит  из принципиально иной идеологии  при закреплении социально-экономических, культурных прав и свобод.

Отказ от глобального  огосударствления экономики, признание  того, что объективно необходима частная  собственность, основанная на экономической  заинтересованности, активности и ответственности  человека, не могли не привести к  изменению роли государства в  обеспечении социально-экономических  прав и свобод точности. Оно уже  не может быть единственным субъектом, который полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность  ложится на всех субъектов экономической  и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности  самого человека.

Такая новая система  гарантии социально экономических  прав и свобод еще не сложилась. А  существовавшие ранее гарантии социально-экономических  прав и свобод уже значительно  сузились. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот  к социально ориентированной  экономической реформе, курс на которую  обозначен как очередная задача государства.

Новая экономическая  и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность  за создание системы таких гарантий.

Важная особенность  этой группы прав состоит в том, что  они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.

Целью данной работы является обзор и характеристика основных социально-экономических  и культурных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Глава 1. Экономические права граждан  Российской Федерации

1.1 Право на экономическую деятельность

Данное право  предусматривает свободное использование  человеком своих способностей и  имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности (ст. 34 Конституции  РФ).

Под предпринимательской  деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую  деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую  деятельность. Для этого субъект  права на экономическую деятельность может создавать предприятия  под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими  предпринимателями, приобретать и  распоряжаться собственностью. Никакой  государственный орган не имеет  права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить  и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и  увольняет работников с соблюдением  трудового законодательства, сам  распоряжается своей прибылью. В  свободу предпринимательства также  входит право осуществлять внешнеэкономическую  деятельность, создавать союзы и  объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках. Каллагов Т.Э. Конституционное право РФ: курс лекций. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 96 с.

Признание права  на экономическую деятельность порождает  для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого  права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию  в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом  и вымогательством, защищать имущество  частного предпринимателя наравне  с государственной собственностью.

В то же время это  право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд  других ограничений необходимы в  интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную  базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права  на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных  актов и, прежде всего, Гражданским  кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995года.

Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых  физических и юридических лиц  с другими лицами, закрепляет свободу  договора, недопустимость произвольного  вмешательства кого-либо в частные  дела. Закон опирается на необходимость  беспрепятственного осуществления  гражданских прав и обеспечения  восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Комментарий к Конституции  Российской Федерации. / Под ред. Б.Н. Топорнина - М.: Изд. Юридическая литература, 2009.

Субъектом права  на экономическую деятельность являются любые лица, не ограниченные законом  в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его  рождения и прекращается с его  смертью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естественно, что малолетние граждане могу осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. 18 лет.

Государство оказывает  поддержку и так называемому  малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принят Федеральный закон  от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает  создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку  внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство  призвано осуществлять специальные  программы, создавать фонды поддержки  малого предпринимательства. Конституционное право. Учебное пособие: в 2-х частях. -- М.: Юридический колледж МГУ, 2004

Для защиты населения  от недобросовестной конкуренции в  области рекламы принят Федеральный  закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в  заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также  чести, достоинству и деловой  репутации граждан и юридических  лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

С одинаковым основанием можно рассматривать как категорию  и экономических прав, и личных прав право частной собственности.

1.2 Право частной собственности

Оно принадлежит  каждому человеку и является одним  из краеугольных камней свободы личности, а также одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ.

Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее естественное стремление большинства людей.

Право частной собственности  отвергалось нашим прежним тоталитарным государством, но в результате 70-летнего  соревнования и борьбы двух систем, стало очевидным, что право частной  собственности и свобода предпринимательства  обеспечили западному обществу экономический  и социальный прогресс, а социалистическая система, отрицавшая их, пришла к краху. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Москва, Издательство "Юристъ", 2008.

Закрепление права  частной собственности в Конституции  РФ крайне важно не только для утверждения  новой концепции прав и свобод человека, но и как правовая база перехода к рыночной экономике, к  свободному гражданскому обществу. Конституция 1993 г. не содержит специального раздела  об экономической основе государства  и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как  и не предусматривает и ограничений  для других, в частности для  личной собственности граждан, что  провозглашалось предшествующими  конституциями и основанным на них  законодательством. Государство приняло  на себя обязанность защищать частную  собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в  собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами (ст.35). Это право находится  под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные  акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.

Охрана права  частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством. Уголовный кодекс, например, предусматривает ответственность за такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой, вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания приобретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которое в соответствии с законом не может им принадлежать (ч.1 ст.213). С введением в действие нового Гражданского кодекса утратил силу Закон РСФСР о собственности от 24 декабря 1990 г., ранее определявший комплекс вопросов, связанных также с частной собственностью. Кутафин О.Е., «Комментарий к Конституции Российской Федерации». Москва, Издательство " Бек ", 2007 год.

Конституция РФ устанавливает  две важные юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению  суда. Это, в частности, означает, что  государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества  против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая  не конституционность применяемых  против него закона или действий.

Только решение  суда или приговор, предусматривающий  конфискацию имущества, могут быть основанием для принудительного  прекращения права частной собственности. При чрезвычайных условиях (стихийные  бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности ( реквизиция ) по решению государственных органов ( ст.242 ГК РФ ), возможна конфискация в административном порядке ( ст.243 ГК РФ ), но в любом случае предусмотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд в соответствии со ст.46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения. Тем самым  запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве.

Гарантией права  частной собственности является также право наследования. Гражданский  кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника после его  смерти к наследникам по закону или  по завещанию.

В отличие от ранее  действовавших преимуществ в  защите права социалистической собственности, в особенности государственной, собственности согласно ч.2 ст.8 Конституции  права собственности всех субъектов (носителей ) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права.

Отдельно закреплено в Конституции РФ право частной  собственности на землю (ст.36). Оно  принадлежит только лицам, имеющим  гражданство Российской Федерации, а также их объединениям. Козлова  Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Москва, Издательство "Юристъ", 2008.

Конституция фиксирует  право государственной собственности  на землю. Это особенно важно при  применении законодательства о федеральных  землях и землях, являющихся собственностью субъектов Федерации. Их правовое положение  уже частично урегулировано такими правовыми актами, как Указ Президента о федеральных фондах природных  ресурсов, который должен быть затем принят в виде закона.

В отличие от прежней  Конституции, где упоминание о природных  ресурсах не связывалось с иными  формами собственности, кроме государственной, действующая Конституция допускает возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы.

Признание этого  права - непременное условие демократической  рыночной экономики, именно поэтому  оно встречало и поныне встречает  сопротивление политических сил, стремящихся  сохранить свою опору в старой системе землепользования и сельского  хозяйства. С этим связано возникновение  в России уникальной ситуации, которая  состоит в том, что, несмотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов  Федерации право частной собственности  на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты должны быть признаны недействительными.

Информация о работе Социально-экономические права граждан