Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего исследования правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, теоретической природы данного статуса и практики его применения изучить теоретические положения данного института.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
• раскрыть понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
• исследовать правовую природу прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
• отразить порядок признания и утраты правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ………………………………………………………………...4
1.1. Понятие беженца в РФ………………………………………………...4
1.2. Понятие вынужденного переселенца в РФ…………………………..7
2. Основные права, обязанности и ответственность беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………………………9
2.1. Права и обязанности беженцев в РФ…………………………………9
2.2. Права и обязанности вынужденных переселенцев в РФ…………..13
3. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……………………………………………………..15
3.1. Порядок признания лица беженцем и вынужденным переселенцем……………………………………………………………………..15
3.2. Порядок утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и особенности
правового статуса беженцев и
вынужденных переселенцев в РФ…
1.1. Понятие беженца в РФ………………………………………………...4
1.2. Понятие вынужденного переселенца в РФ…………………………..7
2. Основные права, обязанности
и ответственность беженцев и
вынужденных переселенцев………………
2.1. Права и обязанности беженцев в РФ…………………………………9
2.2. Права и обязанности вынужденных переселенцев в РФ…………..13
3. Порядок признания и
утраты правового статуса беженца и
вынужденного переселенца…………………………………………………
3.1. Порядок признания лица беженцем
и вынужденным переселенцем………………………………………………
3.2. Порядок утраты правового
статуса беженца и вынужденного переселенца…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
В настоящее время для России, как и любой другой демократической страны, актуальна проблема миграции. Миграция подразделяется на добровольную и вынужденную. Первая связана с добровольным принятием индивидом или социальной группой решения о миграции. Вторая предполагает территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов семей насилия или преследования либо реальной возможности подвергнуться насилию и преследованию, а также вследствие экстраординарных обстоятельств экономического, природного, техногенного или другого характера.
Перемещение больших групп людей из других стран в Россию и в пределах территории России в связи с вынужденной миграцией порождает необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Статус беженца закреплен Федеральным законом «О беженцах» от (19.02.1993 N 4528-1). Статус вынужденного переселенца – Федеральным законом «О вынужденных переселенцах» (от 19.02.1993 N 4530-1).
Таким образом, объектом исследования является правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, а так же весь спектр общественных отношений, возникающих вокруг данного института.
Предмет исследования - нормы законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с предоставлением, обеспечением, защитой статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего исследования правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, теоретической природы данного статуса и практики его применения изучить теоретические положения данного института.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
1.1. Понятие беженца в РФ
В международном праве понятие «беженец» содержится в двух документах. Конвенция ООН 1951 г. «О статусе беженцев» применяется в отношении беженцев, ставших таковыми в результате событий, происшедших в Европе или других местах до 1 января 1951. «Протокол, касающийся статуса беженцев» от 31.01.1967 применяется без ограничений в отношении государств и в отношении любых событий, как в прошлом так и в будущем, в результате которых возникла или возникнет проблема беженцев.
В Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев согласно разд. "A" его ст. 1 "Определение понятия "беженец" под термином "беженец" подразумевается лицо, которое:
1) рассматривалось как беженец в силу Соглашений от 12 мая 1926 г. и 30 июня 1928 г. или же в силу Конвенций от 28 октября 1933 г. и 10 февраля 1938 г., Протокола от 14 сентября 1939 г. или же в силу Устава Международной организации по делам беженцев;
2) в результате событий,
происшедших до 1 января 1951 г., и в
силу вполне обоснованных
Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица, имеющие гражданство определенного государства, но и лица, не имеющие гражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признания его беженцем не влияет на его правовой статус беженца. При этом предусмотрено, что в тех случаях, когда какое-либо лицо является гражданином нескольких стран, выражение "страна его гражданской принадлежности" означает любую из стран, гражданином которой оно является, и такое лицо не считается лишенным защиты страны своей гражданской принадлежности, если без всякой действительной причины, вытекающей из вполне обоснованных опасений, оно не прибегает к защите одной из стран, гражданином которой оно является.
Россия присоединилась к указанным Конвенции и Протоколу в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 13 ноября 1992 г. N 3876-1 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев". В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов
После присоединения к Конвенции 1951г. В России в 1993г. Был принят Закон «О беженцах». Согласно подп.1 п.1 ст.1 данного Закона беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Понятие "вполне обоснованные опасения" состоит из двух элементов - субъективного (психологическое отношение лица к конкретной ситуации) и объективного, требующего, чтобы опасения были вполне обоснованными (реальная ситуация в стране происхождения). Именно вероятность преследований, а не пережитое нарушение прав человека позволяет отождествлять конкретный индивидуальный случай с правовой категорией "беженец". Цель правовой защиты - обеспечение соблюдения прав человека, а не только реакция на допущенные в конкретной ситуации нарушения.1
Таким образом, понятие "беженец" применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства - вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.
1.2. Понятие вынужденного переселенца в РФ
Термин «вынужденный
Согласно п.1 ст.1 ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации. Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.
И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка. Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.
Таким образом, статусы беженцев и вынужденных переселенцев имеют много сходных черт. Однако между ними имеются и некоторые различия. Прежде всего - это наличие гражданства Российской Федерации. Беженцы не являются гражданами Российской Федерации. Вынужденными переселенцами, напротив, признаются в основном граждане Российской Федерации. Также, понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных перселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие её в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.
2. Основные права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев
2.1. Права и обязанности беженцев в РФ
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. По общему правилу, закрепленному Конституцией РФ, иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Вместе с тем Закон "О беженцах" наделяет иностранцев, исходя из целей своего регулирования (положение беженцев), дополнительными правами с целью наибольшей защиты их статуса.
Таким образом, беженцы в Российской Федерации обладают 4-мя группами прав: личные права и права, вытекающие из семейных отношений, определенные законами страны его гражданства или страны его постоянного проживания; права, предоставляемые наравне с иностранными гражданами; права, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания; специальные права, предоставляемые исключительно беженцам.
Информация о работе Сравнение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ