Сравнительный анализ конституционного права Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Латвии по законодательной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – изучение конституционного права Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Литвы по законодательной власти.
Задачи курсовой работы:
изучить классификацию конституций пяти стран;
определить теоретические положения об институте законодательной власти;
изучить институт законодательной власти в России, США, Финляндии, Франции и Литвы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………. 3
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ ПЯТИ СТРАН……………………4
Российская Федерация…………………..…………………………..……..4
США…………………………………….……………………………..……6
Финляндия……………………………..………………………………..….8
Франция……………………………………...…………………………….9
Литва………………………………………………………………...……..11
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..…..13
2.1.Теоретические положения об институте законодательной власти…..…13
2.2.Институт законодательной власти в Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Литвы …………..….16
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список используемой литературы……………………………………….……. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д. Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи, как это бывает в странах СНГ. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.

Главная задача парламентов – это принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы – конституции (в некоторых странах они принимаются парламентами), поправки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете. Парламент избирает, назначает, образует другие органы государственной власти, формируя их целиком или в части. Например, на Украине парламент дает согласие президенту на назначение председателя Антимонопольного комитета, генерального прокурора. В некоторых странах парламент избирает президента (Израиль, Ливан, Турция и др.). В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полномочия парламента (Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей), избирает (Германия, Япония) или назначает премьер-министра. Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, некоторых других должностных лиц.

В настоящее время в большинстве стран действуют двухпалатные парламенты, и число палат, как правило, не превышает двух. Палаты парламента имеют разные названия, но их принято называть нижней и верхней. Обычно члены нижней палаты называются депутатами, народными представителями, а члены верхней палаты – сенаторами. В настоящее время в большинстве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

Нижние палаты парламентов формируются почти исключительно путем всеобщих и прямых выборов. Исключений из этого правила очень немного,  наиболее серьезный пример – это Всекитайское собрание народных представителей, которое избирается Собраниями народных представителей автономных областей, провинций, городов центрального подчинения и собраниями представителей военнослужащих. Срок полномочий нижних палат парламента – обычно составляет 4-5 лет с полным одновременным обновлением. Правильность избрания депутатов проверяет либо сам парламент (на практике – создаваемая палатой мандатная комиссия), либо (по жалобам и протестам) орган конституционного контроля, верховный суд, специальный избирательный трибунал.

Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США, (по два сенатора от штата), в Бразилии (по три), в Италии (не менее семи от области), в Японии, Румынии и многих других странах. Путем косвенных выборов выбирается сенат во Франции, где избирательную коллегию в каждом регионе (наиболее крупной административно-территориальной единице) составляют члены нижней палаты от данного региона и советники различных муниципальных округов. В Испании, Бельгии сочетаются прямые и косвенные выборы: часть сенаторов избирается непосредственно гражданами, а часть – представительными органами автономий. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке, Барбадосе, Белизе. В Зимбабве часть сенаторов избирается нижней палатой, часть назначается президентом. Срок полномочий членов верхних палат обычно более длительный, чем у нижних палат, обновление членов верхних палат обычно происходит по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1/3 через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1/3 через три года). Хотя встречаются случаи (например, в Бельгии, Италии, Польше) когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком.

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Институт законодательной  власти в Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Литвы.

Законодательная власть Российской Федерации.

Парламент Российской Федерации - Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся:

  1. утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  2. утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положений;
  3. назначение выборов Президента;
  4. отрешение Президента от должности;
  5. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;
  6. назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;
  7. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

  1. дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
  2. решение вопроса о доверии Правительству;
  3. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  4. объявление амнистии;
  5. выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

 

 

Законодательная власть Соединенных Штатов Америки.

В США все законодательные полномочия предоставляются Конгрессу, который состоит из двух палат: Сената (верхняя палата) и Палаты Представителей (нижняя палата).

Конгресс правомочен:

  1. Устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы на всей территории Соединенных Штатов.
  2. Занимать деньги в кредит Соединенных Штатов.
  3. Регулировать торговлю с иностранными государствами.
  4. Чеканить монету.
  5. Создавать и содержать военно-морской флот.
  6. Учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду.
  7. Издавать все законы, которые будут необходимы и уместны для Правительства США или какому-либо департаменту.
  8. Осуществлять исключительные законодательные полномочия.
  9. Созывать народное ополчение.
  10. Объявлять войну.
  11. Создавать почтовые службы и почтовые пути.
  12. Устанавливать наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединенных Штатов.
  13. Содействовать развитию науки и полезных ремесел.
  14. Устанавливать на всей территории Соединенных Штатов единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах.
  15. Издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими.
  16. Определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против международного права.
  17. Распоряжаться территорией или иной собственностью, принадлежащей США и издавать относительно них все необходимые постановления и предписания.

В конституции США не упоминается  о механизме  роспуска  парламента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательная власть Финляндии.

Законодательная власть в Финляндии осуществляется Эдускунтой. Полномочия Эдускунты:

  1. Принятие и изменение конституционных законов и иных законов по различным вопросам жизни страны.
  2. Утверждение государственного бюджета.
  3. Решение вопросов войны и мира.
  4. Ратификацию международных договоров, в которых затрагивается компетенция парламента.
  5. Определение системы государственных органов, а также принципов государственного управления и организации и деятельности органов коммунального самоуправления.
  6. Административно-территориального управления страны.
  7. Контроль деятельности исполнительной власти — Государственного совета,а также администрации, судов и органов местного самоуправления.
  8. Руководство работой Государственного банка.
  9. Контроль денежной системой страны и регулирование денежного обращения.
  10. Определение своей собственной структуры и парламентской процедуры.
  11. Контроль Финляндского центрального радиовещания.

В случае досрочного роспуска парламента по решению президента, согласованному с Государственным советом, вновь избранный парламент может действовать в  течение  всего четырехлетнего  периода полномочий, если только не будет также досрочно распущен.

 

 

 

 

 

 

Законодательная власть Французской Республики.

Орган, выполняющий законодательные функции  во Франции - Парламент. Он состоит из двух палат: Нижняя палата — Национальное собрание,  Верхняя палата – Сенат.

Полномочия парламента:

  1. Законотворческая деятельность.
  2. Объявление войны и введение осадного положения.
  3. Ратификация международных договоров.
  4. Принимает проекты финансовых законов.
  5. Судебные функции.

Национальное собрание может быть досрочно распущено, однако, Сенат не может быть распущен. Право роспуска Собрания — важнейшее и притом личное право президента Республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательная власть Литовской Республики

Законодательная власть в Литве принадлежит однопалатному парламенту – Сейму.

Полномочия Сейма :

  1. Обсуждает и принимает поправки к Конституции.
  2. Издает законы.
  3. Принимает постановления относительно референдумов.
  4. Назначает выборы Президента Литовской Республики.
  5. Учреждает предусмотренные законом государственные институты, а также назначает и освобождает их руководителей.
  6. Одобряет или не одобряет кандидатуру Премьер-министра, представляемую Президентом Республики.
  7. Рассматривает представленную Премьер-министром программу Правительства и принимает решение относительно ее одобрения.
  8. По предложению Правительства образует или упраздняет министерства Литовской Республики.
  9. Назначает выборы Советов самоуправлений.
  10. Осуществляет контроль за деятельностью Правительства, может выражать недоверие Премьер-министру или министру.
  11. Назначает судей Конституционного Cуда, судей Верховного Суда, а также председателей этих судов.
  12. Назначает и освобождает государственного контролера, председателя правления Банка Литвы.
  13. Образует Главную избирательную комиссию и вносит изменения в ее состав.
  14. Утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением.
  15. Устанавливает государственные налоги и другие обязательные платежи.
  16. Ратифицирует и денонсирует международные договоры Литовской Республики, рассматривает другие вопросы внешней политики.
  17. Устанавливает административное деление Республики.
  18. Учреждает государственные награды Литовской Республики.
  19. Издает акты об амнистии.
  20. Вводит прямое правление, военное и чрезвычайное положение, объявляет мобилизацию и принимает решение об использовании вооруженных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Конституции государств Европы Т. 2. Окунькова Л.А. Изд. НОРМА, 2001.
  2. Конституции государств Европы Т. 3. Окунькова Л.А. Изд. НОРМА, 2001.
  3. Конституционное право зарубежных стран, Алебастрова И.А. Изд. Юрайт, 2009.
  4. Конституционное право зарубежных стран, Б.А. Страшун. Изд. БЕК, 2000.
  5. Государственное право зарубежных стран, Арановский К.В. Изд. ИНФРА, 2000.
  6. Конституционное право зарубежных стран, Мишин А.А. Изд. Белые Альвы, 2000.
  7. Конституционное право Российской Федерации, Баглай М.В. Изд. НОРМА, 2000.
  8. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов, М.В. Баглая, проф. Ю.И. Лейбо, проф. Л.М. Энтина. Изд. НОРМА, 2004.
  9. Конституционное право зарубежных стран, Чиркин В.Е. Изд. Юристъ, 1997.
  10. Основы государственной власти, Чиркин В.Е. Изд. Юристъ, 2006.

Информация о работе Сравнительный анализ конституционного права Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Латвии по законодательной власти