Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 05:29, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить тактику Посольского позразделения БПСО при ликвидации последствий аварийного разлития нефти станции Тимлюй..
В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
- дать общую характеристику чрезвычайной ситуации;
- определить поражающие факторы чрезвычайной ситуации;
- спрогнозировать обстановку при ЧС, связанной с аварийным разлитием нефти на станции Тимлюй;
Курсовая работа
Тактика Посольского подразделения БПСО при ликвидации последствий аварийного разлития нефти на станции Тимлюй
Содержание
Цель курсовой работы - определить тактику Посольского позразделения БПСО при ликвидации последствий аварийного разлития нефти станции Тимлюй..
В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
- дать общую характеристику чрезвычайной ситуации;
- определить поражающие факторы чрезвычайной ситуации;
- спрогнозировать обстановку при ЧС, связанной с аварийным разлитием нефти на станции Тимлюй;
- дать технологию и основные положения организации управления и взаимодействия подразделений (частей) войск ГО при выполнении задач по ликвидации ЧС.
Станция Тимлюй входит в природоохранную зону побережья озера Байкал. Координаты: 52°0'14"N 106°36'59"E (рис. 1)
Рис. 1. Расположение станции Тимлюй
Станция Тимлюй - грузовая станция. На месте погрузки-выгрузки основные виды грузов: наливные, строительные. На пути не общего пользования производится налив опасных веществ 3 класса – легковоспламеняющиеся жидкости в железнодорожные цистерны.
Устройства для погрузки-выгрузки грузов:
- открытая площадка – тяжеловесная;
- северная эстакада для налива нефти – наливная;
- южная эстакада для налива нефти – наливная;
- погрузочная площадка – техническая прямая;
- погрузочная площадка – лесобиржа.
Средства механизации грузовых работ:
- козловые краны КС-32Б;
- кран балка (5 тонн);
- насосы Д-200-36 (3 шт.).
Ритмичность работы – круглосуточно. Объем грузовой работы: среднесуточная погрузка – 28,5 вагона, фактическая погрузка 19 вагонов, среднее время нахождения вагона под погрузкой 2,5 часа. Приемо-сдаточные операции производятся на местах погрузки и выгрузки.
Главные пути станции уложены из рельсов типа Р65, стрелочные переводы на главном пути марки 1/11, на приёмоотправочных марки 1/9.
На станции производится грузовая работа, имеется грузовой двор, на котором находятся: крытый склад для хранения, сортировки тарно-упаковочных грузов, крытые платформы, контейнерная площадка с козловым краном для переработки контейнеров, навалочная площадка с весовым путём, на которых находятся весы. Главный и приёмоотправочные пути оснащены электрической централизацией стрелок и сигналов (рис. 2).
1- пассажирская станция; 2 - сортировочная станция; 3 -грузовая станция
Рис. 2. Схема станции Тимлюй
Климат на станции Тимлюй, как и почти во всей Бурятии, резко континентальный, но на климат влияет близость озера Байкал: действует смягчающе на уровень температур летнего и осеннего периодов, в связи с поздним замерзанием озера. Самые низкие температуры были отмечены в 1947 г. – 42,7 0 и в 2001 г. ночная температура воздуха доходила до – 50 0. Самым жарким было лето 2000 г. Дневные температуры достигали + 36 0. Но такие года случаются нечасто. Средняя дневная температура летом + 15 – 20 0, зимняя – 10 0 – 20 0.
В год в среднем выпадает 400-450 мм. осадков. Чаще всего во второй половине мая и в июне осадков выпадает мало, что становится причиной плохого урожая. В июле, августе дождей больше чем в июне. Осень иногда бывает долгой, безветренной.
Ветра чаще всего дуют с запада и севера. Эти ветра холодные, приносят ненастье. Близость станции Тимлюй к Байкалу позволяет каменчанам отдыхать на турбазах, а любители рыбалки ловят рыбу и на реке Селенге, и на озере Байкал.
Анализ аварийности и травматизма подтверждает, что основными причинами являются отказы технологического оборудования из-за физического и коррозионного износа (47%), ошибочные действия персонала, связанные с нарушением технологической (21%) и производственной дисциплины (7%), неудовлетворительной организацией и проведением опасных видов работ (13%). Пять процентов аварийных ситуаций связано с отказами средств контроля, управления и сигнализации.
Наиболее частой причиной аварий является частичная разгерметизация технологического оборудования, приводящая к незначительным утечкам (как правило, не более 1м3) через фланцевые соединения, торцевые уплотнения, сварные швы и т.п. Основной причиной выбросов больших количеств опасных веществ, приводящих к опасным последствиям, является полное разрушение оборудования.
Причинами техногенных чрезвычайных ситуаций являются:
- значительный износ основных производственных фондов и систем аварийного контроля и предупреждения ЧС;
- несвоевременный и некачественный ремонт оборудования;
- медленное решение вопросов, связанных с оснащением опасных объектов средствами предупреждения аварий (аварийной остановки технологических процессов, локализации источников аварий и т.п.);
- локальный выброс в атмосферу взрывопожароопасных и токсичных веществ, а также недостаточный надзор за состоянием оборудования и трубопроводов, пожарной безопасности в насосных перекачки и других зданиях производственного назначения.
Из опыта эксплуатации технологического оборудования установлено:
- железнодорожная цистерна может быть повреждена в результате ошибочных действий машиниста тепловоза, которые могут привести к тарану цистерны и образованию пробоин, сходу с путей и опрокидыванию;
- нарушение герметичности цистерн и сливных трубопроводов возможно в результате разгерметизации фланцевых соединений и запорной арматуры по причине коррозии или гидравлических ударов;
-нарушение
герметичности автоцистерны и
сливного шланга возможно в
результате разгерметизации
Перечень основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций на путях транспортирования опасных веществ приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Перечень основных факторов и причин аварийных ситуаций
Наименование технологического блока |
Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийных ситуаций |
Возможные причины аварийных ситуаций | |
Блок №1. Пути не общего пользования |
1. Большие количества маневровых операций с железнодорожными цистернами, в которых находится нефтепродукт. 2. Перегрев вещества с повышением давления насыщенных паров. 3. Большое количество вещества в единичной емкости (полости цистерны). 4. Отсутствие средств и сил для оперативного устранения аварии на начальной стадии ее развития. |
1. Дефект конструкции и дефект материала конструкции цистерны. 2. Образование усталостных трещин в сварных швах и основном металле в процессе старения. 3. Разрушение сварных и фланцевых соединений. 4. Отказ предохранительных клапанов. 5. Коррозия металлов. 6. Нарушение требований рабочих инструкций и невыполнение требований нормативных документов в области промышленной безопасности, в том числе, несанкционированные действия персонала. 7. Повреждение железнодорожных путей, стрелочных переводов. 8. Террористический акт | |
Блок № 2. Пути не общего пользования |
1. Большие количества маневровых операций с железнодорожными цистернами, в которых находится нефтепродукт. 2. Перегрев
вещества с повышением 3. Большое
количество вещества в 4. Отсутствие
средств и сил для |
1. Дефект конструкции и дефект материала конструкции цистерны. 2. Образование усталостных трещин в сварных швах и основном металле в процессе старения. 3. Разрушение
сварных и фланцевых 4. Отказ предохранительных клапанов. 5. Коррозия металлов. 6. Нарушение
требований рабочих инструкций
и невыполнение требований 7. Повреждение железнодорожных путей, стрелочных переводов. 8. Террористический
акт и внешние воздействия
природного и техногенного | |
Проведенный анализ показывает, что на путях транспортирования опасных веществ возможны аварии, конечными событиями которых являлись:
- пролив, пожар пролива;
- загрязнение территории;
- образование облака испарения;
- распространение, взрыв облака.
При авариях, связанных с растеканием опасных жидких веществ, в основном, наносится ущерб окружающей среде. Травмирование персонала и получение ожогов возможно только при возгорании пролива или взрыве паров испаряющейся жидкости от источника внешнего зажигания, чем могут служить, в частности, разлетающиеся осколки разрушенного оборудования. Также травмирование персонала возможно при отравлении парами разлившихся опасных веществ при нахождении в зоне парения или в результате переноса воздушными потоками облака испарений.
Нефтепродукты могут вновь воспламениться после тушения пожара. Могут воспламеняться от нагретых стенок емкостей. В разлитом состоянии выделяют воспламеняющиеся пары. Продукты горения обладают высокой степенью токсичности при воздействии на живые организмы, пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси, которые распространяются далеко от места из образования. Емкости могут взрываться при нагревании. В порожних емкостях образуются взрывоопасные смеси. Постоянная опасность взрыва паров на открытом воздухе и в закрытом пространстве. Взрывное превращение паров нефтепродуктов может протекать с различными скоростями.
Опасность для человека - опасны при вдыхании, попадании на кожу, попадании в глаза. Признаки поражения - першение в горле, насморк, чувство опьянения, покраснение, сухость кожных покровов, резь в глазах, слезотечение. При пожаре и взрывах возможны ожоги и травмы.
Из-за нехватки трубопроводов нефтяные компании вынуждены прибегать к альтернативным способам поставки, в частности, железнодорожным транспортом.
Этот способ транспортировки является экологически опасным и очень дорогим. По данным Межведомственной комиссии по экологической безопасности России, около 30% аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте связано с разливами нефтепродуктов. Основную долю в структуре опасных грузов транспортируемых по железной дороге занимают нефтеналивные грузы (сырая нефть, дизельное топливо и мазут).
Перевозки нефтепродуктов сопряжены с опасностью возникновения аварийных ситуаций, результатом которых могут быть проливы различного масштаба, а при неблагоприятном стечении обстоятельств - пожары и взрывы. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей.
Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Общие причины происшествий на железнодорожном транспорте:
естественный физический износ технических средств,
нарушение правил эксплуатации,
усложнение технологий,
увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Состав железных дорог считался наиболее безопасным видом транспорта. Однако более строгий анализ показывает, что по показателям безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельствуют о значительном числе пострадавших и погибших в результате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей.
В результате аварийной разгерметизации цистерны с нефтью на станции Тимлюй, объем вытекшей нефти составил 25 м3, масса разлившейся нефти составила 17 т.
При свободном
растекании диаметр разлития
может быть определён из
d= (1)
где V - объём жидкости, 25 м3;
Толщина слоя разлившейся нефти рассчитывается по формуле:
, (2)
где V- объем разлившейся жидкости, 25 м3,
F – площадь растекания нефти, м2, которая определяется по формуле:
(3)
Таким образом, диаметр разлития составит:
d= м
Площадь растекания:
м2
Посольское поисково-спасательное подразделение является структурным подразделением ФГУ «БАЙКАЛЬСКИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД», созданного 1 января 2002 года на основании приказов Министра МЧС России № 375 от 30.08.01 г. «О создании Байкальского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России» за счёт ликвидированных Иркутской поисково-спасательной службы и Бурятской республиканской поисково-спасательной службы и № 505 от 21.11.01 г. «О внесении изменений в приказ МЧС России № 375 от 30.08.01 г.»