Теоретические основы семейного насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

В современном обществе до сих пор не существует единого определения понятия "насилие". При описании этой проблемы часто используют такие термины, как злоупотребление, принуждение, синдром опасного обращения с детьми, синдром избиваемой женщины, эксплуатация, управление, манипулирование и т.д.Насилие - это применение силовых методов или психологического давления с помощью угроз

Вложенные файлы: 1 файл

ПравоMicrosoft Office Word (2).docx

— 42.26 Кб (Скачать файл)

8.1. Теоретические основы  семейного насилия

В современном обществе до сих пор не существует единого  определения понятия "насилие". При описании этой проблемы часто  используют такие термины, как злоупотребление, принуждение, синдром опасного обращения  с детьми, синдром избиваемой женщины, эксплуатация, управление, манипулирование  и т.д.Насилие - это применение силовых методов или психологического давления с помощью угроз, заведомо направленных на слабых или тех, кто не может оказать сопротивление.

Каждый человек, независимо от пола и возраста, может подвергнуться  насилию, оказаться слабее физически  или морально или быть зависимым  от проявляющего насилие. Однако в отношении детей эта проблема стоит наиболее остро. Их жизнь действительно зависит от родителей, воспитателей и учителей, которые обладают неограниченной властью над ребенком длительный период жизни. Жестокое обращение с детьми в семье, школьное насилие вызывают необходимость оказания комплексной квалифицированной помощи со стороны специалистов по социальной работе, психологов, врачей разного профиля и правоохранительных органов.

Жестокое обращение  с детьми - это фактическое причинение им вреда через оскорбление, несправедливое наказание, побои, чрезмерные требования или запрещения чего-либо из "любви к ребенку". Оно включает в себя: физически жестокое обращение, убийство, вред вследствие неоказания помощи, дефицит необходимой защиты и заботы, вред психике, пренебрежение.

Принято выделять четыре вида жестокого обращения: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение  потребностями ребенка, психологическое  насилие.

Физическое насилие - жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства). Жестокость и интенсивность насильственного поведения оценивается в зависимости от возраста и чувствительности ребенка, а также от отношений между взрослым и ребенком.

 

Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечение ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией. При этом насильник злоупотребляет доверием ребенка и использует свои властные возможности. Наиболее частые формы сексуальных злоупотреблений: словесные приставания; "сексуальные прикосновения"; оральные, вагинальные и анальные изнасилования. Ребенок не всегда осознает значение злоупотребления (и ему не обязательно будет нанесен физический вред), поэтому он может бездумно согласиться на предлагаемые ему действия.

 

Психологическое насилие - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляются чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Психологическое насилие, или эмоционально жестокое обращение, - поведение, вызывающее у детей страх; заниженные или завышенные требования, свидетельствующие о непризнании ребенка родителями и препятствующие построению им представлений о собственной ценности. Сюда же относятся: душевная жесткость; психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), а также некоторые запреты чего-либо, якобы оправданные любовью; гиперопека и чрезмерная забота, которые могут вызвать чувства беспомощности, бесполезности и абсолютной зависимости ребенка от родителей. Принуждение "из любви" и невнимание к детским потребностям также являются насилием. Насилие над душой относится к такой форме насилия, которую трудно узнать и воспринять. Оно делает ребенка неуверенным, заставляет держаться особняком, вгоняет в депрессию и печаль или же делает агрессивным и способным к ответному насилию (может быть, не сейчас, а через некоторое время, возможно, - через годы). Если ребенок в прямом или переносном смысле "остается один", если к нему долгое время не проявляется внимание и нежность, у него появляется связанная с этим эмоциональная незащищенность, а это и есть насилие над душой ребенка. Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, пассивность, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность

 

Работа воспитателя  по профилактике насилия  семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания.  Реабилитационный центр  – общественное воспитательное учреждение, где  вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.

 

 
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ  В СЕМЬЕ.

Слайд 2

Работа воспитателя  по профилактике насилия  семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания.  Реабилитационный центр  – общественное воспитательное учреждение, где  вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.

Слайд 3,4

СЕМЬЯ - важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека.

Школьная педагогика рассматривает  семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена  на значение семьи в формировании личности.

Слайд 5 

Для решения правовых задач необходимо:

Во-первых

убеждённость педагогов в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической  и коррекционной работы по профилактике насилия в семье является НЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ, а ВАЖНЕЙШИМ УСЛОВИЕМ повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса,

В ЧАСТНОСТИ, ЭТО БЕСЕДЫ С  РОДИТЕЛЯМИ О ТОМ, КАК ЛУЧШЕ РАЗРЕШИТЬ  ТОТ ИЛИ ИНОЙ КОНФЛИКТ С РЕБЁНКОМ.

Во-вторых

определённый  уровень ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И КУЛЬТУРЫ самих педагогов, который предполагает в первую очередь.

В-третьих

создание особой формы общения  между родителями и воспитателями, которую можно обозначить, как ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ ДЕЛОВОЙ КОНТАКТ.        

НАМ НУЖНО НАХОДИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ РОДИТЕЛЮ, ЧТОБЫ  РАСПОЛОЖИТЬ ЕГО НА ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ  КОНТАКТ.


Слайд 6

Основные направления работы воспитателя  по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:

  1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей  от  жестокого обращения.
  2. Профилактика жестокого обращения с детьми:
  • трансляция родителям положительного образа ребенка
  • работа по коррекции детско-родительских отношений.
  1. Работа   по  предотвращению  нарушения   прав  ребенка  незнакомыми    взрослыми.

Слайд 7 

 Чтобы  воспитатели могли влиять на  ситуацию с правами ребёнка,  они должны быть подготовлены  к этой деятельности. Эффективность  взаимодействия педагога с родителями  во многом зависит от изучения  семьи.  

Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются:

  • Наблюдение;
  • Беседы;
  • Тестирование родителей;
  • Изучение продуктов детской деятельности ;
  • Игровая деятельность с детьми;
  • Посещение неблагополучных семей на дому.

 

 Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными  трудностями, но она  используется в практике СРЦН.  И является наиболее эффективной в работе с родителями. 

 

Слайд 8        

В процессе наблюдения педагогу необходимо обращать  особое  внимание на содержание и форму обращения родителей к ребёнку, ПРИ ПОСЕЩЕНИИ РОДИТЕЛЯМИ  ДЕТЕЙ В ЦЕНТРЕ:

  • употребление уменьшительно – ласкательных имён или грубых слов,

НЕКОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ БЕСЕДУЯ С ДЕТЬМИ ДАЖЕ НЕ НАЗЫВАЮТ ИХ ПО ИМЕНИ.

  • реакцию родителей на просьбы,
  • ВО ВРЕМЯ БЕСЕД С ДЕТЬМИ РОДИТЕЛИ СТАРАЮТСЯ НАОБЕЩАТЬ ДЕТЯМ ВСЕГО, А ПОТОМ РЕБЁНОК ЖДЁТ, ПЕРЕЖИВАЕТ, РАССТРАИВАЕТСЯ. НЕКОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ПРИДУМЫВАТЬ ПРИЧИНЫ»ВОТ БУДУТ ДЕНЬГИ», «ВОТ УСТРОЮСЬ НА РАБОТУ»,ЧТО ТОЖЕ ОТРИЦАТЕЛЬНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ.
  • рассказы детей,
  • НЕ ВСЕ РОДИТЕЛИ ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШИВАЮТ РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ОБ ИХ ЖИЗНИ В ЦЕНТРЕ, БЫВАЮТ ТАКИЕ СЛУЧАИ, ЧТО МАМА ПРОСТО СИДИТ ИГРАЕТ В ТЕЛЕФОН, ЕЙ ВООБЩЕ НЕ ИНТЕРЕСНО СЛУШАТЬ РЕБЁНКА.
  • их шалости, капризы,
  • НАБЛЮДАЕМ КАК РОДИТЕЛИ ОБЩАЮТСЯ С ДЕТЬМИ, ПОЗВОЛЯЮТ ЛИ РОДИТЕЛИ КАПРИЗНИЧАТЬ И ЧТО-ТО ТРЕБОВАТЬ У РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ШАЛИТЬ
  • на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику)
  • ПРИ ВСТРЕЧАХ ВАЖЕН ТАК ЖЕ САМ ТОН РОДИТЕЛЕЙ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ.
  • телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты).

А также на ответную реакцию детей:

  • их настроение,
  • ИНОГДА ПОСЛЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЗАМКНУТЫМИ,ПОТОМУ-ЧТО РОДИТЕЛИ НЕ ОТВЕТИЛИ НА ЕГО ВОПРОСЫ,ИЛИ ЧТО-ТО ПООБЕЩАЛИ И НЕ ВЫПОЛНИЛИ. А МОЖЕТ ПРОСТО НЕ ОБНЯЛИ НЕ ПРИЛАСКАЛИ,В ЧЁМ ТАК НУЖДАЮТСЯ НАШИ ВОСПИТАННИКИ.
  • содержание обращений,
  • НАБЛЮДАЕМ КАК ПРОХОДИТ САМО ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ИНТЕРЕСУЮТСЯ ЛИ  РОДИТЕЛИ УЧЁБОЙ В ШКОЛЕ.
  • тон,
  • мимику

Слайд 9

ЭФФЕКТИВНЫМ  ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. Наблюдения за детьми в играх,  где дети  воспроизводят привычные для них формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
  2. Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы:
      • «Моя семья»,
      • «Мой самый любимый человек».

При анализе детских работ  важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).

Слайд 10

После того как педагог  установит доверительный деловой  контакт с родителями, становится возможнымРЕШЕНИЕ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ – трансляции родителям положительного образа ребёнка. 

 

Необходимость  решения этой задачи, определяется тем, что в повседневном общение с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях.

Поэтому демонстрация воспитателем:

  • доброжелательного отношения ко всем без исключения детям,
  • умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка,
  • показать и рассказать, чему он научился за прошедший день,
  • способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность

ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЕЙШИМИ УСЛОВИЯМИ ПОСТРОЕНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ  ОТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ.

Слайд 11        

Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного  отношения к ребёнку.

Родители, которые видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении  с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия  на собственного ребёнка. 

           

Эффективным средством педагогического  и правового просвещения родителей  является наглядная агитация, включающая:

  • использование папок-передвижек с темами:
    • «Искусство быть родителем»,
    • «Наказывая, подумай: зачем?»
    • «Что посеешь, то пожнешь»
  • уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;
  • рисунки детей на тему «Мои права», «Моя семья»

Слайд 12

Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, семинары-практикумы. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов.

Информация о работе Теоретические основы семейного насилия