Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:29, курсовая работа
Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы. Особенности государственных образований общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………….3
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………...5
2.1 Монархические формы правления…………………………………………………………………5
2.2 Республиканские формы правления……………………………………………………………….6
3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………………………………………… 9
3.1 Унитарное государство…………………………………………………………………………….10
3.2 Федеративное государство………………………………………………………………………... 11
3.3 Конфедеративное государство……………………………………………………………………..15
4. ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА…………………………………………………………15
4.1 Демократические режимы…………………………………………………………………………19
4.2 Антидемократические режимы……………………………………………………………………21
4.2.1 Тоталитарный режим………………………………………………………………………………22
4.2.2 Авторитарный режим……………………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25
Есть разные формы правления
Отличительным признаком президентской
республики является то, что президент
в ней одновременно выступает и главой
государства, и главой правительства.
Пожалуй, самый яркий пример президентской
демократии - это США. Исполнительная власть
сконцентрирована в руках одного правителя,
т.е. у президента США, который регулярно
через каждые 4 года избирается всем народом.
Президент назначает членов кабинета
министров, которые подотчетны только
ему, а не парламенту. Вот сущность президентского
правления. Это отнюдь не означает, что
президент- диктатор. Президент не имеет
законодательных полномочий. Вся законодательная
власть принадлежит высшему законодательному
органу США - конгрессу (палате представителей
и сенату). При исполнении своих полномочий
президент США в определенной степени
ограничен властью конгресса. Конгресс
решает вопросы бюджета, имеет право отменить
любые назначения президента США (право
вето) и, наконец, конгресс вправе начать
процесс “импичмента”, т.е. досрочного
отстранения президента от власти (за
измену, за нарушение Конституции и другие
преступления).
Главной отличительной чертой парламентской
республики является образование правительства
на парламентской основе (обычно парламентским
большинством) и его формальная ответственность
перед парламентом. Парламент осуществляет
по отношению к правительству ряд функций:
формирует и поддерживает его; издает
законы, принимаемые правительством к
исполнению; утверждает государственный
бюджет и тем самым устанавливает финансовые
рамки деятельности правительства; осуществляет
контроль над правительством и в случае
необходимости может выразить ему вотум
недоверия, что влечет за собой либо отставку
правительства, либо роспуск парламента
и проведение досрочных выборов. В современном
мире есть 3 главных типа парламентских
режимов.
Первый может быть описан как однопартийное
большинство в парламенте, т.е. когда одна
политическая партия постоянно настолько
сильна, чтобы образовать правительство.
Иногда такое правление называют “Вест
министерской моделью”, имея в виду Британский
парламент, в котором взятой партии достаточно
50 % голосов, чтобы образовать правительство
на весь срок выборов.
Второй тип - это парламентская коалиционная
система, когда кабинет министров формируется
на основе коалиции (соглашения) различных
партий, из которых ни одна не имеет абсолютного
большинства в парламенте. Коалиции могут
быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными
(Италия).
Третий тип парламентского режима часто
называют консенсуальным. Он был предложен
одним из современных политологов Лайбхартом.
Он предложил концепцию консенсуального
парламентского режима для того, чтобы
обозначить режимы, существующие за счет
регионального или этнического большинства.
Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют
менее 15 % бельгийского населения и где
при парламентском или президентском
правлении франко-говорящее население
превратилось бы в людей второго сорта,
была изобретена система заранее спланированных
компромиссов, т.е. та ситуация, при которой
защищены права обеих лингвистических
групп. Для разрешения каких-либо спорных
вопросов обе стороны создают комиссию
из равного количества представителей
этих этнических групп и пытаются найти
компромисс.
Современная демократия - это представительство
интересов, а не сословий. Все граждане
в демократическом государстве, как участники
политической жизни равны. Равенство это
двоякого рода - равенство перед законами
и равенство политических прав. Современное
демократическое государство - это государство
правовое, в котором на практике осуществлено
разделение трех властей и созданы реальные
механизмы защиты прав и свобод граждан. Недемократические
режимы
Недемократические режимы делятся на
два типа:
- тоталитарный,
- авторитарный.
4.2.1 Тоталитарный режим
Понятие тоталитаризма происходит от
латинских слов “ TOTALITAS ”- цельность, полнота
и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно
под тоталитаризмом понимают политический
режим, основанный на стремлении руководства
страны подчинить уклад жизни людей одной,
безраздельно господствующей идее и организовать
политическую систему власти так, чтобы
она помогала реализации этой идеи.
Тоталитарными являются режимы, при которых:
Все вышеперечисленные
В определении Фридриха есть одно слабое
место. Может ли тоталитарная система
изменяться и эволюционировать? Фридрих
и Бжезинский утверждали, что тоталитарный
режим не меняется, его лишь можно уничтожить
извне. Они уверяли, что все тоталитарные
государства погибают, как погиб нацистский
режим в Германии. В последствие жизнь
показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные
режимы способны меняться, эволюционировать.
После смерти Сталина СССР изменился.
Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики.
Однако нельзя сказать, что они одинаковы.
Это так называемый пост тоталитаризм.
Пост тоталитарный режим - это система,
когда тоталитаризм теряет часть своих
элементов и как бы размывается и ослабляется
(например, СССР при Хрущеве Н.С.), Итак,
тоталитарный режим следует подразделять
на чисто тоталитарный и пост тоталитарный.
В зависимости от господствующей идеологии
тоталитаризм обычно подразделяют на
коммунизм, фашизм и национал- социализм.
Коммунизм (социализм) в большей степени,
чем другие разновидности тоталитаризма,
выражает основные черты этого строя,
поскольку предполагает абсолютную власть
государства, полное устранение частной
собственности и, следовательно, всякой
автономии личности. Несмотря на преимущественно
тоталитарные формы политической организации
социалистической системе присущи и гуманные
политические цели. Так, например, в СССР
резко повысился уровень образования
народа, стали доступными доля него достижения
науки и культуры, была обеспечена социальная
защищенность населения, развивалась
экономика, космическая и военная промышленность
и т.д., резко сократился уровень преступности,
к тому же на протяжении десятилетий система
почти не прибегала к массовым репрессиям.
Фашизм - право - экстремистское политическое
движение, возникшее в обстановке революционных
процессов, охвативших страны Западной
Европы после первой мировой войны и победы
революции в России. Впервые он был установлен
в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел
к возрождению величия Римской империи,
установлению порядка, твердой государственной
власти. Фашизм претендует на восстановление
или очищение “народной души”, обеспечение
коллективной идентичности на культурной
или этнической почве. К концу 30-х годов
фашистские режимы утвердились в Италии,
Германии, Португалии, Испании и ряде стран
Восточной и Центральной Европы. При всех
своих национальных особенностях фашизм
везде был одинаков: он выражал интересы
наиболее реакционных кругов капиталистического
общества, оказывавших фашистским движениям
финансовую и политическую поддержку,
стремящихся использовать их для подавления
революционных выступлений трудящихся
масс, сохранения существующего строя
и осуществления своих имперских амбиций
на международной арене.
Третья разновидность тоталитаризма -
национал- социализм. Как реальный политический
и общественный строй он возник в Германии
в 1933 г. Цель: мировое господство арийской
расы и социальное предпочтение - германская
нация. Если в коммунистических системах
агрессивность направлена, прежде всего,
вовнутрь - против собственных граждан
(классового врага), то в национал социализме
- вовне, против других народов.
И все же тоталитаризм - исторически обреченный
строй. Это общество - самоед, не способное
к эффективному созиданию, рачительному,
инициативному хозяйствованию и существующее
главным образом за счет богатых природных
ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления
большинства населения. Тоталитаризм
- закрытое общество, не приспособленное
к современному качественному обновлению,
учету новых требований непрерывно изменяющегося
мира.
4.2.2 Авторитарный
режим
Одним из наиболее распространенных в
истории типов политической системы является
авторитаризм. По своим характерным чертам
он занимает как бы промежуточное положение
между тоталитаризмом и демократией. С
тоталитаризмом его роднит обычно автократический,
не ограниченный законами характер власти,
с демократией - наличие автономных, не
регулируемых государством общественных
сфер, особенно экономики и частной жизни,
сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной политической системе присущи
следующие черты:
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм-
политический режим, при котором
неограниченная власть сконцентрирована
в руках одного человека или группы
лиц, не допускающих политическую оппозицию,
но сохраняющую автономию личности
и общества во вне политических сферах.
Авторитаризм вполне совместим с
уважением всех других, кроме политических,
прав личности.
Слабые стороны авторитаризма: полная
зависимость политики от позиции главы
государства или группы высших руководителей,
отсутствие у граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола, ограниченность
политического выражения общественных
интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая
способность обеспечивать политическую
стабильность и общественный порядок,
мобилизовывать общественные ресурсы
на решение определенных задач, преодолевать
сопротивление политических противников.
Авторитарные режимы очень разнообразны.
Это монархии, диктаторские режимы, военные
хунты, популистские системы правления
и др. Монархии - уже исчезающая категория
авторитарных режимов. Не все монархии
авторитарны. В Европе (Великобритания,
Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург,
Испания) монархии в принципе являются
парламентскими демократиями. Но когда
говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных
государств, то имеют в виду монархии в
наименее развитых странах, где монархи
являются действительными правителями
(Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).
Военное правление: военные берут власть
и правят страной. Политическая деятельность
либо вообще запрещена, либо ограничена.
В современных условиях пост социалистических
стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся
на активную массовую поддержку и некоторые
демократические институты, едва ли может
быть инструментом прогрессивного реформирования
общества и способен превратиться в криминальный
диктаторский режим личной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть
форму государства в историческом аспекте
и попытаться вывести наиболее справедливую
(по современным понятиям) и эффективную
ее разновидность.
Исторически сложилось так, что сначала
появились государства, форму которых,
прежде всего, определяла форма правления;
более того, таких категорий, как форма
государственного устройства или политический
режим попросту не существовало. Как уже
говорилось выше, необходимость во вводе
классификации по форме государственного
устройства появилось в XVII - XVIII веках,
когда начала складываться такая форма,
как федерация, а категория "политический
режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева,
и вовсе в 20-х годах XX века.
Таким образом, в древности и в средние
века все государства были унитарные,
а формой правления, как правило, была
монархия. О политическом режиме можно
говорить шире - так, в некоторых государствах
древности существовали многие институты
демократии. Однако гораздо чаще встречались
авторитарные или вовсе тоталитарные
государства.
С появлений федераций положение изменилось.
И хотя в форме правления монархия продолжала
и продолжает играть значительную роль,
основной формой правления становится
республика. Политический режим становится
все более демократичным, пока не достигает
современного уровня.
Сейчас наиболее распространенной формой
государства является демократическая
федеративная республика. Именно в ней
наиболее четко проявляются все современные
воззрения на то, каким должно быть общество.
Однако это вовсе не означает, что человечество
не может изобрести ничего более совершенного.
Возможно, в будущем появятся принципиально
новые элементы формы государства, и это
лишь еще раз доказывает перспективность
и необходимость рассмотрения данной
темы.
Таким образом, форма государства может
быть понята только в единстве трех составляющих
ее элементов: формы правления, формы государственного
устройства и формы государственного
режима. Следует также учитывать непрерывно
происходящие в современном мире изменения,
чтобы дополнить изложенный выше материал
новой информацией, не забывая, тем не
менее, исторического смысла уже существующих
понятий и стоящей за ними реальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10. Мишин А.А. «Конституционное
(государственное) право зарубежных стран.»,1997
11. Матузов Н.И. , Малько
А.В. “Теория государства и права “
1997 г.
1 Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М. 1995. С.67.
2 Советский энциклопедический
3 Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М. 1995. С.101.
4 Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М. 1995. С.105.
5 Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М. 1995. С.107.
6 Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М. 1995. С.110.
7 Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М. 1995. С.112.
8 см.: Советский энциклопедический
словарь. М. 1989. С.1417.
9 см.: Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М. 1995. С.119.
10 см.: Хрестоматия по истории
государства и права
11 см.: Конституция Российской
12 Советский энциклопедический
13 см.: Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М. 1995. С.123.
14 Политологический словарь, М, 1991
15 Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М. 1995. С.124.