Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:59, курсовая работа
Целью исследования данной темы является рассмотрение понятия, видов, порядка создания и деятельности учреждений, их правового положения, формирования и использования их имущества.
Цель работы предопределяет следующие задачи:
- изучение общих положений об учреждениях;
- изучение видов учреждений
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Учреждение как юридическое лицо
Понятие юридического лица…………………………………………...5
Виды юридических лиц………………………………………………...9
Роль и место учреждений в массиве некоммерческих
организаций…………………………………………………………………...11
Глава 2. Понятие, общая характеристика и виды учреждений
Понятие учреждения…………………………………………………........15
Виды учреждений…………………………………………………….........22
Глава 3. Правовое положение учреждения
3.1. Автономные учреждения……………………………………………….26
3.2. Бюджетные учреждения………………………………………………...28
3.3. Казенные учреждения…………………………………………………...30
Глава 4. Проблемы выхода учреждений из ООО без согласия собственника…………………………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………....37
Автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг.
Доходы автономного
учреждения поступают в его
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.
3.2.Бюджетное учреждение
В соответствии со ст.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Порядок формирования
государственного (муниципального) задания
и порядок финансового
1) Правительством Российской
Федерации в отношении
2) высшим исполнительным
органом государственной
3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Крупная сделка
может быть совершена
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Бюджетные учреждения не
вправе размещать денежные средства
на депозитах в кредитных
3.3. Казенные учреждения
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Бюджетным кодексом.
Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе
Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
Исходя из всего
Глава 4. Проблемы выхода учреждения из ООО без согласия собственника.
На практике возник вопрос, касающийся выхода из общества финансируемого собственником учреждения. Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области обратилось в суд с иском к товариществу с ограниченной ответственностью "Республиканский социальный коммерческий банк" о взыскании действительной стоимости его доли в связи с выходом из общества. Ответчик, возражая против исковых требований, сослался на то, что отделение Пенсионного фонда — учреждение и потому не вправе без разрешения собственника осуществлять выход из товарищества. Иск был удовлетворен. Обоснованность судебных актов не вызывает возражений.
Отделение Пенсионного фонда — это юридическое лицо (учреждение). Оно в отношении закрепленного имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Из материалов дела следовало, что указанное учреждение не было ограничено собственником в принятии решения о выходе из числа участников товарищества.
Согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Буквальное толкование этого положения подводит к выводу о том, что разрешение собственника необходимо для приобретения доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и соответственно
получения статуса участника общества. Отчуждение же участником доли в уставном капитале, в том числе путем выхода из общества, находится за пределами рассматриваемых ограничений. Поэтому отделение Пенсионного фонда имело право выхода из товарищества без согласия собственника, каковым является государство.
Таким образом, по общему правилу для выхода из общества участника, являющегося учреждением, не требуется разрешения собственника. Вместе с тем при соответствующем регулировании, например в учредительном документе учреждения, утвержденном собственником, может быть установлено прямо противоположное правило, требующее такого решения.
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица делятся на несколько видов: по формам собственности (государственные, муниципальные, частные); по способам образования (образуемые в явочно-нормативном, распорядительном или разрешительном порядке); по цели деятельности (коммерческие и некоммерческие); по степени взаимного участия юридических лиц в уставных капиталах друг друга (основные, зависимые, дочерние); по правам учредителей (участников) на имущество юридического лица (юридические лица, учредители которых могут иметь вещные, обязательственные права или не имеют имущественных прав); по особенностям организационно-правовой формы (хозяйственные общества и товарищества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, общественные организации, учреждения, фонды и др.) и иные.