Философия свободы в юридической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:41, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение философии свободы.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать основные философские тенденции.
2. Выявить основные пути мировоззренческих исканий представителей философской мысли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие свободы в истории философии………………………………5
1.1 Противоречивый характер осмысления свободы в истории
Философии……………………………………………………………..5
1.2 Понятие свободы. География свободы……………………………...10
Заключение…………………………………………………………………13
Список использованных источников……………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

реф Философия свободы в юридической науке.docx

— 35.29 Кб (Скачать файл)

Американский философ  Эрих Фромм выявил и описал особый феномен человеческого сознания и поведения – бегство от свободы. Так называется его книга, которая была выпущена в 1941 году. Основная идея книги состоит в том, что свобода, хотя и принесла человеку независимость и наделила смыслом его существование, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Следствием подобной изоляции стало одиночество. Невыносимость морального одиночества человека и попытка избежать этого описывается Бальзаком в "Страданиях изобретателя" (IIIч. романа "Утренние иллюзии"): "Так запомни же, запечатлей в своем столь восприимчивом мозгу: человека страшит одиночество…Жажда утоления этого чувства заставляет человека расточать свои силы, все свое имущество, весь пыл своей души" [Фромм 1997:37]. Если индивид достиг максимальной или абсолютной свободы в мире, он начинает понимать, что свобода обернулась беспредельным одиночеством. Устранив все формы зависимости, индивид в конце концов остается со своей индивидуальной самостью". Исчезают многочисленные запреты, которые, хотя и ограничивали свободу человека, но делали его близким определенному кругу людей. В "Братьях Карамазовых" Достоевского звучит идеальная для описания этого состояния фраза – "Человек свободен – это значит он одинок".

Философия ХХ столетия показала, что свобода может стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться. Можно без преувеличения сказать, что концепция Шопенгауэра во многом носила прогностический, опережающий  характер.

 

1.2 Понятие свободы  в Русской литературе. География  свободы

 

"Последняя четверть  ХХ века в русской литературе  определилась властью зла"  – утверждает знаменитый русский  писатель Виктор Ерофеев. Он  припоминает тургеневского Базарова, который сказал невыразимо милосердную и подающую великие надежды человечеству фразу: "Человек хорош, обстоятельства плохи".

Эту фразу можно поставить  эпиграфом ко всей русской литературе. Основной пафос ее значительной части  – это спасение человека и человечества. Это неподъемная задача, и русская  литература настолько блестяще не справилась с ней, что обеспечила себе великий  успех.

Философ XIX века Константин Леонтьев говорил о розовом христианстве Достоевского и Толстого как о  лишенном метафизической сути, но решительно развернутом в сторону гуманистических  доктрин, которые напоминают французских  просветителей. Русская классическая литература учила, как оставаться свободным  человеком в невыносимых, экстремальных  положениях. Вообще, свобода и гуманизм беспредельно связаны характером русского человека. В чем же проявляется для русского человека стремление к свободе?

Рассмотрим понятие "человек  мигрирующий" как знак поиска перемен. Стремление к свободе или "бегство" от нее. Феномен, составляющий понятие "миграция" – это опыт различения динамического и статического, оседлого и миграционного. Русский человек  – это человек, предельно движущийся, расширяющий уровень своего бытования. Странничество – это характерное  русское явление, оно мало знакомо  Западу. Бахтин объяснял его вечной устремленностью русского человека к чему-то бесконечному: "Странник ходит по необъятной русской земле, никогда не оседает и ни к чему не прикрепляется".

Необъятные просторы создают  такой разворот пространства, что  приближают идущего к высшему. Но очень часто блуждающий заражается вирусом бунта, он как бы выхаживает его своими ногами. Бунт, это, возможно, негодование, требование свободы, пространства как свободы, одиночества как свободы. И где-то на краю мира и на краю тела наступает слияние свободы, мига и вечности. Западные люди – это люди более оседлые, они дорожат своим настоящим, боятся бесконечности, хаоса, а следовательно, они боятся свободы. Русское слово "стихия" с трудом переводится на иностранные языки: трудно дать имя, если исчезла сама реалия.

Для человека Востока тема движения вообще не свойственна. Путь для него – это круг, соединенные  пальцы Будды, т.е. замкнутость. Некуда идти, когда все в тебе самом. Поэтому  японская культура – это культура внутреннего слова, мысли, а не действия.

Удовольствие предшествующего обуславливает несвобода географическая, но стремление к свободе внутренней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современном мире основой  мировоззренческого потенциала становится именно философия как всеобъемлющая  категория. Одним из бесспорных мировоззренческих  итогов философии начала XXI в. является сам феномен существования философского миропонимания, которое стало доминирующим в ареале технократической цивилизации.

В основе философского мировоззрения  лежит представление о безграничной возможности человеческого познания, о бесконечных потенциалах человеческого  духа.

При написании данного  реферата я проанализировал труды  таких философов как Николай  Александрович Бердяев, Мартина  Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, Альбер Камю. Их теории о свободе похожи, но рассматриваются  в совокупности с различными философскими вопросами, например, Хайдеггер затрагивает  понятие свободы при рассмотрении вопросов об истине, Ж.-П. Сартар о бытие, Камю об абсурде и т.д.

Многие из выше упомянутых философов всегда отстаивали нередуцируемость свободы к необходимости. Возможно именно поэтому, они остаются во многом нашими современниками, призывающими при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Сартр, Ж.-П. Бытие  и Ничто: Опыт феноменологической  онтологии / Ж.-П. Сартр. – М.: Феникс, 2000

2. Фромм Э. Бегство от свободы/Э.Фромм. – Минск.: Попурри, 1998. – 672с.

3. Шлайфер Н.Е. Свобода личности и исторический детерминизм/Н.Е. Шлайфер. – М.: Изд-во "Высшая школа", 1983. – 95с.

4. Бердяев Н.А. Философия  свободы/Н.А. Бердяев. -М.: Правда, 1989

5. Хайдеггер М. Бытие  и время /М.Хайдеггер. – М.: Феникс, 1998. – 32-46с.


Информация о работе Философия свободы в юридической науке