Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:41, реферат
Целью работы является изучение философии свободы.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать основные философские тенденции.
2. Выявить основные пути мировоззренческих исканий представителей философской мысли.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие свободы в истории философии………………………………5
1.1 Противоречивый характер осмысления свободы в истории
Философии……………………………………………………………..5
1.2 Понятие свободы. География свободы……………………………...10
Заключение…………………………………………………………………13
Список использованных источников……………………………………14
Американский философ Эрих Фромм выявил и описал особый феномен человеческого сознания и поведения – бегство от свободы. Так называется его книга, которая была выпущена в 1941 году. Основная идея книги состоит в том, что свобода, хотя и принесла человеку независимость и наделила смыслом его существование, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Следствием подобной изоляции стало одиночество. Невыносимость морального одиночества человека и попытка избежать этого описывается Бальзаком в "Страданиях изобретателя" (IIIч. романа "Утренние иллюзии"): "Так запомни же, запечатлей в своем столь восприимчивом мозгу: человека страшит одиночество…Жажда утоления этого чувства заставляет человека расточать свои силы, все свое имущество, весь пыл своей души" [Фромм 1997:37]. Если индивид достиг максимальной или абсолютной свободы в мире, он начинает понимать, что свобода обернулась беспредельным одиночеством. Устранив все формы зависимости, индивид в конце концов остается со своей индивидуальной самостью". Исчезают многочисленные запреты, которые, хотя и ограничивали свободу человека, но делали его близким определенному кругу людей. В "Братьях Карамазовых" Достоевского звучит идеальная для описания этого состояния фраза – "Человек свободен – это значит он одинок".
Философия ХХ столетия показала,
что свобода может стать
1.2 Понятие свободы в Русской литературе. География свободы
"Последняя четверть
ХХ века в русской литературе
определилась властью зла"
– утверждает знаменитый
Эту фразу можно поставить эпиграфом ко всей русской литературе. Основной пафос ее значительной части – это спасение человека и человечества. Это неподъемная задача, и русская литература настолько блестяще не справилась с ней, что обеспечила себе великий успех.
Философ XIX века Константин
Леонтьев говорил о розовом христианстве
Достоевского и Толстого как о
лишенном метафизической сути, но решительно
развернутом в сторону
Рассмотрим понятие "человек
мигрирующий" как знак поиска перемен.
Стремление к свободе или "бегство"
от нее. Феномен, составляющий понятие
"миграция" – это опыт различения
динамического и статического, оседлого
и миграционного. Русский человек
– это человек, предельно движущийся,
расширяющий уровень своего бытования.
Странничество – это
Необъятные просторы создают такой разворот пространства, что приближают идущего к высшему. Но очень часто блуждающий заражается вирусом бунта, он как бы выхаживает его своими ногами. Бунт, это, возможно, негодование, требование свободы, пространства как свободы, одиночества как свободы. И где-то на краю мира и на краю тела наступает слияние свободы, мига и вечности. Западные люди – это люди более оседлые, они дорожат своим настоящим, боятся бесконечности, хаоса, а следовательно, они боятся свободы. Русское слово "стихия" с трудом переводится на иностранные языки: трудно дать имя, если исчезла сама реалия.
Для человека Востока тема движения вообще не свойственна. Путь для него – это круг, соединенные пальцы Будды, т.е. замкнутость. Некуда идти, когда все в тебе самом. Поэтому японская культура – это культура внутреннего слова, мысли, а не действия.
Удовольствие предшествующего обуславливает несвобода географическая, но стремление к свободе внутренней.
Заключение
В современном мире основой
мировоззренческого потенциала становится
именно философия как всеобъемлющая
категория. Одним из бесспорных мировоззренческих
итогов философии начала XXI в. является
сам феномен существования
В основе философского мировоззрения
лежит представление о
При написании данного
реферата я проанализировал труды
таких философов как Николай
Александрович Бердяев, Мартина
Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, Альбер Камю. Их
теории о свободе похожи, но рассматриваются
в совокупности с различными философскими
вопросами, например, Хайдеггер затрагивает
понятие свободы при
Многие из выше упомянутых философов всегда отстаивали нередуцируемость свободы к необходимости. Возможно именно поэтому, они остаются во многом нашими современниками, призывающими при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сартр, Ж.-П. Бытие
и Ничто: Опыт
2. Фромм Э. Бегство от свободы/Э.Фромм. – Минск.: Попурри, 1998. – 672с.
3. Шлайфер Н.Е. Свобода личности и исторический детерминизм/Н.Е. Шлайфер. – М.: Изд-во "Высшая школа", 1983. – 95с.
4. Бердяев Н.А. Философия свободы/Н.А. Бердяев. -М.: Правда, 1989
5. Хайдеггер М. Бытие и время /М.Хайдеггер. – М.: Феникс, 1998. – 32-46с.