Формирование гражданского общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 00:51, курсовая работа

Краткое описание

В действительности абсолютное большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных частных интересов и потребностей, сферой реализации которых является повседневная жизнь. В ней действия индивидов имеют, как правило, спонтанный и стихийный характер, отражая их стремление к автономии и независимости. Для осуществления частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты: семью, церковь, негосударственные средства массовой информации, учреждения культуры, научные, профессиональные и спортивные объединения, ассоциации и союзы.

Содержание

Введение
3
1. Гражданское общество и власть
5
2. Предпосылки возникновения гражданского общества
12
3. Формирование гражданского общества в России
17
Заключение
23
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское общество - 3-Нов.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Значительный отпечаток  на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от разных исторических этапов. Изменение материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.

В реальной жизни противоречиво  переплетаются различные, порой  противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это обстоятельство снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и иных интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура.

В этих условиях только сильное  государство могло бы стать инициатором  и гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционного государства.

Очевидно, что процесс  формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

Российское общество вновь оказалось перед дилеммой: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с  принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели сильной власти при отчуждении от нее народа. Пока же нередки случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих корпоративных интересах, что все больше отчуждает общество от власти, не служит гарантией неприкосновенности гражданских прав индивидов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от .государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.

Гражданское общество в  широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились  представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан.

Гражданское общество в его современном понимании и значении — это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество — это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, т. е. социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Друroe дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно: экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство.

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются в основном следующими моментами:

— становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

— гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

— гражданское общество существует наряду с государством как  относительно самостоятельная и  противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

— гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость,

— гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно, готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

— с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

— взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства. Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.        

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

        1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета.  - 1993. - 25 дек. - № 237.

            2. Гражданский кодекс РФ  Часть первая от  30.11.94. //СЗ РФ  1994, №32, Ст. 3301; Гражданский кодекс РФ, Часть вторая от 26.03.03. № 37-ФЗ//СЗ РФ , 2003. №5 Ст. 410; Гражданский кодекс РФ, Часть третья от 26.11.03.№ 147-ФЗ.//Российская газета от 28 ноября 2003 г. 

3. Габричидзе Б.Н., Елисеев  Б.П. Конституционное право   современной России. – М.: Дело  и сервис, 2006.

4. Демидов А.И. Основы  политологии. Учебное пособие.  М.: Юнити,  2007.

         5. Емельянов Б.В. Введение  в философию. М.: Юнити, 2007.

     6.Звонарев Д.И. Социология. М.: ИНФРА-М, 2005.

         7. Исаев И.А. История государства и права России. -М.: Юрист, 2007.

          8. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2006.

         9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юрист, 2006.

         10.Лазарев В.В., С.В. Липень. Теория государства и права. -М.: Спарк, 2006.

1 Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Конституционное право современной России. – М.: Дело и сервис, 2008. С.215.

2 Демидов А.И. Основы политологии. Учебное пособие. М.: Юнити,  2007. С. 127.

3 Лазарев В.В., С.В. Липень. Теория государства и права. -М.: Спарк, 2006. С.193.

4 Емельянов Б.В. Введение  в философию. М.: Юнити, 2007. С.85.

5 Лазарев В.В., С.В. Липень. Теория государства и права. -М.: Спарк, 2006. С.197.

6 Емельянов Б.В. Введение  в философию. М.: Юнити, 2007. С.110.

7 Демидов А.И. Основы политологии. Учебное пособие. М.: Юнити,  2007. С. 117.

8 Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2006. С. 83.

9 Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2006. С. 105.

10 Исаев И.А. История государства и права России. -М.: Юрист, 2007. С. 219.

11 Исаев И.А. История государства и права России. -М.: Юрист, 2007. С.216.

12 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юрист, 2006. С.182.


Информация о работе Формирование гражданского общества в России