Функции и механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение и анализ функций и механизма государства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- анализ функций государства;
- изучение и анализ механизма государства;
- обобщение материала по перечисленным вопросам.

Содержание

Введение 3
Глава I. Функции государства 5
1.1. Понятие и содержание функций государства 5
1.2. Внутренние функции государства 7
1.3. Внешние функции государства 14
Глава II. Механизм государства 19
2.1. Понятие механизма государства 19
2.2. Принципы организации, структура, характер взаимодействия основных звеньев (элементов) механизма государства 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение 3

Глава I. Функции государства 5

1.1. Понятие  и содержание функций государства 5

1.2. Внутренние  функции государства 7

1.3. Внешние  функции государства 14

Глава II. Механизм государства 19

2.1. Понятие  механизма государства 19

2.2. Принципы  организации, структура, характер  взаимодействия основных звеньев  (элементов) механизма государства 20

Заключение 25

Список использованных источников 27

 

 

 

 

Введение

 

Механизм государства  есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство  осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Механизм государства - это  целостная иерархическая система  государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную  власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение  позволяет выделить следующие характерные  признаки механизма государства.

Между функциями государства  и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что  механизм как раз и создается  для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит  определяющая роль. Органы государства  и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или  национальных противоречий, то вслед  за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

Таким образом, тема «Функции и механизм государства» актуальна  и требует изучения.

Проблема функций и  механизма государства широко рассмотрена  в работах таких ученых как  Алексеев С.С., Комаров С.А., Марченко М.Н., Червонюк В.И. и др.

Цель работы – изучение и анализ функций и механизма государства.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- анализ функций государства;

- изучение и анализ механизма государства;

- обобщение материала  по перечисленным вопросам.

Методологическая основа: аналитический, системный, выборочный, формально-логический.

 

 

 

Глава I. Функции государства

1.1. Понятие и содержание  функций государства

 

Понятие «функция» наряду с такими понятиями, как «механизм», «форма» государства, является одной из важнейших категорий, характеризующих сущность государства.

Слово «функция» произошло от латинского functio, что значит «осуществление, исполнение». Функции государства - это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами. Функция всегда направлена на реализацию стоящих перед государством задач и связана с социальной ролью государства, его местом в политической системе общества. Само содержание функции, таким образом, непосредственно связано с реализацией задач, которые государство решает на том или ином этапе своего исторического развития.

В юридической литературе нередко можно встретить термин «функционирование государства» [3]. Такое словосочетание не случайно. Государство «живет»», действует как особый политический организм, при этом реализуя, выполняя те или иные функции, т.е. определенную социально значимую, целенаправленную деятельность.

В зависимости от различных  критериев (оснований) функции можно  классифицировать на основные и неосновные, постоянные и временные (осуществляемые в определенных условиях), внутренние и внешние, а также на функции, выделяемые в зависимости от сфер общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, культура, экология и т.д.).

К основным функциям относятся  важнейшие, существенно значимые направления  деятельности государства. Именно в  них находят реализацию главные (приоритетные) цели и задачи государства, проявляется его сущность и роль в политической системе общества. Как правило, основные функции наиболее устойчивы и стабильны.

Функция, как и иные обществоведческие  понятия, не является только юридическим  или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции  выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно  ту зависимость, когда при изменении  одной величины другая величина также  изменяется определенным образом.

В философском и общественно-социологическом  плане термин «функция» понимается как: внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности.

Функции государства наукой рассматриваются с различных  точек зрения. Это вытекает из того, что несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины  и основания происхождения государства. Изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой  является обязательное выполнение разнообразных  функций публичного характера.

1. Функции по принятию нормативных правовых актов, т.е. издание носящих подзаконный характер правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

2. Функции по контролю и надзору предполагают осуществление действий: по контролю и надзору за соблюдением субъектами права общеобязательных правил поведения; выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

3. Правоприменительные функции предусматривают возможность издания индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров, кадастров.

4. Функции по оказанию услуг предусматривают осуществление услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемую на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц [7].

Функции государства - категория  объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется  субъективный (человеческий) фактор определения  функций государства и его  деятельности (функционирования). Функции  государства - это носящие объективный, системный и взаимообусловленный  характер основные направления его  деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.

1.2. Внутренние функции  государства

 

Осуществление внутренних функций  связано с решением внутригосударственных  проблем. Внешние функции государства  затрагивают его внешнеполитическую деятельность, иными словами, сферу  межгосударственных взаимоотношений.

Государство воздействует на основные сферы и процессы общественной жизни по разным направлениям. В  зависимости от тех или иных сфер воздействия государства на жизнь  общества и от содержания направлений  самой деятельности, в системе  основных внутренних функций современного государства выделяются следующие.

1. Политическая - проявляется  в обеспечении функционирования  механизма государственной власти. Содержание данной функции раскрывается  через такие направления деятельности  государства, как формирование  органов государственной власти, правотворчество, защита государственного суверенитета и конституционного строя.

Правотворческая деятельность проявляется в издании управомоченными  органами государства нормативных  правовых актов, устанавливающих общеобязательные правила поведения, реализация которых  обеспечивается в том числе и  мерами государственного принуждения.

2. Экономическая. Отражает  степень участия государства  в экономических процессах, уровень  его влияния на экономику.

Государство в той или  иной степени неизбежно вмешивается  в экономическую жизнь общества. Оно защищает различные формы  собственности (включая частную), проводит определенную фискальную политику (организует и обеспечивает сбор налогов и  иных обязательных платежей в бюджет), охраняет свободу всех, не запрещенных  законом форм экономической деятельности, осуществляет внешнеэкономические  связи [10].

Характеризуя экономическую  функцию государства, необходимо учитывать, осуществляется ли она в условиях распределительной экономики или  в условиях рыночных отношений. В  первом случае, опираясь на централизованную систему управления экономикой, преобладающую  в экономике долю государственной  собственности, государство непосредственно  участвует в хозяйственной деятельности: проводит жесткую плановую политику, определяет объемы производства, распределяет материальные и финансовые ресурсы, другими словами, монопольно регулирует экономические отношения. Во втором случае непосредственное вмешательство  в хозяйственную деятельность общества заметно сокращается. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской  деятельности, многообразии и равенстве  всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается  преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. Государство  в основном определяет экономическую  стратегию развития общества, устанавливает правовые основы (регуляторы) рыночных отношений и ценовой политики, охраняет и защищает собственность, обеспечивая равные возможности для функционирования ее различных форм (государственной, муниципальной, частной и др.), осуществляет внешнеэкономическую деятельность, а также борется с ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства.

В современных условиях государство  с помощью разных способов и рычагов  поддерживает либеральную экономику, регулируя отношения между производителями  и потребителями, устанавливая по возможности  одинаковые правила хозяйствования в условиях рынка, принимая меры для  нормального и эффективного функционирования экономики, обеспечения ее конкурентоспособности.

Одним из эффективных рычагов  влияния государства на экономику  всегда была и остается налоговая  система. Обязательные платежи - налоги, сборы, пошлины - составляют основную доходную часть государственного бюджета. Для  контроля за правильностью исчисления налогов и своевременностью их уплаты создаются специальные государственные  органы. В России, например, в этих целях создана Государственная  налоговая служба, действует налоговая  полиция, органы финансовой разведки.

3. Социальная. Эта функция  проявляется в поддержании необходимого  уровня жизни граждан, в заботе  о слабозащищенных слоях населения.  Государство осуществляет ее  через организацию систем здравоохранения,  пенсионного обеспечения, создание  учреждений социальной защиты (дома  престарелых, интернаты, библиотеки  для слепых и т.п.), содействие  развитию науки, культуры и  образования.

Нужно подчеркнуть, что и  в эксплуататорских государствах, выражающих преимущественно волю и интересы какой-то одной части общества (того или иного класса, тех или иных слоев населения) неизбежно осуществляются определенные общесоциальные функции, решаются так называемые общие дела, затрагивающие интересы самых разных групп и слоев общества: строительство ирригационных сооружений и дорог, борьба со стихийными бедствиями, организация работы транспорта и средств связи, обеспечение общественного порядка и т.п.

С переходом от эпохи эксплуататорского  государства к социальному право  выражает уже не одну только волю класса или группы людей, осуществляющих государственную  власть, но и (так или иначе) согласованную  волю всех граждан. Возрастает деятельность государства, направленная на обеспечение  нормального существования общества, защиту демократических прав и свобод личности. Это становится особенно приоритетным в условиях правового  государства.

Современные государства  все в большей степени решают общесоциальные задачи, проводят экономические  и социальные реформы. Сегодня человек - главная социальная ценность. Забота о человеке, обеспечение прав личности является важнейшим принципом социальной политики демократического государства [7].

Главное социальное назначение демократического государства - обеспечение  общественного прогресса, основанного  на принципах социальной справедливости. Для социального государства  характерны обеспечение приоритета прав и свобод личности, забота о  социально и экономически незащищенных слоях населения. Государство берет  на себя значительную долю расходов, связанных  с улучшением жизненных условий  и обслуживанием слабозащищенных  слоев населения (заботу о пожилых  людях, ветеранах, подростках и инвалидах, охрану материнства и детства, помощь безработным и беженцам и т.п.). Реализация этих задач осуществляется государством посредством установления государственных пенсий и пособий (в том числе пособия по безработице), а также гарантированного минимального уровня оплаты труда; совершенствования  системы охраны труда и занятости  населения; поддержки многодетных семей; развития сети социальных служб и т.п.

Информация о работе Функции и механизм государства