Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 23:41, курсовая работа
Цель работы - дать общую характеристику акционерного общества. Исходя из целей я ставлю перед собой следующие задачи:
1)определить понятие акционерного общества,
2)проанализировать виды акционерных обществ,
3)изучить создание и ликвидацию акционерного общества,
4) рассмотреть правовую природу акционерных правоотношений,
5) рассмотреть структуру органов акционерного общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…………………………………………..………………………...............5
1.1 Понятие, виды и правовое регулирование деятельности акционерных обществ…………………………………………………….................................5
1.2Учреждение акционерных обществ. Особенности реорганизации и ликвидации акционерных обществ………………………………………...…...12
2.ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АКЦИОНЕРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………………………………………….....19
2.1 Понятие и содержание акционерного правоотношения.........................19
2.2 Основания возникновения и прекращения акционерного правоотношения…………………………………………………………………22
3. СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ………………………………………………………………...…28
3.1 Общее собрание акционеров, как высший орган управления акционерного общества…………………..…………………………………...28
3.2 Совет директоров акционерного общества……………………........30
3.3 Иные органы управления акционерного общества……...……...….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………....42
6) увеличение уставного
капитала общества путем
7) уменьшение уставного
капитала общества путем
8) образование исполнительного
органа общества, досрочное прекращение
его полномочий, если уставом
общества решение этих
9) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
10) утверждение аудитора общества;
11) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов;
12) определение порядка
ведения общего собрания
13) избрание членов счетной
комиссии и досрочное
14) принятие решений об одобрении сделок в совершении которой имеется заинтересованность (ст.83 Закона);
15) принятие решений об одобрении крупных сделок (ст.79 Закона);
16) приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
17) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;
18) решение иных вопросов, предусмотренных Законом.
Компетенция общего собрания конкретного акционерного общества детализируется в уставе АО (п.3 ст.11 Закона). При этом целесообразно разделять вопросы ведения общего собрания как исключительную компетенцию, и неисключительную. Такое разделение предусматривают нормы ГК РФ (ст.103), однако упоминание об «исключительной компетенции» исключено законодателем из ст.48 Закона, хотя п.2 указанной статьи и закрепляет, что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.
В исключительную компетенцию общего собрания акционеров попадает большинство вопросов, перечисленных в п. 1 ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах"».
Действительно, действующая редакция статьи 48 Закона, по общему правилу, позволяет отнести все перечисленные вопросы к исключительной компетенции общего собрания. С единственной оговоркой: если иное не закреплено в Законе, и, добавим, в уставе АО.
К неисключительной компетенции общего собрания АО относятся:
- вопросы, которые могут
быть переданы на решение
- вопросы, решение по которым вправе принимать как общее собрание акционеров, так и совет директоров.
Дискуссии в теории и вопросы на практике вызывает п.3 ст.48 Закона, устанавливающий, что «общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом». Одним исследователям данное положение позволяет сделать вывод, о том, что компетенция общего собрания является исчерпывающей, другие исследователи опровергают данное утверждение.
Исходя из прямого толкования п.3 ст.48 ГК РФ, а также сложившейся судебно-арбитражной практики, необходимо сделать вывод, что компетенция общего собрания ограничена. Общему собранию не предоставлено право решать любые вопросы деятельности акционерного общества. Данное положение воспринято и реализуется и правоприменителем.
Если общее собрание акционеров вопреки установленному запрету принимает решение по вопросу, не отнесенному к его компетенции акционерным законом, то данное обстоятельство является основанием для отмены этого решения.
Таким образом, еще раз подчеркнем, что полномочия общего собрания строго ограничены императивными нормами Закона и, затем, уже уставом общества.
Перейдем к рассмотрению общих положений о форме осуществления общим собранием управления обществом.
Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров (абз.2 п.1 ст.47 Закона). Помимо очередного (годового) могут проводиться внеочередные общие собрания (абз.3 п.2 ст.47 Закона).
Годовое общее собрание проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества. На годовом общем собрании решаются вопросы избрания совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора), утверждения аудитора; утверждается годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, рассматриваются вопросы распределения прибыли и убытков по результатам финансового года и иные вопросы в соответствии с компетенцией общего собрания.
Правом голоса на общем собрании обладают акционеры-владельцы обыкновенных акций общества, а также акционеры-владельцы привилегированных акций общества в случаях, предусмотренных законом «Об акционерных обществах». Указанные акции являются голосующими (п.1 ст.49 Закона).
Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, а также изменять повестку дня (п.6 ст.49 Закона).
Форма проведения общего собрания определятся советом директоров или лицами, выдвигающими требование о проведении внеочередного общего собрания (п.1 ст.50 Закона).
Решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, если для принятия решения Законом не установлено иное.
Нормы закона не устанавливают место проведения общего собрания акционеров, не устанавливает и ряд других вопросов организационного характера. Статья 47 Закона (п.2) устанавливает, что дополнительные к предусмотренным Законом требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению совета директоров (наблюдательного совета) на основании (ст.55 Закона):
инициативы совета директоров; требования ревизионной комиссии или аудитора; требования акционера (акционеров) – владельца не менее 10% голосующих акций.
Собрание должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления требования о проведении собрания (70 дней, когда повестка дня содержит вопрос об избрании совета директоров, если меньший срок не предусмотрен уставом). В требовании должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня, формулировки решения по каждому из них, а также должна быть определена форма проведения собрания (совет директоров не вправе их изменить.
После получения требования совет директоров в течение 5 дней принимает решение о созыве общего собрания или об отказе в созыве и в течение 3 дней направляет его лицам, требующим созыва.
Отказ возможен только в случаях, если: не соблюден порядок предъявления требования; требующий владеет менее 10% акций; ни один из вопросов повестки дня не относится к компетенции общего собрания и (или) не соответствует требованиям закона и иных правовых актов РФ.
Не останавливаясь подробно на процедуре проведения собраний и принятия решений, рассмотрим наиболее проблемные вопросы, связанные с решениями общего собрания, признания таких решения недействительными.
По общему правилу п.7 ст.49 Закона акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований Закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае, если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Такое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру.
В силу положений 47 Закона решения общего собрания подлежат исполнению акционерами в период существования общества, кроме случаев признания этих решений не подлежащими применению. Такое признание может быть совершено либо повторным общим собранием, либо в судебном порядке. При принятии решения о признании решения этого собрания недействительным, его положения не подлежат применению полностью или в части.
Между тем, «п.2 ч.1 ст.91 АПК РФ допускает принятие судом обеспечительных мер в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора. Пленум ВАС РФ акцентировал внимание на том, что «при разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд, исходя из предмета заявленного искового требования и возможного судебного решения по данному иску, должен удостовериться в том, что в случае удовлетворения искового требования непринятие именно этой меры затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта. О затруднении исполнения судебного акта может свидетельствовать следующее. Для осуществления своих прав, признанных или подтвержденных решением суда, истцу придется обратиться в суд с новым иском о признании недействительным решения общего собрания акционеров по соответствующему вопросу. Если необходимость принятия обеспечительной меры заявитель обосновывает тем, что в случае непринятия судом этой меры ему будет причинен значительный ущерб, он также должен обосновать возможность причинении такого ущерба, его значительный размер, связь возможного ущерба с предметом спора, а также необходимость и достаточность для его предотвращения именно данной обеспечительной меры».
И, пожалуй, самое важное разъяснение: «принимая решения о применении обеспечительных мер, суду подлежит учитывать, что они не должны приводить акционерное общество к фактической невозможности осуществлять свою деятельность или к существенному затруднению его деятельности, а также к нарушению этим обществом российского законодательства».
Совет директоров (наблюдательный совет) – орган осуществляющий общее руководство деятельностью общества. Как закреплено в гл.3 Кодекса корпоративного управления, совету директоров отводится принятие решения по таким вопросам как определение стратегии развития общества и осуществление контроля за деятельностью его исполнительных органов. Таким образом, совет директоров выступает не только как волеобразующий, но и как волеизъявляющий орган.
Функции данного органа, в юридической литературе, связываются с его промежуточным положением. С одной стороны совет директоров представляет интересы акционеров и защищает их, с другой стороны выступает как представитель менеджеров перед лицом акционеров.
В Кодексе корпоративного поведения в качестве основных функций совета директоров названы:
- определение стратегии
развития общества и принятие
годового финансово-
- обеспечение эффективного
контроля за финансово-
- обеспечение реализации и защиты прав акционеров, а также содействие разрешению корпоративных конфликтов (п.1.3 пар.1 гл.3 Кодекса);
- обеспечение эффективной
деятельности исполнительных
В условиях современной акционерной действительности совет директоров приобретает особое значение. При поверхностном рассмотрении данный орган может показаться излишним, поскольку общее собрание разрешает наиболее важные вопросы общества, а для управления текущей деятельностью есть исполнительный орган. Между тем, как справедливо замечают исследователи, «в условиях "непрозрачности" предпринимательской деятельности (и не только в России) значительные выгоды реализуются благодаря текущему управлению, нередко с использованием "подставных" компаний, фиктивных цен и показателей. При таких условиях возможно занизить прибыль и не выплачивать дивиденды или не выполнить другие обязательства перед акционерами. Поэтому акционеры, не участвующие в текущем управлении, добиваются участия в этом процессе, а в идеале и "перехватывают" управление. Отсюда - стимулы к захвату управления и, наоборот, борьба за то, чтобы любой ценой сохранить управленческий контроль».
Поэтому двухуровневая система управления АО (общее собрание акционеров – исполнительный орган) целесообразна для общества с небольшим количеством акционеров, трехуровневая же система управления АО (общее собрание – совет директоров – исполнительный орган) позволят сохранить баланс интересов и рычагов воздействия, а главное оперативность принятия решений. Отсюда, действующее акционерное законодательство РФ предусматривает возможность в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня (абз.2 п.1 ст.64 Закона).
К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы (п.1 ст.65 Закона):
1) определение приоритетных
направлений деятельности
2) созыв годового и
3) утверждение повестки
дня общего собрания
4) определение даты составления
списка лиц, имеющих право на
участие в общем собрании