Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:57, реферат
Хранение ценностей в кредитной организации является достаточно хорошо разработанным в плане договорной практики и правового регулирования обязательством. Однако при нынешнем положении дел, когда с завидным постоянством у банков отбираются лицензии (в том числе и в связи с банкротством), акцент в вопросе хранения ценностей переходит на некоторые другие аспекты этого механизма. И это затрагивает как сами кредитные организации, так и их клиентов. Для начала остановимся на общем порядке осуществления хранения ценностей в кредитной организации. Обратим внимание, что согласно действующему законодательству банки и иные кредитные организации могут при соблюдении некоторых условий (см. ниже) принимать ценности на хранение.
1. Введение 2
2. Условия хранения 3
3. Обязанности сторон 5
4. Особенности договора хранения 8
5. Определение вида договора хранения 10
6. Судебная практика 15
7. Последствия хранения при банкротстве
кредитных организаций 17
8. Заключение 19
9. Список литературы 20
1) проверка перед открытием
2) проверка перед закрытием
- заверения остатков, других ценностей главным бухгалтером (его заместителем);
- внесения в хранилище
- закрытия на ключ всех металлич
- соблюдения процедуры приема
хранилища ценностей под
- соответствия остатков
Кроме того, уполномоченные представители Банка России осматривают помещения кредитной организации для совершения операций с ценностями и проверяют:
- отсутствие фактов хранения
личных денег и других
- обеспеченность кассовых
- наличие средств механизации и автоматизации кассовых операций кредитной организации;
- наличие образцов подписей
бухгалтерских работников у
По результатам проверки по вопросу организации кассовой работы в кредитной организации определяется общая оценка работы кассового подразделения кредитной организации.
Несмотря на то, что условия договора хранения ценностей между банком и клиентом определяются самими сторонами, поскольку специальных требований к данному виду хранения и заключенному в связи с этим договору нет, тем не менее, необходимо указывать следующий примерный перечень обязательств сторон. Так, банк обязан:
- обеспечить сохранность
- выдать клиенту выписки из его лицевого счета, справки о состоянии его счета;
- обеспечить конфиденциальность
информации об имуществе
- письменно уведомлять клиента об изменении условий хранения имущества, находящегося на счете клиента.
Клиент же со своей стороны обязуется:
- своевременно и в полном
объеме производить оплату
- вовремя забрать имущество при закрытии счета;
- своевременно уведомить банк об изменении адреса или иных своих реквизитов и др.
По общему правилу ценности хранятся в банке до востребования клиентом, в том числе до утра календарного дня, следующего за днем доставки ценностей в помещение банка, то есть до начала рабочего дня кассового узла, соответственно, до открытия хранилища ценностей банка. Порядок востребования и сроки доставки ценностей клиенту определяются договором.
5. Судебная практика
Не следует забывать, что неотъемлемой частью договора хранения ценных бумаг является акт приема-передачи на хранение, поскольку передача ценных бумаг на хранение в случае отсутствия указанного акта не подтверждается соответствующим доказательством и, следовательно, договор хранения нельзя считать заключенным, согласно ст. 886 ГК РФ. А незаключенный договор, в свою очередь, не порождает прав и обязанностей. На это указывает, в частности, судебная практика. И, как отмечает арбитражный суд, довод истца о том, что ст. 921 ГК РФ, регулирующая правоотношения сторон по договору хранения ценностей в банке, не устанавливает требование по составлению акта приема-передачи, несостоятелен. Как следует из материалов дела, между акционерным коммерческим банком ОАО «М» (хранитель), ООО «А» (поклажедатель), И. (выгодоприобретатель) подписан договор хранения ценных бумаг. По условиям договора поклажедатель передает на хранение и обязуется уплатить хранителю вознаграждение за хранение, а хранитель обязуется хранить в течение срока хранения и в соответствии с условиями договора передать выгодоприобретателю или возвратить поклажедателю вексель «М» (ОАО). Определяя порядок исполнения обязательства, стороны предусмотрели, что при передаче на хранение и выдачу ценных бумаг составляется акт приема-передачи. Акты приема-передачи являются неотъемлемой частью настоящего договора и составляются в трех экземплярах - по одному для каждой из сторон (п. 2.1 договора). Однако как выяснилось позже, в деле отсутствует акт приема-передачи векселя на хранение. Акт приема-передачи векселя на хранение отсутствует также и у сторон. В связи с этим суд указал, что акт приема-передачи векселя на хранение является неотъемлемой частью договора хранения ценных бумаг. Поскольку передача векселя на хранение не подтверждена допустимыми доказательствами, то договор хранения нельзя считать заключенным (ст. 886 ГК РФ). Незаключенный договор не порождает прав и обязанностей (ст. 307, 309 ГК РФ). При таких обстоятельствах договор уступки права требования, по которому И. передал ООО «Д» право требования простого векселя с «М» (ОАО), основанного на договоре хранения ценных бумаг, в соответствии со ст. 382, 388, 168 Гк РФ является недействительным, поскольку по нему передано несуществующее право (требование). Кроме того, довод истца о том, что ст. 921 ГК РФ, регулирующая правоотношения сторон по договору хранения ценностей в банке, не устанавливает требование по составлению акта приема-передачи, несостоятелен. Согласно ст. 921 ГК РФ заключение договора хранения ценностей в банке удостоверяется выдачей банком поклажедателю именного сохранного документа. Такой документ в деле отсутствует. Письмо банка от 25.11.2005 таковым документом не является, поскольку не содержит сведений о том, кем, когда и на каком основании вексель передан. Подписывая договор хранения, стороны определили, что документом, удостоверяющим принятие векселя на хранение, будет являться акт приема-передачи. Следовательно, надлежащим доказательством заключения договора хранения векселя является акт приема-передачи (ст. 68 АПК РФ).
6. Последствия хранения при банкротстве кредитных организаций
Указанные правовые механизмы осуществления хранения ценностей в банке в целом являются стандартными способами оформления правоотношений при передаче на хранение клиентами своих ценностей в кредитную организацию. Однако в последнее время возникают многочисленные вопросы по поводу осуществления процедур, проводимых в связи с банкротством кредитных организаций, которые непосредственно затрагивают операции по осуществлению хранения ценностей клиентов.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (далее - лицензия) временная администрация осуществляет свои полномочия в кредитной организации со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации (далее - ликвидатор), которую назначает Банк России согласно Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». И в том случае, если приостанавливаются полномочия исполнительных органов кредитной организации, временная администрация обязана с участием руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации провести ревизию в головном офисе, филиалах и иных структурных подразделениях кредитной организации, в том числе ценностей, находящихся в местах хранения ценностей (хранилище ценностей, отдельно расположенных местах хранения ценностей у материально ответственных лиц (сейфах и других местах хранения ценностей)), в порядке, установленном Положением ЦБ РФ от 09.10.2002 № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Ревизия должна быть завершена не позднее трех рабочих дней со дня начала работы временной администрации.
При возникновении ситуации, когда руководитель кредитной организации (главный бухгалтер кредитной организации, иной работник кредитной организации) отказался от проведения ревизии и/или инвентаризации, участия в вышеназванной комиссии, руководитель временной администрации составляет акт о воспрепятствовании.
И при отсутствии в головном офисе, филиалах и иных структурных подразделениях кредитной организации лиц, уполномоченных осуществлять передачу ценностей, находящихся в местах хранения ценностей (хранилище ценностей, отдельно расположенных местах хранения ценностей у материально ответственных лиц (сейфах и других местах хранения ценностей)), и/или отсутствии к ним ключей (кодов доступа) руководитель временной администрации формирует комиссию из представителей временной администрации, кредитной организации (при наличии работников кредитной организации) и территориального учреждения Банка России с целью вскрытия указанных мест хранения ценностей. Итогом данных действий является акт о вскрытии места (мест) хранения ценностей и акт о произведенной ревизии, подписанные всеми работниками, участвовавшими в ревизии. Территориальное учреждение Банка России выделяет своих работников для вскрытия мест хранения ценностей и проведения ревизии находящегося в местах хранения ценностей имущества кредитной организации по ходатайству руководителя временной администрации. Порядок проведения ревизии находящегося в местах хранения ценностей имущества кредитной организации после вскрытия указанных мест хранения ценностей определяется Положением Банка России.
Заключение
Изучив вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
С участием банка в качестве хранителя
следует различать договор хранения ценностей
и договор хранения ценностей с использованием
поклажедателем индивидуального банковского сейфа (ячейки сейфа или изолированного
помещения в банке). В первом случае банк
принимает на хранение ценные вещи (в том
числе документы) без предоставления поклажедателю
каких-либо особых условий хранения. Факт
заключения договора удостоверяется именным
сохранным документом, предъявление которого
является основанием для выдачи хранимых
ценностей поклажедателю. Во втором случае
договором предусматривается вариант
особых условий хранения путем использования
поклажедателем индивидуального банковского
сейфа для хранения ценных вещей. При этом
возможно условие, когда сам банк принимает
от поклажедателя ценности и осуществляет
контроль как за их помещением в сейф клиентом,
так и за изъятием из сейфа, а также допускается
условие, когда клиенту самому предоставляется
право помещать и изымать вещи из сейфа
(для чего поклажедателю должны быть выданы
ключ от сейфа и специальный знак в виде
карточки или документа, удостоверяющий
право доступа к сейфу).
В последнем случае, хотя законодатель
и отнес данное обязательство к специальным
видам хранения, мы встречаемся с отношением
несколько иного рода. По существу, перед
нами смешанный договор, сочетающий элементы
аренды (сейф предоставляется в пользование
клиенту без контроля со стороны банка
за содержимым сейфа) и услуг по охране
(банк обязан обеспечить невозможность
доступа к сейфу всякого лица, кроме клиента).
При подобном варианте отсутствует необходимая
предпосылка хранения, а именно передача
объекта хранения во владение хранителя
с целью сохранения его полезных свойств
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Издательство «Спарк», 1996.
2. Гражданское право. Часть вторая. Учебник / Под ред. Калпина А.Г., Масляева А.И. – М.: Юристъ, 2000.
3. Правовая система консультант плюс
4. Федеральный законо от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
5. Указание ЦБ РФ от 18.11.1999 № 682-У «О порядке заключения кредитными организациями договора хранения драгоценных металлов и ведения счета ответственного хранения драгоценных металлов в Банке России»