Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 00:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предпринимательскому праву.
Отношение государства к судебной практике является одной из важных сфер проявления правовой политики государства. Именно в связи с государственной политикой, с законодательным закреплением компетенции судебной власти судебная практика не должна быть правотворческой и обязательной, восполняющей и дополняющей закон или не иметь никакого регулятивного воздействия на действительность. Чтобы определить возможность высших судов выполнять нормотворческие функции и степень обязательности их судебно-правовых актов, необходимо проанализировать законодательство.
В качестве
аргумента за признание судебной
практики источником
права ряд исследователей
указывают на постановления Конституционного
Суда РФ. Их нормативный характер
проявляется в том, что,
будучи принятыми по
конкретным делам, они
имеют общий характер
и распространяются
на всех субъектов, которые
могут оказаться в аналогичной
ситуации. Более того,
такие постановления
рассчитаны на многократность
применения (фактически
до приведения в соответствие
с Конституцией РФ оспаривавшихся
положений закона). Такого
рода постановления
обладают свойством
императивности содержащихся в
них норм. Противники
данной точки зрения
приводят следующие
доводы. Во-первых, по
их мнению, признание
судебной практики источником права не
В тех странах
романо-германской семьи правовых
систем, в которых судебная
практика в качестве
источника не получила
закрепление в законодательстве,
в реальной действительности
она играет важную роль.
Не случайно западные
юристы указывают на
несоответствие между
формальной оценкой
судебной практики и
ее действительным авторитетом.
Благодаря судебной
практике судьи фактически
вносят многочисленные
изменения в действующее
право. Особенно это
касается случаев, когда
содержащиеся в законодательстве
формулировки страдают
неопределенностью (например,
такие как «разумный
человек», «разумная
заботливость», «разумные
цели»). При такой неопределенности
у судьи всегда имеются
достаточные основания
для обоснования любого
принятого решения с
учетом разумной заботливости
Что касается предпринимательской деятельности в РФ, то она, в свою очередь, регулируется комплексом различных отраслей права (гражданского, налогового, административного). Несмотря на то, что нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, закреплены в нормативно-правовых актах различных отраслей права, в зависимости от юридической силы все эти акты расположены в определенном иерархическом порядке. Согласно ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты федеральной нормативно-правовой системы состоят из Конституции; федеральных конституционных законов; федеральных законов; указов Президента; постановлений Правительства; актов министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти; международных договоров России, общепризнанных принципов и норм международного права. Основным источником права в сфере предпринимательской деятельности является закон. Но, не смотря на это, предпринимательская деятельность подвергается регулированию также и посредством судебной практики высших судов. Под судебной практикой понимается результат судебной деятельности высших судебных инстанций, основанный на анализе и обобщении практики, созданной судами первой инстанции, звеном, завершающим процесс правоприменения, и выражаемой в виде правоположений (судебных правил), разъясняющих и конкретизирующих в рамках закона правовые нормы. Судебная практика в форме решений Конституционного Суда РФ и вырабатываемые в процессе их принятия правовые позиции выступает как результат толкования Конституции РФ и конституционного истолкования проверяемых нормативных правовых актов, направленный на конституционную оценку акта.
Судебная практика оказывает также влияние на юридическую практику в целом, в том числе на содержание предпринимательских договоров. Высшие судебные инстанции Российской Федерации на основе изучения и обобщения практики применения законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, дают разъяснения по вопросам судебной практики.
Понятие и виды субъектов предпринимательского права
Субъектами
1) физические лица. Физические лица
могут заниматься
2) юридические лица. Юр. лицом признается
организация, которая имеет в
собственности, хозяйственном
Юр. лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юр. лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юр. лица либо вещные права на его имущество. К юр. лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хоз. товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся гос. и мун. унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
К юр. лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юр. лиц (ассоциации и союзы);
3) государство. Государство в
первую очередь регулирует и
контролирует, а также осуществляет
надзор за предпринимательской
деятельностью, кроме того, государство
может вступать в
Субъекты - участники предпринимательской
деятельности, они являются носителями
прав и обязанностей в области
осуществления и регулирования
предпринимательской
\
татья 23. Предпринимательская деятельность гражданина
2. Утратил силу с 1 марта 2013 года. - Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К предпринимательской
деятельности граждан,
4. Гражданин, осуществляющий
предпринимательскую
5. Граждане вправе заниматься
производственной или иной
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
Статья 22.1. Порядок государственной
регистрации физического лица в
качестве индивидуального
1. При государственной
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) копия основного документа физи
в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);
д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
е) копия документа, подтверждающего
право физического лица, регистрируемого
в качестве индивидуального
ж) подлинник или копия документа,
подтверждающего в