Юридическая сущность обязательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем идея правового государства всегда базировалась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

Содержание

Введение
1. Юридическая сущность права. Объективное и субъективное право.
2. Тенденции развития права на современном этапе.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая сущность обязательного права.Тенденции развития на современном этапе..doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

В юридическом смысле «право» имеет два значения:

  1. право в субъективном смысле, как правомочия, принадлежащие каждому человеку. Наличные права участников общественных отношений непосредственно принадлежат каждому субъекту в отдельности (или каждой организации, предприятию). Они также являются проявлением возведенной в закон государственной воли и в еще большей степени, чем нормы права, можно сказать даже, прямо выражают сущность права, так как служат мерой, масштабом возможного поведения, признанным и охраняемым государством. Соответственно под субъективным правом следует понимать:
    • совокупность наличных прав субъектов права;
    • меру их возможного поведения или масштаб свободы, создающий возможность действовать в своих интересах;
    • такие права и свободы, которые официально признаны государством, защищаются и охраняются им.

Рано или поздно сложившиеся  в жизни и осознанные людьми правила  поведения в форме юридических  норм объективируются в законодательстве (в судебной практике или в других источниках права) и становятся независимыми от любого субъекта, даже принадлежащего к господствующему классу, парламентариям и т.п. Тогда говорится об объективном праве.

Право в объективном смысле понимается, как набор социальных предписаний: дозволений, обязанностей, запретов, закрепленных в законодательстве страны

Право в объективном  смысле отождествляется с понятием «система права», раскрывающим внутренне  строение права, иерархию и порядок  объединения правовых норм в более  крупные образования: правовые институты, подотрасли и отрасли права. В этом значении понятие «право» очень функционально, конкретно измеримо, что важно для правоприменительной деятельности.

Различие объективного и субъективного  права имеет познавательное и  практическое значение. Выявляется, с  одной стороны, относительная независимость объективного права от человека, так как все равно люди прямо или косвенно участвуют в правотворчестве, а с другой стороны, относительная зависимость субъективного права от того, кто им обладает, так как в любом государстве своими правами можно пользоваться лишь не безгранично, а лишь таким образом, чтобы не приносить вред другим людям, обществу и государству. Нельзя не учитывать, что между субъективным и объективным правом существует тесная взаимосвязь, органическая зависимость и взаимодействие. Поэтому следует говорить о двух сторонах единого права - объективной и субъективной, вне взаимодействия которых не может существовать и воплощаться в жизнь возведенная в закон воля.

Начиная с рождения права и до настоящего времени, сформировалось множество теорий, рассматривающих различные подходы к сущности права.

Одна из основных из них  – теория естественного права. Эта теория рассматривает право, а точнее естественное право как совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам относят, прежде всего, право человека на свободу, на общение с себе подобными, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства и другие права.

Таким образом, естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве. Оно проистекает из природы человека, человеческого разума, нравственных всеобщих принципов, поэтому оно справедливо и разумно, не сковано границами отдельных государств, и распространяется на все времена и народы. Вместе с тем, следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права.

В современном цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного  права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляет единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

 

 

 

 

 

    1. Тенденции развития права на современном этапе.

В основе современного, либертарно-юридического подхода лежит  понимание права как метода регуляции  общественных отношений. Основой такого регулирования является равенство всех субъектов права, т.е. правовое равенство. Правовое равенство – это формальное равенство свободных людей. Можно сказать, что "Основанием правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях".3 Поэтому говорить о равенстве в отношении несвободных людей (рабов) нельзя.

В реальности люди, т.е. субъекты права фактически обладают различными имущественными правами, социальным статусом, индивидуальными знаниями и навыками, а, следовательно, и различными возможностями в жизни. Формально-правовое равенство означает равную возможность для всех свободных людей приобрести право на конкретный объект, конкретное благо, т.е. равную правоспособность. Понятно, что в силу различий между людьми и их фактическими возможностями, в условиях формального равенства и равной правоспособности, их реальные права будут неравными. Такое различие в приобретенных правах (или обязанностях) у разных индивидов является необходимым следствием соблюдения принципа формального равенства, – "Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности".4 Таким образом, в рамках юридического правопонимания формальное равенство свободных индивидов есть необходимое условие существования права и правового государства. Можно сказать, что люди свободны в меру своего равенства и равны в меру своей свободы. Свобода человека (как физическая, так и свобода его воли) и равенство прав членов общества неотделимы и взаимно предполагают друг друга.

Право преобразует фактические  различия между людьми в порядок  равенств и неравенств, согласованных  по единым нормам. Другие концепции  понимания права, как отрицающие правовое равенство, так и отвергающие свободу в пользу принудительного уравнивания, являются, по сути, обоснованием произвола.

Равные права свободных  членов общества охватывают все сферы  жизни человека, включая и экономические (базовые для его физического существования), а собственность является основой этих отношений, таким образом, право на собственность есть основа для свободы и права.

Кроме того, право  содержит в себе такую важнейшую  категорию как справедливость, т.е. право по определению справедливо. Справедливость это именно внутренне свойство права, а не внеправовая категория (религиозная, моральная, нравственная, социальная, в которых она активно используется). Справедливость в праве означает "наличие в отношениях между людьми правового начала и выражает его правильность и необходимость".5 Можно сказать, что действовать по справедливости значит поступать согласно всеобщим и равным требованиям права, которые обязательны для всех членов общества, включая и носителей государственной власти, устанавливающих конкретную правовую норму. Отрицание правового и всеобщего характера справедливости ведет к тому, что под справедливостью начинают понимать неправовое начало (требование под лозунгом справедливости либо привилегий, либо уравниловки; удовлетворение чьих-либо политических, экономических, социальных, религиозных интересов).

Право возникает  из необходимости управления социальными  процессами и их упорядочения, в  условиях их развития и совершенствования. Возникновение права обусловлено, либо материальными причинами (когда юридическая форма закрепляет уже сложившиеся отношения в обществе, например, в экономике), идеологическими (когда государство закрепляет еще полностью не сложившиеся отношения, сознательно и активно способствуя их утверждению в общественной жизни), историческими (когда непосредственной основой возникновения права может служить юридическая практика), нравственными (когда правовые нормы заимствуются из религиозных текстов), международными (когда нормы международных правовых норм инкорпорируются в национальное законодательство).

Следует заметить, что нормы  права реализуются через деятельность людей, и потому в юридической  теории принято говорить о двух сторонах права – объективной и субъективной, взаимодействие которых воплощает  в жизнь принципы права.

В зависимости  от того, какие причины преобладали  в правообразовательном процессе конкретной системы права, одна из сторон права  занимает решающее место среди источников права. В некоторых государствах прецедентное право (например, судебная практика) играет решающую роль и впоследствии получает статут законодательной нормы, т.е. субъективное право предшествует объективному, в других случаях, на основе государственного законодательства возникают новые правоотношения, которые впоследствии закрепляются в юридической практике.

Однако исходным является определение, которое содержит абстрактную, мировоззренческую характеристику, например, "Право – это нормативная  форма выражения свободы, посредством  принципа формального равенства  людей в общественных отношениях".6

Оба этих определения  являются разными сторонами общего, синтезированного понятия права, которое  включает различие и взаимосвязь  права и закона. Например, "право  – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу".7

В различные  периоды истории, в условиях разных типов государственного устройства под правом понимались различные  формы общественных отношений, однако можно сказать, что во все времена право было и будет основным регулятором общественных отношений. Главной устойчивой внутренней основой права, отражающей его сущность, является волевой характер права, поскольку воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, которая проявляет себя в действиях, направленных на то, чтобы выразить свои интересы в правовой форме. Уже в Новое время, выдающийся голландский юрист Гуго Гроций отмечал, что "право имеет своим источником свободную волю".8 В современной юридической теории поддерживается мнение о том, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить механизм его действия, связь с устремлениями людей, социальной структурой, производственными отношениями.

Следует учитывать  и то, что волевая природа права многосторонняя. С одной стороны, определенные социальные группы, слои, классы общества, объединенные едиными целями и общими интересами привносят в право свою волю. Еще Томас Гоббс утверждал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими".9

Понимание права  как воли господствующего класса характерно и для марксизма. Действительно, отдельные правовые средства закрепляли и закрепляют имущественные или  иные интересы различных классов, групп  общества, корпораций, предприятий, фирм, банков и т.д. Однако классовый компонент права является выражением общесоциального начала права, т.е. базового, определяющего, поскольку и происхождение, и основное назначение права как важнейшего регулятивного социального института (наряду с религией, этикой), его встроенность в существование человеческой цивилизации позволяет говорить о том, что в праве концентрируется индивидуальная воля всех членов общества. Поэтому можно говорить об общей воле социума как основе сущности права. Действительно, реальную силу праву придает именно соответствие согласованным интересам, общей воле индивидов (субъектов права). Если же требования норм права не выражают общей воли, то никакими механизмами, в т.ч. и принуждением государства невозможно обеспечить их полное исполнение. Таким образом, можно сказать, что сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизни общества, характером социальных групп и индивидов общая воля, как результат согласования их интересов, признаваемая государством и выступающая общесоциальным регулятором поведения, мерой свободы и ответственности субъектов права.

Отсюда можно  вывести понятие социальной сущности права как способности служить  целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей и интересов как индивидов, так и общества в целом. Оно характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять потребности субъекта социума, полезные и необходимые для его существования и развития.

Назначение права в социальном смысле состоит в том, что оно обеспечивает потребность общества в упорядочении действия его субъектов и в подчинении их поведения единым нормам, основанным на принципах формального равенства прав, свободы и справедливости.

Социальное  назначение права складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с ними создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование и охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается необходимость в закреплении регулирования или охраны общественных отношений. Социальная роль государства характеризуется в юридической науке термином функция права. Функция права охватывает одновременно как назначение права, так и вытекающие из него направления воздействия права на общественные отношения. Такое воздействие возможно либо в форме упорядочения общественных отношений при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений и предписаний), т.е. правового регулирования, либо при помощи идеологического, психологического воздействия на сознание и действия людей, т.е. собственно правового воздействия.

Функционирование  права в реальной жизни основывается на общеобязательных для всех его  субъектов исходных нормативно юридических положениях, которые определяют содержание правового регулирования, и выступают мерой их поведения, т.е. принципах права. Влияние права на общественные отношения в форме правового регулирования или воздействия базируется на принципах права, которые играют роль переходного звена от общественных отношений к системе правового регулирования.

В зависимости  от функционального назначения и  объекта применения принципы права  подразделяются на две основные группы: социально-правовых и специально-правовых принципов.

Социально-правовые принципы отражают систему ценностей, свойственных обществу, обеспечивают доминирование общечеловеческих ценностей  по отношению к интересам классов  или наций, признание прав и свобод личности высшей ценностью общества, обеспечивают единство общих и специфических интересов участников правоотношений.

Специально-правовые принципы, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сферы действия на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые.

Информация о работе Юридическая сущность обязательного права