Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:31, курс лекций
Понятие и признаки юридического лица. Филиалы и представительства юридических лиц
Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и
юридические лица — организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку
гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые,
самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны
иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим
имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами).
Представительства и филиалы
Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за
пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое
обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Представительство создается для
представления и зашиты интересов юридического лица, т.е. с целью постоянного совершения для него
определенных юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), например, в центре того или иного региона. Филиал
создается для осуществления всех или определенной части функций (целей) юридического лица, включая и
цели представительства (п. 2 ст. 55 ГК). Другими словами, филиал занимается той же деятельностью, что
и создавшее его юридическое
лицо, но одновременно может осуществлять
и функции его
этой роли может выступать, например, отдельно расположенный цех или иное производство, отделение банка и
т.п. Филиалами иногда могут становиться и вполне самостоятельные в экономическом или в структурном
смысле организации, если их учредитель — юридическое лицо считает необходимым сохранить полный
контроль (и полную ответственность) за их деятельностью. Таковы, в частности, филиалы ряда вузов,
действующие в других городах.
Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им некоторое имущество
(обязательно указывая об этом в своих учредительных документах для того, чтобы об этом знали
потенциальные кредиторы) и утверждают положения, определяющие содержание и порядок их деятельности.
Однако это имущество остается принадлежащим создавшему их юридическому лицу. Ведь представительства и
филиалы являются обособленными подразделениями, т.е. частями создавших их юридических лиц. Не будучи
самостоятельными юридическими лицами, они не могут иметь собственного имущества и, следовательно, не в
состоянии сами участвовать в гражданском обороте. В связи с этим выделенное представительствам и филиалам
имущество, учитываемое на их отдельных балансах, может стать объектом взыскания кредиторов создавших их
юридических лиц, причем независимо от того, связано ли это с деятельностью данных подразделений или нет.
Вместе с тем по долгам,
возникшим в связи с
отвечает всем своим имуществом, а не только выделенным этим своим подразделениям.
Отсутствие у филиалов и представительств гражданской правосубъектности лишает их действия
юридического (гражданско-правового)
значения. Для осуществления
функций от имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному им
руководителю (директору) своего представительства или филиала (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК), т.е. конкретному
физическому лицу (поскольку выдать доверенность своему подразделению, иначе говоря, вступить с ним в
гражданско-правовые отношения представительства, невозможно из-за отсутствия у него гражданской
правосубъектности1). Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности
действует от имени и в интересах юридического лица, а не «от имени» филиала или представительства. Ведь он
не является органом юридического лица, а потому его полномочия на выступление от имени организации не
могут основываться на указаниях, содержащихся в положении о филиале или представительстве либо в
учредительных документах юридического лица.
2)Виды юридических лиц, и их классификация.
Классификация юридических лиц
Конструкция юридического лица — весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной
деятельности. Юридически самостоятельные, имущественно обособленные организации составляют одну из
основных групп участников развитого товарного оборота. Вместе с тем их появление, функционирование и
развитие определяются господствующим
в экономике типом
регуляторов (управления) экономической деятельностью — рыночной, планово-централизованной, смешанной
(переходной). В зависимости
от этого расширяется или
исчезают те или иные их разновидности.
Так, в централизованно управляемой огосударствленной экономике статусом юридического лица наделяется
производственное предприятие как таковое, как производственно-технический комплекс1. При этом он
одновременно является собственностью государства-учредителя, не будучи по-настоящему имущественно
обособленным, и остается под его полным контролем. Государство же со своей стороны не только не отвечает
своим имуществом по его долгам, но и запрещает другим кредиторам обращать взыскание на его «основные
фонды» (т.е. на наиболее ценное имущество) как на объекты своей собственности. Очевидно, что такой
своеобразный субъект оборота не может стать нормальным партнером для обычного (частного) собственника, а
в правоотношения с другими такими же субъектами (несобственниками) вступает в основном в соответствии с
указанием административно-плановых актов, т.е. по указаниям собственника, что существенно искажает и сам
нормальный оборот.
Не случайно наши государственные предприятия свыше 30 лет (с конца 20-х до середины 60-х годов
прошлого века) работали, вообще не имея формально признанных прав юридического лица и каких-либо прав
на закрепленное за ними имущество государства, поскольку этого по сути и не требовалось тогдашними
условиями хозяйствования. Ведь они были не товаропроизводителями, объективно Tc 5.нуждавшимися в участии в
имущественном обороте и тем самым — в самостоятельной правосубъектности, а сугубо производственно-
техническими образованиями, имевшими цель производство какой-либо продукции, заранее запланированный
сбыт которой составлял уже не их задачу. Ясно, что сохранение такого субъекта права ни в коей мере не
соответствует рыночной организации хозяйства.
В отличие от этого в рыночной экономике юридическими лицами становятся прежде всего организации
коммерческого, а не сугубо производственного характера — различные торговые (коммерческие,
хозяйственные) общества и товарищества. Находящиеся в их собственности предприятия (производственно-
технические, имущественные комплексы) рассматриваются как объект, а не субъект права.
Существующая в российском правопорядке система юридических лиц обусловлена переходным (от
централизованно управляемого к рыночно-организованному) характером современной отечественной
экономики. В ее составе сохраняются поэтому преобладавшие в плановом хозяйстве унитарные
(государственные и
мерческие) организации-несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами не
свойственно традиционному рыночному обороту. Наряду с ними развиваются, занимая господствующее место,
обычные для рыночной экономики субъекты — акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества.
Названные обстоятельства обусловливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в
российском гражданском праве, например их деление на собственников и несобственников (обладателей особых
ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.
Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение. Во-первых, она дает
исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Будучи закрепленной законом, она исключает
появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение данной классификации, и
тем самым препятствует появлению среди участников оборота непонятных, сомнительных образований (типа
разного рода «фирм», «корпораций», «центров» и т.п.). Поэтому в интересах всех участников оборота закон
устанавливает исчерпывающий, закрытый перечень («numerus clausus») видов юридических лиц, которые
могут создаваться лишь в прямо предусмотренных им формах.
Во-вторых, такая классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной
организации и исключает
смешение различных по юридической
природе организационно-
хозяйственной деятельности. Так, «малые предприятия», подобно средним и большим, в действительности
могут существовать не только в форме унитарных предприятий, но и в виде хозяйственных обществ,
товариществ и производственных кооперативов, а «совместные предприятия» (с иностранным участием) —
лишь в форме хозяйственных обществ или товариществ. Сами же «малые» и «совместные» предприятия
обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц.
4. Виды юридических лиц
В развитых правопорядках, главным
образом в европейском
является деление юридических лиц на корпорации и учреждения1. Корпорации представляют собой
добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, организованные на началах членства их
участников (акционерные и другие общества и товарищества, кооперативы), учреждения — организации,
создаваемые («учреждаемые») одним или несколькими лицами и не имеющие членства (строго фиксированного
участия), например, благотворительные и иные фонды.
К числу корпоративных (членских) организаций у нас могут быть отнесены хозяйственные товарищества,
общества, кооперативы и
ассоциации (союзы) юридических лиц,
а также большинство
организаций (общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства и т.п.). К учреждениям
могли бы быть отнесены не только
фонды и «автономные
предприятия». Однако в российском
гражданском праве понятие учре
отличное от традиционного. Под ним понимается некоммерческая организация, полностью или частично
финансируемая учредителем-собственником и обладающая ограниченным вещным правом на свое имущество
(п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 296, ст. 298 ГК).
Поэтому в отечественном
лиц на корпорации и учреждения.
Важной классификацией юридических лиц в зарубежном праве также является их деление на юридические
лица частного и публичного права. К последним относятся юридические лица, созданные на основе акта
публичной власти (а не по
воле учредителей) и нередко обладающие
определенными властными
(в частности, публично-
(гражданских) правоотношениях юридические лица публичного права приравниваются законом к юридическим
лицам частного права, прежде всего, с точки зрения самостоятельной имущественной ответственности по
долгам и возможностей банкротства (§ 89 Германского гражданского уложения). В российском правопорядке
соответствующие организации выступают либо как государственные или муниципальные учреждения, либо
как публично-правовые образования — самостоятельный вид субъектов гражданского права1.
В действующем российском гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от
характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации. К
коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение
прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют
между своими участниками (учредителями).
Это — хозяйственные
кооперативы, государственные
и муниципальные унитарные
правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким
образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота.
Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте
(в частности, на базе
общей, а не специальной
зациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к
деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной
ответственности).
К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные
организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических
лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не
содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их
появления только в формах, установленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Таким образом, остается по сути
непоколебленным замкнутый перечень видов юридических лиц.
Некоммерческие организации создаются для выполнения социально-культурных и тому подобных задач
неимущественного характера, решение которых само по себе не требует участия в гражданском обороте.