Юридический механизм защиты прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 06:55, доклад

Краткое описание

В славянских языках слово "право" одновременно отражаются понятия, отражающие менее двух различных социальных явления. Первое из них существует до возникновения государства в любом человеческом обществе и поэтому имеет загальносоци-альной природе, составляя общесоциальный феномен. Иное является результатом собственно государственной деятельности, проявлением волеизъявления государства. Каждому из этих явлений соответствуют и надлежащие понятия, которые можно различить с помощью таких терминологических словосочетаний, как "общесоциальное право" и "специальносоциальне право".

Вложенные файлы: 1 файл

а1.docx

— 26.15 Кб (Скачать файл)

В славянских языках слово "право" одновременно отражаются понятия, отражающие менее  двух различных социальных явления. Первое из них существует до возникновения государства в любом человеческом обществе и поэтому имеет загальносоци-альной природе, составляя общесоциальный феномен. Иное является результатом собственно государственной деятельности, проявлением волеизъявления государства. Каждому из этих явлений соответствуют и надлежащие понятия, которые можно различить с помощью таких терминологических словосочетаний, как "общесоциальное право" и "специальносоциальне право" ".

Общесоциальное право - это определенные возможности субъектов общественной жизни, объективно обусловлены достигнутым уровнем развития общества и должны быть общими и равными для всех одноименных субъектов.

В зависимости от вида носителей  таких возможностей различаются  права человека, права семьи, народа, класса или иной социальной общности, права общественных объединений, трудовых и других коллективов и т.д..

 

1 сл Основные права человека - это определенные ее возможности, необходимые для существования и развития в конкретно исторических условиях. Они объективно определяются достигнутым уровнем развития человечества и должны быть общими и равными для всех людей.

В различных документах (в частности, международно-правовых) и в национальном законодательстве, в научной и  публицистической литературе довольно часто употребляется выражение "права  и свободы человека". Однако различие между правами и свободами как социальными явлениями, а также между соответствующими понятиями (если не считать их тождественными) еще и до сих пор не выяснена на общетеоретическом уровне. Поэтому термины "права" и "свобода" практически используются как синонимы. И если содержание понятия прав человека раскрывается через философскую кате-

В последнем случае можно применять  и выражение "юридическое право", поскольку термин "юридическое" достаточно условно, которым обозначается государственно-производная и государственно-волевой  природа соответствующего феномена - и не более того

74

горе "возможность", то такая  его интерпретация, пожалуй, занимает и понятие свобод человека.

1. Юридический механизм обеспечения прав человека

2 сл.Основные права человека закреплены в широко признанных, указанных выше, международно-актах.Созданные и функционируют специальные международные органы по контролю за их соблюдением и защиты ". Постепенное утверждение на международном уровне идеи о человеке как высшей социальной ценности, процесс развития международных стандартов по правам человека, роли и значимости международных механизмов в их обеспечении позволяют сделать вывод о формировании в современный период еще одного из прав человека - права на международную защиту.

Но реальная возможность осуществления  основных прав человека конкретным человеком  обеспечивается прежде всего 3 слюридическими механизмами соответствующего государства. Иначе, основными гарантами прав человека должно быть национальное законодательство государства, на территории которого проживает лицо. Об этом, в частности, свидетельствуют и установленные процедуры международного правозащиты:

лицо может реализовать свое право на международную защиту только в том случае, если она исчерпала  все внутригосударственные средства правовой защиты (кстати, следует отметить, что граждане не каждого государства  могут воспользоваться таким  правом, а только той, которая признала юрисдикцию соответствующих международных  органов). Поэтому, как отмечалось выше, именно государство (согласно ч. ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах) обязана обеспечить каждого человека, права которого нарушены, эффективными средствами защиты.

Только, исследуя адвокатуре как один из элементов единой государственной  системы правоохранения и правозащиты лица, то есть рассматривая данную проблему с позиций системного подхода, можно прийти подставных выводов о вкладе именно адвокатуры в обеспечении прав человека.

О системе таких органов и  их деятельность см..: Напр.: Мюллерсон Р.А. Права человека. идеи, нормьи, реальность. М., 1991. - С. 95-127, Н и к о брани и В Права человека в система 00Н-К .. 1991.-С 40-78.

75

4 слЭто подвергает необходимость прибегнуть к короткой теоретической характеристики общей системы юридического пра-обеспечения, которая (в том или ином виде) существует или может существовать в государстве. Эта характеристика требует прежде раскрытия содержания таких понятий, как юридический механизм обеспечения, юридические процедуры реализации, юридические средства охраны и защиты прав человека.

Юридический механизм обеспечения  прав человека - это система эффективных  юридических средств реализации, охраны и защиты прав человека. Он состоит из:

- Национального законодательства,

- Юридических средств (процедур) реализации прав человека,

- Юридических средств защиты  прав человека,

- Юридических средств защиты  прав человека.

Национальное законодательство

Оно является основой юридического механизма обеспечения. Определяя содержание положительных законов государства, являясь их социальным источником, права человека, чтобы превратиться из возможности в действительность, должны быть возведены в ранг юридических. Поэтому особое значение приобретает признание и закрепление в национальном законодательстве основных прав человека в соответствии с международно-правовых актов. Хотя Украина и допускает сейчас непосредственное применение заключенных и надлежащим образом ратифицированных ею договоров наравне с внутренним законодательством, доминирующее значение последнего заключается в том, что оно предусматривает и юридические средства реализации, охраны и защиты прав человека. Именно поэтому национальное законодательство является определяющим, главным элементом юридического механизма обеспечения этих прав.

В этом документе "подчеркивается, что адекватное обеспечение прав человека требует, чтобы все люди имели возможность беспрепятственно пользоваться помощью, осуществляемой независимой юридической профессией.

'См. Закон Украины "О действии  международных договоров на территории  Украины" от 10 декабря 1991 p. / Законы  Украины.-Т. 2.-К.: Верховная Рада Украины, 1996 С. 362

76

Юридические средства (процедуры) реализации прав человека

Любое право человека осуществляется в определенном порядке, определенной последовательности.Порядок его реализации определяется только самим человеком. Но реализация большинства прав, признанных и зафиксированных в законодательстве требует установления соответствующих процедур со стороны государства, поскольку без них она вообще не может произойти. В случаях отсутствия юридической процедуры предписания законов превращаются в декларации, обещания, намерения.

Юридическая процедура  реализации прав человека - это установленная в законе и направлена ​​на получение человеком определенных личных или социальных ценностей, последовательность и согласованность действий уполномоченных субъектов, а также содержание, объем, формы, способы, методы и сроки совершения таких действий.

Основным критерием важности юридической  процедуры для реализации прав человека является тип (характер) юридической  обязанности, которым обеспечивается это право. Иначе говоря, этим критерием является активность или пассивность обязанного лица. Установка юридических процедур необходимо в тех случаях, когда реализация определенного права (например, права на образование) зависит от выполнения позитивных обязательств других субъектов (т.е. от их обязанности совершить активные действия). И, наоборот, там, где реализация права зависит только от активного поведения заинтересованного лица, от его воли и желания (например, при защите права на честь и достоинство), а другие субъекты обязаны лишь не совершать определенных действий, воздерживаться от них (в данном примере - не посягать на честь и достоинство), в установлении именно юридической процедуры нужды нет.

Существуют два основных вида юридических процедур реализации права: процедуры, связанные с правоприменением (например, реализация права на гражданство, на социальное обеспечение), и процедуры, которые не связаны с ним (например, порядок заключения сделок, не требующих нотариального удостоверение). В рамках каждого из указанных видов процедур может существовать столько их разновидностей, сколько существует прав, но такие процедуры отличаться только конкретным содержанием. Если при установке первого вида юридических процедур за-

торговец должен в каждом конкретном случае точно и подробно их определить (в частности потому, что обязанной  стороной здесь выступает орган), то при установке второго вида - он должен стремиться к созданию такой  процедуры, которая давала возможность  самому лицу выбирать целесообразный для нее в данной жизненной  ситуации вариант использования  своего права. Но так или иначе юридическая процедура - это оптимальное средство реализации прав человека, способен обеспечить максимальное удовлетворение его потребностей.

Юридические средства защиты прав человека

Права человека требуют не только гарантий их надлежащей реализации, а  таких средств, которые могли  бы защитить человека от возможных  посягательств на его права. Поэтому в правовой системе государства существуют различные юридические средства защиты прав человека. К ним относятся все юридические средства, выполняющие превентивную, предохранительную функцию.

7 сл.Учитывая разнообразие правоохранительных средств, их можно разделить по определенным критериям на соответствующие группы (вида). По онтологическим статусом в правовой системе юридические средства защиты прав человека различаются по следующим видам. Во-первых, нормами права, которые устанавливают: запреты (указания на недопустимые, неразрешенные действия, нарушающие права человека) задачами и компетенцией соответствующих органов по охране этих прав; конкретными мерами предотвращения нарушений прав мерами юридической ответственности, применяемые к правонарушителю; определенным процессуальным порядком осуществления превентивных государственных мер. Во-вторых, деятельностью компетентных органов по применению указанных юридических норм, которая имеет целью предотвратить возможные нарушения прав Например, такую ​​деятельность может осуществлять Конституционный суд Украины, поскольку в его компетенцию входит рассмотрение дел о конституционности принятых, но не введенных в действие законов Указанная деятельность является мерой превентивного воздействия, которая направляется на предотвращение неконституционности законов, в том числе и тех, которые непосредственно касаются прав человека.

В-третьих, правоприменительными акта-

мы, направленными на предотвращение правонарушений (например, отдельные постановления суда, представления, предписания прокурора).

Зависимости от ближайшей цели правоохранительного  воздействия на субъекта различаются: средства физического воздействия, непосредственно направленные на ограничение, недопущение, препятствий-ния осуществлению поступков, которые могут привести к нарушениям прав человека (например, необоснованное наложение ареста на имущество), и средства психического воздействия, то есть такие, которые этой цели не преследуют (например, правовое воспитание).

Среди различных правоохранительных средств следует подчеркнуть особую роль юридической ответственности. Ее применение в отношении правонарушителя призвано удержать его от нарушений прав человека в будущем (специальная превенция), а также предостеречь (под угрозой государственного принуждения) других субъектов, склонных к правонарушениям, совершения противоправных действий (общая превенция).

Юридические средства защиты прав человека

В случае нарушения прав или возникновения  препятствий их осуществления каждый человек имеет право на защиту со стороны государства 3 этой целью последняя должна создать систему соответствующих юридических средств. Речь идет о средствах, с помощью которых прекращаются нарушения прав человека, устраняются препятствия в их реализации и восстанавливаются нарушенные права.

Существуют следующие виды юридических  средств правозащиты. В зависимости от его субъектов - судебные, парламентские, административные, контрольно-надзорные, адвокатские. В зависимости от содержания защиты этими средствами являются: прекращение нарушений прав человека (приостановление опасных работ, запрещение эксплуатации механизмов), устранение препятствий. В осуществлении прав - судебное решение об удовлетворении негаторного иска, признание или подтверждение прав (судебное признание права личности на жилую площадь) восстановления нарушенных прав (восстановление на работе незаконно освобожден лица) По отраслевой принадлежности юридическими средствами защиты являются: гражданско-правовые, административно- правовые, гражданское-и уголовно-процессуальные и др.. Следует подчеркнуть, что указанные средства правозащиты используются, как правило, в процедурно-процессуальной форме

2. Адвокатура - непременный составной элемент механизма обеспечения прав человека

Среди юридических средств защиты прав человека ведущее место принадлежит  адвокатуре.Свидетельством этого является то, что на 8-м Конгрессе 00Н, как уже отмечалось, был принят специальный документ: "Основные положения о роли адвокатов".

Обеспечению надлежащего уровня защиты призваны способствовать предписания "Основных положений", которые  касаются общих обязанностей адвокатов. В них, в частности, указано, что обязанностями адвокатов являются: консультирование клиента о его правах и обязанностях, предоставление помощи клиенту средством и совершения определенных действий для защиты его интересов, предоставление клиенту помощи в судах, трибуналах, административных органах.

Важные постановления  располагаются в "Основных положениях" по обеспечению доступности юридической  помощи, которую призваны оказывать  адвокаты. А именно: обязанность государственных органов обеспечить реальный и равный доступ в адвокатуру для всех лиц, проживающих на ее территории, в частности, обеспечить финансирование юридической помощи малоимущим людям. Особое внимание уделяется проблемам обеспечения адвокатской помощи в уголовном производстве.Подчеркивается, что государство обязано гарантировать каждому человеку право на адвокатскую помощь в случае его ареста, задержания или обвинения в уголовном преступлении, в частности, обеспечить доступ к адвокату не позднее 48 часов с момента ареста или задержания, финансировать услуги адвоката, если человек не имеет необходимых средств для ее оплаты, создать условия для встреч адвоката с лицом, которое задержано, арестовано или находится в тюрьме, без помех и цензуры.

Информация о работе Юридический механизм защиты прав человека