Виды форм брака. Формы совершения брака. Условия заключения брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно - семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

Вложенные файлы: 1 файл

Римское право.docx

— 71.19 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа


 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА  И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

/МУБиНТ/

 

Рыбинский филиал

 

 

 

 

 

 

       по дисциплине                Римское право         

 

Тема:  Виды форм брака. Формы совершения брака. Условия заключения брака.

 

 

Выполнил:  студент группы  РЗБ3ЮР-11

Ботяков Алексей Владиславович

__________________________________

(подпись студента)

«    07    »          апреля        2013 г.

 

Преподаватель:      Васильева Е. И.    

____________________

(должность, ученая степень)

__________________________________

(подпись  руководителя)

«___» ________________ 2013г.

 

 

 

Оценка___________________________

 

 

 

Рыбинск 2013

1. Брак и его виды.

Семья образуется посредством  брака. Классический юрист Модестин определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно - семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

Римлянам известны два  вида брака: законный римский брак и  брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак (iustum matrimonium). Фактически брачные отношения людей, которые не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат – устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий:

  1. Дети от этого барка не могли стать наследниками отца.
  2. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование.
  3. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины.

Вопреки тому, что в целом  римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху  мог состоять в законном браке  с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

Наихудший вид брака –  это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором  основное наказание ответственность  за связь с мужчиной, несла женщина.

Был еще один вид брачных  отношений это брак между рабами – контурберниум.

Римский законный брак, в  свою очередь, так же делился на два  вида: брак с мужней властью (cum manu) и брак без мужней власти (sine manu). Брак с мужней властью заключался посредствам трех способов. Первый – религиозный, в присутствии десяти свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера – «обряд поедания лепешки». Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака – покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ – usus – по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался и превращался в cum manu.

При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода (nomen). Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая (Maior), следующая сестра – Secunda – вторая или Minor (младшая),третья – Tersia и т.д.

При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества.

Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд  значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная  ответственность за нарушение супружеской  верности, введены некоторые имущественные  ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в  возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в  браке и не имевших детей. Эти  и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

Для вступления в римский  брак требовалось:

  1. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно было получить через магтистрат.
  2. Достижение брачного возраста (14 лет для мужчины, 12 – для женщины).
  3. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в не расторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего.
  4. Обязательное условие – отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением (инцест).

Интересно, что в христианскую эпоху крестный отец и крестная мать в Римской империи также считались  родственниками, а их дети и внуки  не могли между собой свободно вступить в брак. Вместе с тем  нужно отметить, что далеко не всегда эти требования выполнялись. И, прежде всего, верхами римского общества.

Попытки римских законодателей  бороться с этими негативными  тенденциями путем введения в 149 г. до н.э. крупного штрафа в 10 тыс. сестерций, а в классическую эпоху и к  смертной казни за мужеловство потерпели полный крах.

Неоднозначное правовое происхождение  института брака в целом определило сложность его юридической конструкции  в римском праве. Брак характеризуется:

  1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
  2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
  3. Согласием партнера;
  4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;
  5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
  6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных  условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит  отношения мужчины и женщины  в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.

Правовой предпосылкой для  заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.

Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом, братья были агнатами второй степени.

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения  согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

Собственно заключение брака  распадается на два раздельных в  своем правовом значении события: обручение  и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все  предусмотренные правом последствия  личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры  только символизировали заключение брака, но не считались формальными  условиями наступления брачных  связей. С развитием права шел  процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно  ему происходило утверждение  неформального совершения брака  путем простого соглашения, за которым  должно было, однако, необходимо следовать  deductio feminae in domum nuptias.

2. Способы заключения брака

Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее  время его совершали жених  и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме  манципации. В более позднее время  оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор  обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также  возвращала полученное от стороны.

Брак совершался в Риме тремя способами:

  1. путем совершения религиозного обряда;
  2. путем покупки женихом невесты;
  3. путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный  брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась  одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Расторжение брака  и его виды

Римский брак прекращался  по нескольким основаниям:

  1. Смерть одного из супругов.
  2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.
  3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов.
  4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens).
  5. Воля главы семьи.
  6. Развод.
  7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором.

Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

Информация о работе Виды форм брака. Формы совершения брака. Условия заключения брака