Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:25, реферат
Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального
“Орловский государственный
Тема:
Гражданское общество и его отношение с социальным государством.
Выполнил: студент 1 курса 4 группы
Никулин Д.А.
г. Орел 2012 г.
Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.
Однако государство не является абсолютным благом, с ним связано и немало негативного. Она может злоупотреблять своим монопольным правом принуждения и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных народов, вводить жесткие законы, облагать население непомерными налогами и т.д. Государственное насилие самое страшное, потому что оно опирается на силу государственной власти с ее карательным аппаратом, совершается в масштабе всего общества и не оставляет гражданам законных путей и способов борьбы против него. Негативные стороны функционирования государства проявляется не только в недемократических политических режимах. Любое, даже самое демократическое, государство стремится к расширению своих полномочий и установлению тотального контроля над обществом.
Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования.
Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества:
1. С возникновением человечества;
2. Возникновением государства;
3. В буржуазном обществе с
ценностями либеральной
Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины.
Другие считают, что с
Третьи считают, что
Исторически гражданское
Также существует множество мнений о взаимосвязи гражданского общества и социального государства. Сейчас наметилась тенденция возращения к пониманию единства, а в определенном смысле – и тождества гражданского общества и социального государства вместо их разведения и противопоставления – представляется необходимым условием для адекватного понимания не только гражданского общества и его взаимосвязи с проблемой демократизации всей общественной жизни, но и основных принципов и задач современной социальной политики и регулирующей ее социальной работы. Ибо эта тенденция ведет к восстановлению того изначального, идущего еще от Аристотеля понимания гражданского общества как специфической характеристики не какой-то особой части социума в противовес другой его части – государству, а всей определенного типа политической общности, которая ставит своих членов – граждан в положение зависимости от легитимных, всеми одобряемых законов и таким образом обеспечивает между ними мир и хорошее управление. В число граждан, наделенных в рамках этой общности определенными правами и обязанностями, входят также и те члены общества, которые выполняют определенные властные и административные функции в государстве и его органах, - государственные служащие (чиновники), представители различных социальных групп, слоев, национальных общностей. Общественных организаций и т. п. Следовательно, государство – как совокупность этих функций и соответствующих задаче их реализации государственных органов и институтов со всеми их участниками – не противостоит гражданскому обществу, а составляет его неотъемлемую часть, специфическую подструктуру. Правда, - и это приходится вновь особо подчеркивать – государство выступает такой неотъемлемой частью гражданского общества только в том случае и в той мере, в какой является социальным государством, то есть общественной подструктурой, ставящей своей целью формирование, выражение и реальное обеспечение основных жизненных интересов данного общества, всех составляющих его членов – народа. Этой цели и должна служить его социальная политика как основная часть его политики в целом, а также ее основной практический механизм, ее «технологическая составляющая» - социальная работа.
Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По определению Ж.Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющие данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства».
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство.
Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... – писали Маркс и Энгельс. – Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».
Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.
Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.
Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.
В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
– экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
– безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;
– легитимность и демократический характер власти;
– равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
– правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
– политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
– свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
– невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
– классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
– эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Главным признаком и
основой гражданского общества является
законодательное закрепление
Социальное государство: основные функции и признаки.
1.
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.
К последним, в частности, относятся:
1. Поддержка социально незащищенных категорий населения;
2. Охрана труда и здоровья людей;
3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
5. Поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
6. Финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
7. Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
8. Поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
9. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
10. Забота о сохранении мира в обществе.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.
2.
Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
Информация о работе Гражданское общество и его отношение с социальным государством