Зарождение и сущность института президентства в Америке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 16:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы, является попытка рассмотреть американскую модель президентства, проследить историю и предпосылки возникновения, а так же выявить особенности.
Задачами работы являются исследование истории возникновения американской модели президентства. Здесь необходимо выявить зарождение и сущность института президентства в Америке. Необходимо также рассмотреть взаимодействие исполнительной ветви с другими ветвями власти и проследить, как они влияют на развитие политической ситуации в стране. Методы написания работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Зарождение и сущность института президентства в Америке…………………………………….…………………………………..4
Исполнительная власть в системе разделения властей Федерального уровня: взаимодействия сдерживание………………………………………10
Президентский иммунитет ………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список источников и литературы………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Констит право зар стран.docx

— 41.79 Кб (Скачать файл)

  Между тем факты противоречат подобным суждениям. Разумеется, не власти шло по двум основным направлениям: с одной стороны, разрастались и множились административно-исполнительные ведомства, разбухали федеральная бюрократия и особенно чиновничество штата, с другой стороны - государственная власть концентрировалась в Белом доме в ущерб и за счет других публичных институтов.

   К расширению полномочий президента вели также "горячие" и "холодные" войны, экономические кризисы, усложнение внутри- и внешнеполитических проблем, повышение роли правительства случайно многие американские исследователи считают президента США самой влиятельной фигурой на Капитолийском холме. При индивидуальном подходе, это, пожалуй, и верно, но при институциональном сопоставлении влиятельности представительных органов и главы исполнительной власти в области законотворчества картина усложняется, приобретая неоднозначный характер.

   Президента США наделяют многими титулами. Один из них "главный законодатель". Здесь необходима поправка: возможно, зачастую и главный, но далеко не всегда и отнюдь не единственный. Однако, как ультимативная блокада против злоупотребления властью планировался импичмент. "Президент, вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть отстранены от должности после осуждения в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или другие важные преступления"10. Импичмент был применен в истории до сегодняшнего дня только один раз, в случае с преемником Линкольна Эндрю Джексоном. При этом выяснилось, что барьер большинства в 2/3 голосов в сенате слишком высок, чтобы лишить президента должности. Исходя из этого и сопутствующих политических обстоятельств, был сделан вывод, что импичмент ни в коем случае не должен применяться как оружие в борьбе партий.

   Процедура импичмента, к которой обращались законодатели, представляется сегодня не столько драматичной, сколько буднично необходимой. Кризисы компрометировали президента, администрацию, на определенное время - правящую партию, но не затронул американскую государственно-политическую систему в целом.

   Конгресс отнюдь не внес каких-либо кардинальных изменений в политический курс, а лишь активизировал свое участие в его формировании. Конгресс способен в определенных условиях использовав процедуру импичмента, сместить главу исполнительной власти, несмотря на все усилия последнего воспрепятствовать этому. 
 

§3. Президентский иммунитет

   В тексте Конституции США нигде прямо не говорится ни о каких-либо привилегиях президента, ни о его иммунитете. Постепенно в американский политико-правовой словарь прочно вошли понятия "иммунитет исполнительной власти" и "привилегии исполнительной власти", которые иногда именуются «президентской прерогативой». То есть, президент, заявляя о своем абсолютном иммунитете, за исключением процедуры импичмента, могут игнорировать все иные правовые процедуры. Поначалу при рассмотрении судебных дел, так или иначе затрагивающих иммунитет исполнительной власти, президенты, как правило, выступали как свидетели или потенциальные свидетели, а подобная процессуальная роль не препятствует нормальному функционированию ветви власти.

   История Америки свидетельствует о том, что президенты не однократно и успешно находили общий язык с конгрессом и судами. В результате этого и защитники иммунитета исполнительной власти, и сторонники принципа "никто не может быть выше закона" имеют богатый арсенал примеров для подтверждения соей правоты, не говоря уже о том, что президенты вели себя по-разному.

   Поначалу границы привилегий исполнительной власти США были размытыми, и каждый обладатель этих привилегий трактовал их по своему усмотрению11. Принято считать, что у президента есть некая ниша, в которой он в известной степени может стать недосягаемым для контроля со стороны законодательной и судебной ветвей власти. Ниша эта возникает в результате использования главной исполнительной власти своего иммунитета или своих привилегий. Эта ниша, в частности, уберегает президентов от необходимости выступать в роли ответчика по судебным искам, связанным с его действиями в качестве официального лица. Если бы президенты были вынуждены давать показания в суде в связи с каждой оспариваемой акцией исполнительной власти, то, во-первых, они находились бы в условиях постоянного и порой невыносимого контроля; во-вторых, это привело бы к созданию бесчисленных препятствий деятельности главы исполнительной власти, даже в тех случаях, когда против президента выдвигается обвинение в совершении уголовно наказуемого деяния, требуется решить ряд концептуальных проблем: может ли президент сам себя помиловать и, наделить иммунитетом от уголовного преступления и преследования и т.д. В связи с этим появились утверждения, что возбуждению уголовного дела против президента должна предшествовать процедура импичмента12. Заимствованный из британской правовой системы институт импичмента (точнее осуждения в порядке импичмента) представляет собой установленный Конституцией США13 специальный порядок снятия с поста всех гражданских должностных лиц государства, включая президента и вице-президента на случай совершения ими "измены, взяточничества или иных серьезных преступлений или уголовно-наказуемых проступков"14. Процедура включает две стадии: собственно импичмент, т.е. выдвижение палатой представителей конгресса формального обвинения, и квазисудебное разбирательство этого обвинения, осуществляемое сенатом под председательством главного судьи Верховного суда США.   Таким образом, вопрос о правомочности конгресса давать определение иммунитета главы исполнительной власти и обозначить его границы остался без ответа.

   Размыв "абсолютной лояльности", связанный с крупными провалами в деятельности отдельных президентов, отнюдь не означает, что сам президентский потерял значимость в глазах общественности. Согласно мнению большинства, президент в США рассматривается как ведущая фигура в формировании политического курса страны. Несмотря на разочарование в деятельности конкретных личностей, президент, избираемый всем народом, в сознании американцев - единственное официальное лицо, которое отстаивает интересы страны целом. «В этом смысле, -- отмечал Дж. Крафт, -- президент является, избранным монархом страны, нашим вариантом короля15. В заключении следует сказать, что глава исполнительной власти обладает определенной неприкосновенностью, своего рода иммунитетом, что позволяет ему быть более независимым от других ветвей власти: законодательной и судебной16.  

Заключение

   Подводя итог, можно сделать заключение, что американская модель института президентской власти - не случайное явление. Большую роль здесь играет личность президента находящегося во главе исполнительной ветви власти. Немалое значение имеют его профессиональные качества, а также морально-правовые и нравственные устои (стереотипы). Ведь президент - это глава правительства, лицо государства, он всегда находится под контролем и пристальным вниманием общественности. В то же время в его руках сосредотачивается ограниченная власть. При определенном стечении обстоятельств (войны, политические или экономические кризисы страны) ведут к усилению власти президента, что является закономерным явлением, т.к. в кризисной ситуации происходит стремление передать власть в одни руки, а также усилить эту власть.

Все это  закономерности существующей системы  разделения властей, принцип сдержек  и противовесов. При наличии такой  системы, каждая ветвь власти сдерживает другую для создания политического  равновесия в обществе. При усилении той или иной ветви власти (Конгресса либо Президента) другая ветвь начинает усиленно воздействовать на первую с целью пресечь преувеличение властных полномочий для установления того же политического равновесия.

Таким образом, мы рассмотрели американскаую модель института президентства в США и выявили, что её наличие зависит не только от конкретной личности данного президента, а от самой политической системы и ее устройства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников и литературы:

  1. Декларация прав. //Американские федералисты: Указ. соч.
  2. Конституция США. // Беррес Р. Документы американской революции. -М., Тверь: "Альба"; "Рос. экон. журн.", 1994. - 222 С.
  3. Статьи Конфедерации 1777. // Черниговский З.М. Хрестоматия по всеобщей теории государства и права. - М., 1996.
  4. Статьи Конфедерации 1781 г. // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, (сост. Крашенинникова). М.„ 1999., С. 138.
 
  1. Американские  президенты. Исторический портрет: от Дж. Вашингтона до Б. Клинтона. С. 96.
  2. Американское правительство: единство в многообразии. М.: Магистр.,1997.-355 С.
 
  1. Всемирная история (под ред. И.Б. Поляка, А.Н. Маркова). - М., 2000.
 
  1. Краткая история  США. - М., 1993.
 
  1.  Лёрнер М. Развитие цивилизации в Америке. - М., 1992. Т. 1.
 
  1. Политически институты США: История и современность. - М., 1988.
 
  1. Петровская  М.М. Президент и общественное мнение//США. 1991, №10, С.23-33.
 
  1. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 94.

Информация о работе Зарождение и сущность института президентства в Америке