Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:45, курсовая работа
В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях.
Введение
1. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
1.1 Понятие избирательного права и избирательной системы
1.2 Основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации
1.3 Принципы избирательного права (избирательной системы)
2. Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности
2.1 Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации
2.2 Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Россий-ской Федерации
Заключение
Список использованных источников
К источникам этой группы относятся также
федеральные законы, указы Президента
РФ и постановления Правительства РФ,
регулирующие организацию избирательной
системы, т.е. издание которых прямо предусмотрено
Конституцией Российской Федерации.
Третью группу актов,
регулирующую избирательную систему,
составляют конституции (уставы) законы
и иные нормативные правовые акты о выборах
по формированию органов государственной
власти в субъектах Российской Федерации,
которые вытекают из конституционных
норм и федеральных законов о выборах.
К четвертой группе источников
относятся нормативные правовые акты
по формированию представительных органов
местного самоуправления.
К пятой группе источников
избирательной системы относятся нормативные
правовые акты избирательных комиссий,
принятые ими в рамках делегированного
правотворчества.
При этом порядок перечисленных
актов законодательства должен соответствовать
их месту и иерархии нормативных актов,
установленных ст.15 и 76 Конституции Российской
Федерации [4]
Кроме того, организация
проведения выборов регулируется не только
Конституцией РФ, федеральными законами,
конституциями (уставами) субъектов РФ,
но и иным рядом других законодательных
актов, значительная часть которых входит
в систему государственного права и непосредственно
посвящена регулированию избирательных
отношений. Вместе с тем отдельные нормы,
относящиеся к реализации избирательных
прав граждан Российской Федерации, содержатся
в правовых актах, не имеющих прямой целевой
направленности на упорядочение именно
избирательных отношений и являющихся
структурными элементами финансового,
административного, уголовного, гражданско-процессуального
и иных отраслей российского законодательства.
Отправной точкой участия
граждан в избрании органов публичной
власти являются законодательные акты
основополагающего характера, к которым
можно отнести Конституцию Российской
Федерации, главы и статьи, посвященные
формированию федеральных и региональных
органов государственной власти. Одной
из наиболее характерных особенностей
этих конституционных норм, отмечает ряд
авторов, является то, что они в своем большинстве
являются нормами прямого действия.
Нормами данных источников
закладываются основы избирательной системы,
порядок проведения выборов в органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Прежде всего, Конституция закрепляет
признание свободных выборов как высшего
непосредственного выражения власти народа
(ст. 3), признает и гарантирует избирательные
права граждан. Закрепляет право граждан
избирать и быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления, определяет
содержание избирательных прав граждан
(ст. 32, 55).
Ст.71 Конституции
РФ (пункт «в») [4] устанавливает, что
регулирование и защита прав и
свобод человека и гражданина (в
том числе и избирательных
прав) находится в ведении Российской
Федерации. В ведении Российской
Федерации также находится формирование
федеральных органов государственной
власти (пункт «г» ст. 71).
В соответствии с Конституцией
РФ к числу федеральных государственных
органов, избираемых гражданами РФ, относятся
Президент РФ (ст. 81) и Государственная
Дума Федерального Собрания РФ (ст. 95-97)
[4].
При этом, в отличие от регулирования
выборов в Государственную Думу, Конституция
РФ в ст. 81, посвященной выборам Президента
РФ, перечисляет и принципы избирательного
права: Президент РФ избирается на четыре
года гражданами Российской Федерации
на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Конституция также устанавливает критерии,
кто может быть избран Президентом РФ
(пассивное избирательное право), которые,
помимо гражданства и возрастного критерия,
включают требование к продолжительности
постоянного проживания на территории
Российской Федерации, а также запрет
на занятие данной должности более двух
сроков подряд. Так, ч. 2 ст. 81 закрепляет,
что Президентом РФ может быть избран
гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно
проживающий в Российской Федерации не
менее 10 лет.
Конституция предусматривает
избрание гражданами РФ только одной из
двух палат федерального парламента -
Государственной Думы. В соответствии
со ст.96 Конституции [4] Государственная
Дума избирается сроком на четыре года,
а порядок формирования другой палаты
Федерального Собрания - Совета Федерации
и порядок выбора депутатов Государственной
Думы устанавливается федеральными законами.
В ч.1 ст. 97 Конституции
РФ [4] закреплены основные параметры кандидата
в депутаты, а именно: депутатом Государственной
Думы может быть избран гражданин Российской
Федерации, достигший 21 года и имеющий
право участвовать в выборах.
Особенностью Конституции
РФ, принятой 12.12.1993 г., по сравнению с предыдущей
Конституцией 1978 г., является отсутствие
в ней специального раздела под названием
«Избирательная система». Прежняя Конституция
перечисляла принципы избирательного
права (всеобщее равное и прямое избирательное
право при тайном голосовании) применительно
к выборам Советов народных депутатов
всех уровней в связи с тем, что они составляли
единую систему органов государственной
власти.
В действующей Конституции
эти принципы, как указывалось ранее, определены
только в отношении выборов Президента
РФ и имеют непосредственно конституционный
характер только в отношении указанных
выборов, тогда как в отношении выборов
депутатов Государственной Думы, выборов
в иные законодательные (представительные)
органы государственной власти, представительные
и иные выборные органы местного самоуправления
они имеют законодательный характер, подтвержденный
Конституционным Судом РФ.
В этой связи многие исследователи
подчеркивают, что отсутствие в Конституции
России главы об избирательной системе,
игнорирование принципов избирательного
права не способствовали определению
четких ориентиров избирательной реформы,
приоритетным направлением которой явилось
воссоздание на новых принципах всего
избирательного законодательства в Российской
Федерации [32, с.4].
Ст.15 Конституции РФ [4]
устанавливает, что ее нормы имеют прямое
действие. В силу этого при разрешении
различного рода споров по поводу избирательных
прав граждан обоснована ссылка на нормы
Конституции.
Если законами, определяющими
порядок проведения выборов, нарушается
Конституция РФ, Конституционный Суд рассматривает
эти дела и вправе признать соответствующие
акты или отдельные их положения неконституционными,
т.е. несоответствующими Конституции,
вследствие чего они утрачивают силу.
Проведение выборов
в федеральные и региональные органы государственной
власти и органы местного самоуправления
регулируются федеральными законами на
основе Конституции РФ.Последняя задача
решается рамочным Федеральным законом
от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации»
[6], который под гарантиями понимает установленные
Конституцией, законом, иным нормативным
актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие
реализацию избирательных прав граждан
Российской Федерации. Применительно
к выборам предметом его регулирования
являются основные гарантии реализации
конституционного права граждан Российской
Федерации избирать и быть избранным в
органы государственной власти и органы
местного самоуправления, универсальные
принципы и общий порядок участия граждан
в выборах на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права (волеизъявления)
при тайном голосовании и свободном добровольном
их участии в выборах.
Кроме названных законов,
регулирующих общественные отношения
и условия участия граждан в избрании
государственных органов власти и местного
самоуправления, осуществлении избирательных
действий и процедур на стадиях избирательного
процесса, защиты избирательных прав и
свобод граждан и иных участников выборов,
применяются и многие другие федеральные
законы, содержащие отдельные нормы избирательного
права.
К иным федеральным актам
о выборах можно отнести указы Президента
Российской Федерации и постановления
Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.11
Федерального закона «Об основных гарантиях
прав и право на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» [6] Президент
Российской Федерации вправе принимать
указы, восполняющие недостаточность
правовой базы при проведении региональных
и муниципальных выборов и могут быть
только единичными, касаться экстраординарных
случаев, когда вмешательство Президента
как гаранта Конституции РФ, прав и свобод
человека и гражданина (ч.2 ст.80 Конституции
РФ) [4] повлекло бы серьезные нарушения
права граждан избирать и быть избранным
в органы государственной власти и органы
местного самоуправления.
Правовыми основами избирательной
системы на региональном уровне являются
конституции (уставы), законы субъектов
Федерации, которые устанавливают порядок
выборов в органы государственной власти
и органы местного самоуправления в субъектах
Российской Федерации, представляют собой
совокупность региональных нормативно-правовых
актов законодательного и подзаконного
характера и находятся в одном ряду с Конституцией
Российской Федерации и составляют высший
уровень (ядро, фундамент) нормативно-правовой
системы Российской Федерации и ее субъектов.
2.2 Особенности избирательных
Согласно Конституции РФ избирательное
законодательство относится к совместному
ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Это означает, что при выборах в свои органы
государственной власти субъекты Федерации
обязаны соблюдать федеральное законодательство
о выборах и в то же время вправе самостоятельно
принимать такие законы. Такое решение
вопроса, с одной стороны, обеспечивает
известное единообразие избирательных
систем Федерации и ее субъектов, а с другой,
- порождает различия в избирательных
системах субъектов Федерации.
Различия можно считать
несущественными, но они все же существуют,
так что говорить об избирательной системе
в субъектах Федерации как о единой для
всех системе нельзя.
К этому следует добавить
значительное число не совпадающих во
многих деталях избирательных систем
по выборам в органы местного самоуправления.
Выборы в органы государственной
власти субъектов Федерации и органы местного
самоуправления проводятся в соответствии
с конституциями и уставами, законами
о выборах, принимаемыми законодательными
органами субъектов Федерации. Если же
такой закон отсутствует, то выборы органа
государственной власти субъекта Федерации
и органа местного самоуправления проводятся
на основе федерального закона.
Выборы депутатов в соответствующие
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществляются
на основе всеобщего, равного, прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Эти принципы, закрепленные в конституциях
и уставах субъектов Федерации, действуют
на всей территории Российской Федерации
в силу ее Конституции и федеральных законов.
Однако
конституции, уставы и законы субъектов
Федерации порой ограничивают принцип
всеобщности избирательного права, сужая
круг лиц, которые вправе голосовать (активное
избирательное право) и быть избранными
в органы государственной власти субъектов
Федерации. Это встречается в республиках,
в которых предполагается свое гражданство,
и только таким гражданам предоставляется
право избирать и быть избранными в органы
государственной власти.
Во многих субъектах
Федерации введено правило, согласно которому
правом избирать наделяются только те
граждане, которые постоянно проживают
на данной территории.
Законодательство
субъектов Федерации иногда закрепляет
ценз оседлости при выборах депутатов
законодательных органов. Но федеральный
закон, позволяя субъектам Федерации устанавливать
сроки обязательного проживания на своей
территории, указывает, что они не могут
превышать одного года.
Федеральным законом
«Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» установлено,
что ограничение пассивного избирательного
права, связанное с постоянным или преимущественным
проживанием на определенной территории,
может устанавливаться только Конституцией
РФ. Установление федеральным законом
или законом субъекта Федерации продолжительности
и срока проживания для приобретения пассивного
избирательного права не допускается.
24 июня 1997 г., аналогичное постановление
по «хакасскому делу» вынес Конституционный
Суд РФ.
Выборы в законодательные
органы субъектов Федерации проводятся
на основе различных систем подсчета голосов.
Не менее половины депутатов или даже
все избираются по пропорциональной системе.
В рамках единой избирательной кампании
выборы иногда включают, наряду со списками,
также голосование в многомандатных округах,
что может привести к нарушению равенства
прав избирателей (часть избирателей имеет
один голос, ибо избирает одного депутата,
а другая - по нескольку голосов, ибо избирает
нескольких депутатов).
Конституционный
Суд РФ в 2000 г. по делу о выборах депутатов
Законодательного Собрания Оренбургской
области признал соответствующие нормы
неконституционными и указал на необходимость
обеспечивать равные условия для реализации
избирательных прав и, следовательно,
справедливое народное представительство.
До установления в декабре
2004 г. нового порядка выборы глав администраций
(губернаторов, президентов, глав исполнительной
власти) проводились в двух основных формах:
самим населением (преимущественно) и
законодательными органами субъектов
Федерации (Дагестан).
Система избрания глав
администраций населением во многом напоминала
систему избрания Президента РФ: предусматривалось
избрание того кандидата, который получил
больше половины голосов от установленного
законом минимума принявших участие в
выборах избирателей, возможность второго
тура голосования и проч. Ныне этот порядок
изменен.
Порядок подготовки
и проведения выборов в законодательные
собрания с небольшими различиями включает
те же стадии, которые установлены федеральным
законодательством. Это, прежде всего,
назначение выборов и формирование республиканской,
краевой, областной и других избирательных
комиссий, которые обычно возлагаются
на главу администрации (президента, губернатора)
субъекта Федерации.
Образуются участковые
избирательные комиссии, которые выверяют
списки избирателей. Выдвижение и регистрация
кандидатов практически принципиально
не отличаются от федерального уровня,
хотя число требуемых подписей, конечно,
меньше. Специальными актами регламентируется
предвыборная агитация, с тем, чтобы каждому
кандидату и избирательному объединению
обеспечить равные возможности пользования
средств массовой информации. По общим
правилам, соответствующим федеральному
уровню, проходят голосование и определение
результатов голосования [16, с.448].
Заключение.
Избирательное
право является важной под отраслью
конституционного права. Оно содержит
нормы, которые регулируют порядок осуществления
конституционного права граждан избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
тем самым, устанавливая порядок проведения
выборов в указанные сроки.
Мировой опыт проведения
выборов указывает на существование и
применение следующих избирательных систем:
мажоритарной системы относительного,
абсолютного и квалифицированного большинства;
системы пропорционального представительства
политических партий. Кроме того, применяются
смешанные избирательные системы. Все
применяемые системы имеют свои достоинства
и недостатки; имеют особенности применения
на национальных выборах и чаще всего
вызывают неоднозначное отношение специалистов
и многочисленные общественные дискуссии.
В отечественной юридической
и политологической литературе высказывалось
мнение, что мажоритарная и пропорциональная
избирательные системы гармонично дополняют
одна другую; недостатки одной системы
нейтрализуются достоинствами другой,
а вместе они способствуют наиболее эффективному
и полному учету интересов всех избирателей,
что придает смешанному варианту (мажоритарно-пропорциональной
системе) некоторые преимущества.
Определенная законодателями
избирательная система влияет не только
на персональный и партийный составы представительного
органа, но и на все стадии избирательного
процесса, начиная с выдвижения кандидатов
и их списков, их представления и регистрации
и заканчивая определением результатов
голосования. Кроме того, другие важные
элементы политической жизни страны находятся
под весьма сильным воздействием избирательной
системы, в частности, развитие многопартийности,
отражение реального спектра политических
сил, работоспособность и стабильность
законодательной и исполнительной власти
и т.д.
В 2003 году на выборах
региональных парламентов в Российской
Федерации осуществлен переход от преимущественно
мажоритарной (лишь в ограниченном числе
регионов применялись смешанная или пропорциональная
системы) к смешанной избирательной системе,
а в настоящее время в некоторых регионах
– уже и к исключительно пропорциональной
системе.
На федеральных
парламентских выборах в 2007 г. также осуществлен
переход от преобладавший в четырех избирательных
циклах 1993-2003 годов смешанной (мажоритарной
и пропорциональной) избирательной системы
к исключительно пропорциональной системе,
т.е. к выборам по партийным спискам, выдвинутым
политическими партиями.
12.10.2008 г., в единый день
голосования, выборы депутатов региональных
парламентов в четырех субъектах Российской
Федерации (Забайкальском крае, Иркутской,
Кемеровской и Сахалинской областях) прошли
по смешанной избирательной системе.
В четырех регионах используются
закрытые партийные списки без разделения
на региональные группы кандидатов и лишь
в Забайкальском крае – закрытые списки
с разделением на региональные группы.
Во всех регионах к распределению депутатских
мандатов допускаются не менее двух списков
кандидатов, исключение – Иркутская область
с допустимым минимумом в три списка кандидатов.
В трех субъектах
Российской Федерации (Чеченской Республике,
Иркутской и Кемеровской областях) так
называемый заградительный барьер составляет
7%; в Сахалинской области – 6%, а в Забайкальском
крае – 5%.
Заградительный барьер
- это минимальный процент голосов избирателей,
который необходимо преодолеть спискам
кандидатов, выдвинутых избирательными
объединениями, для того, чтобы принять
участие в распределении депутатских
мандатов в органе законодательной власти.
Барьер вводится для того, чтобы избежать
излишнего дробления состава избранного
законодательного органа (так называемая
лоскутность парламента), которое может
негативно сказаться на его работе.
В выборах имеют право
принимать участие избирательные объединения,
выдвинувшие и зарегистрировавшие список
кандидатов, и кандидаты, выдвинутые избирательными
объединениями или путем самовыдвижения,
и зарегистрированные в установленном
порядке.
Остановимся еще на одном
базовом понятии - избирательных правах
граждан. Именно на их реализацию направлено
все законодательство о выборах и вся
деятельность участников избирательного
процесса – избирателей, партий, кандидатов,
избирательных комиссий.
Избирательные права
граждан Российской Федерации могут быть
классифицированы на активное избирательное
право и пассивное избирательное право.
В Федеральном законе
«Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» даются
следующие определения избирательных
прав: активное избирательное право - право
граждан Российской Федерации избирать
в органы государственной власти и органы
местного самоуправления; пассивное избирательное
право - право граждан Российской Федерации
быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления;
избирательные права граждан - конституционное
право граждан Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
а также участвовать в других избирательных
действиях в порядке, установленном Конституцией
Российской Федерации, названным Федеральным
законом, иными федеральными законами,
конституциями (уставами) и законами субъектов
Российской Федерации.
Избирательные права
относятся к политическим и находятся
в теснейшей взаимосвязи с правом на участие
в управлении делами государства.
Реализация
избирательных прав в рамках избирательного
процесса взаимосвязана с иными конституционными
правами и свободами, в частности: свободой
мысли и слова; свободой искать, получать,
передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом; на
объединение; собираться мирно, без оружия,
проводить собрания, митинги, демонстрации
и т.д.
В Российской Федерации
голосование на выборах является добровольным,
отказ от него не влечет никаких правовых
последствий для избирателя. Пассивным
избирательным правом гражданин обладает
также вне зависимости от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям и других
обстоятельств.
Ограничения пассивного
избирательного права устанавливаются
Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами.
Демократические выборы
- это антипод гражданской войны и силового
решения вопроса о власти.
В демократическом государстве
при достаточной развитости политической
культуры и самодеятельности граждан
практически не бывает (скорее, и не может
быть) полного единодушия на выборах. Смысл
выборов не в том, чтобы продемонстрировать
мнимый консенсус между всеми гражданами
и социальными слоями, который никогда,
кроме чрезвычайных ситуаций, не может
быть достигнут в развитом обществе, а
в том, чтобы все могли выразить свою волю,
а государственная власть - быть созданной
и действовать в соответствии с этой волей.
Через борьбу на выборах, следовательно,
в конечном счете, достигаются стабильность
и порядок в общественной жизни.
Коль скоро выборы - это
борьба и состязательность кандидатов,
в них есть элемент игры и азарта. Это вполне
объяснимо, поскольку граждане, участвующие
в выборах, оказываются перед необходимостью
не только определить свои интересы в
соответствии с предлагаемыми им программами
политических партий, но и проявить симпатии
или антипатии к конкретным кандидатам.
Во время избирательных кампаний обычно
наблюдается подъем эмоциональной активности
людей, порой сопровождаемый разного рода
эксцессами. В развитых обществах поэтому
вырабатываются определенные стандарты
политического поведения, подкрепляемые
соответствующими требованиями закона.
Выборы дают выход накопившемуся
у известной части населения недовольству
действиями властей, они открывают единственно
возможный путь демократического разрешения
противоречий в обществе, исключая физические
столкновения людей и путь навязывания
большинству мнения меньшинства или отдельных
политиков. Выборы - это своеобразная проверка
доверия граждан к своему государству.