Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа
В современных условиях, когда с переходом России к новому конституционному строю весьма остро проявились многие кризисные явления и конфликты, исследование социальных противоречий, в том числе в правовых формах их проявления, приобретает повышенную актуальность. Это в полной мере касается и конституционно-правовой науки, современного российского конституционализма. Очевидным является тот факт, что эффективность конституционного регулирования, степень реальности провозглашаемых Конституцией демократических принципов во многом определяются глубиной ее проникновения в природу социальных конфликтов и противоречий современного общества и государства.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Основные особенности конституции Российской Федерации……….5
1.1 Конституция Российской Федерации как основной закон государства……………………………………………………………………….5
1.2 Особенности принятия Конституции РФ, ее структуры и содержания……………………………………………………………………….9
2. Основные черты конституции Российской Федерации……………...24
2.1 Характерные черты Конституции РФ…………………………….24
2.2 Специфика основных черт Конституции РФ……………………….26
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………
Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права
Введение…………………………………………………………
1.Основные особенности конституции Российской Федерации……….5
1.1 Конституция Российской Федерации как
основной закон государства…………………………………………………
1.2 Особенности принятия Конституции РФ,
ее структуры и содержания……………………………………………………
2. Основные черты конституции Российской Федерации……………...24
2.1 Характерные черты Конституции РФ…………………………….24
2.2 Специфика основных черт Конституции РФ……………………….26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Конституция Российской
Федерации принципиально
Действующая российская Конституция - подлинный источник права и применяется непосредственно не только Конституционным Судом, но и всеми иными судами. На основе Конституции выстроена новая система организации публичной власти, конституционные механизмы, препятствующие возрождению тоталитарного общества и государства и способствующие защите прав граждан от произвола со стороны государства. Теперь Конституция служит одним из важнейших инструментов проведения политических и экономических реформ, создания гражданского общества, рыночной экономики. Более того, конституционная реформа 1993 г. открыла путь экономическим, политическим, социальным и иным преобразованиям.
В современных условиях, когда с переходом России к новому конституционному строю весьма остро проявились многие кризисные явления и конфликты, исследование социальных противоречий, в том числе в правовых формах их проявления, приобретает повышенную актуальность. Это в полной мере касается и конституционно-правовой науки, современного российского конституционализма. Очевидным является тот факт, что эффективность конституционного регулирования, степень реальности провозглашаемых Конституцией демократических принципов во многом определяются глубиной ее проникновения в природу социальных конфликтов и противоречий современного общества и государства.
Проект этой Конституции
— результат длительной совместной
работы российских депутатов, представителей
федеральных органов
Цель курсовой работы – определить основные особенности и черты Конституции Российской Федерации 1993 года, как основного закона государства, обладающего высшей юридической силой и закрепляющего основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов
Цель работы определяет основные задачи курсовой работы:
- рассмотреть особенности Конституции Российской Федерации;
- выявить особенности принятия, структуры Конституции России;
- проанализировать характерные черты Конституции России;
- характеризовать специфику основных черт Конституции.
При написании курсовой работы использовались следующие источники: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации, Кабышев В.Т. Конституционализм в современной России, Коваленко А.И. Конституционное право России, Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешко Л.А. Конституционное право РФ, Козлова Е.И; Кутафин О.Е. Конституционное право России и многие другие.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности.
Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с "Хабеас корпус акт" и "Билля о правах" (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для XX столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.
Ведущим источником российского права является Конституция, выступающая как Основной Закон Российской Федерации. Ее характерной чертой является то, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом, государством, и закрепляет основы общественного строя; принципы организации цели государства. Конституция является источником конституционного и других отраслей права. Она содержит принципы отраслей права и ряда их институтов, закрепляет процедуры и стадии важных направлений государственной деятельности (правотворческой, контрольной). Более подробно об основных чертах Конституции РФ речь пойдет во второй главе данной курсовой работы.
Немаловажное значение для уяснения места Конституции среди других источников права имеет анализ ее юридических свойств. Действительно, Конституция обладает рядом специфических признаков, отличающих ее от обычных законов. Хотя юридические свойства Основного Закона понимаются неоднозначно, но большинство исследователей относит к их числу прежде всего - нормативность, высшую юридическую силу, особый порядок принятия и изменения.
По всей видимости, надо различать юридические свойства и характерные черты Основного Закона. Если в первых находит отражение правовая природа Конституции, то в последних выражается прежде всего ее общественно-политическая характеристика. Конституция РСФСР 1978 г. (как и все подобные акты союзных республик соответствовала Основному Закону СССР 1977 г., обслуживала существовавшую в тот период командно-административную систему и была чрезмерно заидеологизирована и политизирована.
Проводимые с 1989 г. в
стране радикальные реформы
Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.
Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).
Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента) определяют их центральное место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.
По структуре Конституция представляет, в сущности, "конституционный кодекс". Но, конечно, это не означает, что Основной Закон осуществляет исчерпывающее регулирование государственно-правовых отношений. Возможно, поэтому венгерский академик И.Сабо употребляет для ее характеристики другую формулировку - это, в известном смысле, "кодексообразный документ".
Сущность, юридическая природа Конституции связаны с характером утверждающейся в нашем обществе конституционной системы. В Российской Федерации до самого последнего времени, как и ранее в СССР в СНГ конституционное развитие осуществлялось в рамках системы моноконституционного акта. Это означало, что Конституция едина и любые изменения в конституционные нормы, вносимые законом, обязательно инкорпорировались в текст Основного Закона. Наглядный тому пример - принятие законов об изменении и дополнении Конституции Российской Федерации в 1989 - 1993 г.г. Существенные конституционные новеллы были внесены 21 апреля 1992 г. на VI Съезде народных депутатов РФ. Так, до конца сентября 1993 г. изменения и дополнения Основного Закона Федерации мог производить Съезд народных депутатов РФ законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных депутатов Российской Федерации. В таком же порядке осуществлялось временное приостановление действия отдельных статей Конституции, а также делегирование полномочий Съезда народных депутатов РФ Верховному Совету Федерации (ст.185).
Из системы
Согласно проекту Основного Закона России1 вводится новая конституционная система, предполагающая существование собственно Конституции и пакета федеральных конституционных законов. Последние принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, ее развивают и дополняют. Данный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общей числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Конституционный проект предусматривает принятие таких федеральных конституционных законов как: о порядке изменения статуса субъекта Российской Федерации; о Государственном флаге, Государственном гербе, Государственном гимне Российской Федерации и порядке их использования; о судебной системе Российской Федерации и др. Новая Конституция предусматривает усложненный порядок пересмотра ее норм. Положения глав 1,2 и 9 Основного Закона могут быть изменены не Федеральным Собранием, а вновь создаваемым органом - Конституционным Собранием при поддержке этого решения тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Поправки к главам 3-8 Основного Закона России принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
На конституцию влияют многие факторы - интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.
Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.
Каждая новая конституция
обобщает конкретный опыт истории и
обогащает его новым
Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г. - Польши.
Предыстория конституции в России берёт свое начало в первой половине ХIХ века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов ХIХ (А.С. Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии.
Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой»2.
Информация о работе Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права