Контрольная работа по "Правоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1: Покажите схематично классификацию форм государственного устройства в том или ином государстве. Какие факторы определяют существование конкретной формы государственного устройства в том или ином государстве. Вопрос 2: Конституционные обязанности граждан РФ

Вложенные файлы: 1 файл

КР правововедение 4.docx

— 97.53 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1: Покажите схематично классификацию форм государственного устройства в том или ином государстве. Какие факторы определяют существование конкретной формы государственного устройства в том или ином государстве.

Ответ:

По форме правления:

По форме государственного устройства:

По форме политического  режима:

Факторы, определяющие существование конкретной формы государственного устройства в том или ином государстве.

Форма государственного устройства это административно - территориальное  и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. 

Унитарная форма государственного устройства это единое цельное государственное образование, состоящее административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. 
        У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов. 
На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. 
     Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах.    

 Кроме того, составные  части унитарного государства  не обладают государственным  суверенитетом. Они не имеют  своих самостоятельных воинских  формирований, законодательных органов  и других атрибутов государственности.  Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти, от центральных, унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным если во главе местных органов власти стает назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы. (например Финляндия). В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония) , где глав администраций частично назначают и частично выбирают.

Унитарные государства очень  различны между собой, их можно разделить  на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, автономия (от греч. „autonomia“ - самоуправление, независимость) в государственном смысле - это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей. При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение.

Все межгосударственные вопросы  решает центральный орган, который  официально представляет страну на международной  арене. 
      Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения. 
Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности. 
 

Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. 
      Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением.

Однако, не смотря на это  можно выделить ряд признаков, которые  характерны для большинства федераций.

1. Верховная законодательная,  исполнительная и судебная власть  принадлежит федеральным органам  государственной власти.

2. Конституция разграничивает  полномочия субъектов и самой  федерации.

3. Территория федерации  состоит из:

- Субъектов, которые по-разному  называются.

-Соответственно субъекты  из административно- территориальных  единиц.

4. Субъекты федерации  могут принимать свои конституции,  законы, постановления и другие  нормативно-правовые акты. Они имеют  свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на  территории субъекта данной федерации.

5. Зачастую имеется двойное  гражданство, то есть субъект  федерации наделяет проживающего  на его территории гражданина  своим гражданством, а гражданство  федерации этот человек уже  имеет. Поэтому получается у  гражданина два гражданства: гражданство  субъекта и гражданство федерации.

6. Обычно от субъектов  федерации выделяются представители,  которые являются членами представительной  власти ; эти представители в своей  совокупности образуют законодательный  орган федерации, а точнее одну  его часть (палату) . Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.

7. Внешнеполитическую государственную  деятельность осуществляют федеральные  органы, Они выступают на международной  арене от имени федерации.

Федерации строятся на разных принципах, в связи с этим существуют национальные, территориальные и  национально-территориальные федерации. Национальные федерации строятся по этническому принципу, население  субъектов национальной федерации  отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает  как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом  к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных  федераций находится разделение территории на субъекты. Население  государства в этом случае этнически  однородно, появление таких федераций  обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня  примером таких федераций могут  являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.

Территориальная федерация

Такая федерация характеризуется  значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации. 
Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях. Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов. Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия)

Национальная федерация

Национальные федерации  наиболее сложные образования. Им присуще  все признаки федерации, но кроме  них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно  выделить ряд черт:

1.Субъектами такой федерации  являются национальные государства  и национально-государственные образования,  которые отличаются друг от  друга национальным составом  населения, культурой, бытом, традициями  и обычаями, религией и верованиями.

2.Такого рода федерация  строится на принципе добровольного  объединения составляющих ее  субъектов.

3. Высшие государственные  органы национальной федерации  формируются из представителей  субъектов федерации, то есть  центральная власть создается  для решения проблем каждой  нации и народности, проживающей  на территории федерации. 
        4. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие. 
        5. В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов.

Такого рода федерации  есть понятие - “Право наций на самоопределение”. То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава  федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими  субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как  правило, не требуется.

Отличия территориальной  и национальной федерации. 
Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это

может устроить.

В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.

Сегодня все чаще федерации  разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные государства включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Примером таких федераций являются Бразилия, Мексика, Аргентина. Асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы: помимо субъектов федерации, существуют еще и другие территориальные образования, ими могут быть федеральные округа или территории, владения. Такими федерациями являются США, Австралия, Индия. Федерация состоит из субъектов, но они не являются однородными. Прекрасным примером в данном случае может служить РФ, которая состоит из республик, краев, автономных округов и областей, городов федерального значения. В третью группу входят федерации, которые состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации. Иногда асимметрию такого рода называют «скрытой асимметрией». Примером такой федерации может являться Германия. 

 

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили  выделить следующие:

1. Договорная форма образования  конфедерации. Большая часть конфедераций  была образованна на основе  соответствующих договоров.

2. Свобода выхода из  конфедерации(сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит  государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

4. Предметы ведения конфедерации  ограниченны перечнем небольшого  и в целом незначительного  круга вопросов. Это- вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

5. В конфедерации образуются  не все государственные органы, а только те, которые необходимы  для осуществления задач, выделенные  по договорным актам. 

6. В представительных  органах конфедерации делегаты  представляют не территориальные  части или население одного  государства, а суверенитет государства. 

7. Постоянно действующие  государственные органы конфедерации  не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти  не содержат норм прямого действия  и адресованы к органам власти  субъектов конфедерации.

8. Субъектам конфедерации  принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании,  либо отказа в применении актов  союзной власти.

9. Бюджет конфедерации  формируется за счет добровольных  взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения  конфедерация не обладает.

Субъекты конфедерации имеют  право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и  капиталов.

11. Как правило, в конфедерациях  отсутствует единая система денежного  обращения

12. Воинские формирования  комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их  двойное подчинение государственным  органам конфедерации, и ее субъектам. 

В конфедерации нет союзного гражданства.

В заключении следует также  подчеркнуть, что в конфедерациях  отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой  для образования суверенных унитарных  или федеративных государств. 

 

Империя - форма организации крупнейшего государства. Принципиальное отличие империи от национального государства заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства. 
С установлением власти правящих элит и появлением государства наиболее типичным явлением стало возникновение империй. Подобного типа территориально-государственное устройство было присуще многим цивилизациям на разных континентах и в разные эпохи, вплоть до XX века включительно. Естественно, ранние империи (Ханьская, Римская, империя Карла Великого, Османская) имели отличия от более поздних империй (Наполеоновская, Британская, Российская), поскольку создавались благодаря иным социально-экономическим и политическим предпосылкам. Однако для всех империй характерны некоторые общие черты, позволяющие говорить об имперских системах как определенном типе политической организации. В качестве таковых выделяются:

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведение"