Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:28, курсовая работа
Цель работы - выявить правовые проблемы реализации политических прав в России.
Задачи:
рассмотреть права и свободы: понятие и значение;
- изучить сущность и значение политических прав;
выявить особенности реализации избирательных прав в РФ;
представить сущность права на обращение граждан.
Введение 3
1. Понятие и значение политических прав 4
1.1 Права и свободы: понятие и значение 4
1.2 Сущность и значение политических прав 6
2. Некоторые принципы реализации в России политических прав 11
2.1 Проблема реализации избирательных прав в РФ 11
2.2 Право на обращение граждан 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17
В ст. 29 п. 5 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации и установлен запрет цензуры.
Конкретные вопросы реализации этих конституционных свобод регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Важное значение имеют положения этого Закона, запрещающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а также информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
Право на создание общественных объединений. Это конституционное право закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Данное право является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы. Это право широко используется гражданами. Так, по данным Министерства юстиции Российской Федерации на апрель 2001 года в России было зарегистрировано 50 544 общественных объединений, в том числе 1924 партии [18, c. 15].
Существуют законодательные
ограничения реализации этого права.
Так, в ст. 13 Конституции РФ установлено,
что «запрещается создание и деятельность
общественных объединений, цели или
действия которых направлены на насильственное
изменение основ
Существуют ограничения при реализации этого права для отдельных категорий граждан. Так, в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено, что «пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности… Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции». В этой связи ст. 9 Закона «О статусе военнослужащих» закрепляет, что «военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».
Свобода собраний. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Свобода собрания - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.
Митинги представляют собой
разновидность собраний и проводятся,
как правило, под открытым небом.
Они завершаются после
Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам.
Пикетирование представляет
собой выражение своего отношения
группами людей стоящих или движущихся
вблизи государственных или
Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (за организацию массовых беспорядков, например).
Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Для Конституции РФ 1993 г. характерным является не только закрепление широкого круга прав и свобод человека и гражданина, но и впервые в конституционном строительстве России в основном законе содержатся нормы, направленные на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод.
В статье 2 Конституции РФ, положения которой входят в основы конституционного строя, закрепляется, что обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина. Данное положение конкретизируется ст. 45 Конституции РФ, которая устанавливает: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Ведущую роль в государственно-правовой защите прав и свобод согласно Конституции РФ призван играть суд. Как подчеркивается в ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
В Конституции определен круг действий, которые могут быть обжалованы в суде. Согласно ст. 46 п. 2 Конституции РФ «решение и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде».
В соответствии с положением
Международного пакта о гражданских
и политических правах (1966 г.) и Факультативного
Протокола к нему п. 3 ст. 46 Конституции
РФ закрепляет, что «каждый вправе
в соответствии с международными
договорами Российской Федерации обращаться
в межгосударственные органы по защите
прав и свобод человека, если исчерпаны
все имеющиеся
Конституция РФ дополнительно гарантирует каждому человеку право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). В данной статье установлено также, что обвиняемый в совершение преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Защита прав и свобод человека
и гражданина во многом определяется
обеспечением правовой помощи. В этой
связи ст. 48 Конституции РФ закрепляет:
«Каждому гарантируется право на
получение квалифицированной
В нормах главы 2 Конституции
РФ, направленных на обеспечение государственно-
В частности, в ст. 49 Конституции РФ закреплена презумпция невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Гарантиями прав и свобод
личности являются закрепленные в ст.
50 Конституции РФ положения о
том, что никто не может быть повторно
осужден за одно и то же преступление;
при осуществлении правосудия не
допускается использование
В Конституции РФ нашла
свое закрепление правовая норма, имеющая
важное этическое содержание. Согласно
ст. 51 Конституции РФ никто не обязан
свидетельствовать против себя самого,
своего супруга и близких
Конституция РФ устанавливает,
что права потерпевших от преступлений
и злоупотреблений властью
В Конституции РФ установлен также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, в отличии
от личных, политические права и
свободы нацелены на активное включение
каждого индивидуума в жизнь
страны, в управление ее делами. Эти
права и свободы создают
Статья 32 Конституции РФ
устанавливает: «Граждане Российской
Федерации имеют право
Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:
- принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
- голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
- допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Участие граждан в управлении
делами своего государства, будь то непосредственно
(т.е. путем референдума, выборов
или личного участия в
Что касается опосредовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть «через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации» (ст. 2 Конституции 1978 г.).
В действующей Конституции применена другая формула: «через органы государственной власти». Таким образом, представительные органы государственной власти уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус «политической основы государства». Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов.
При этом названы формы
непосредственного
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы - один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей [15, c. 135].
Информация о работе Некоторые принципы реализации в России политических прав