Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:28, курсовая работа
Цель работы - выявить правовые проблемы реализации политических прав в России.
Задачи:
рассмотреть права и свободы: понятие и значение;
- изучить сущность и значение политических прав;
выявить особенности реализации избирательных прав в РФ;
представить сущность права на обращение граждан.
Введение 3
1. Понятие и значение политических прав 4
1.1 Права и свободы: понятие и значение 4
1.2 Сущность и значение политических прав 6
2. Некоторые принципы реализации в России политических прав 11
2.1 Проблема реализации избирательных прав в РФ 11
2.2 Право на обращение граждан 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,
Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.
Кроме этого общего положения
в ст. 32 Конституции закреплены основные
формы реализации этого права, главной
из которых являются избирательные
права. Граждане Российской Федерации,
устанавливает п. 2 ст. 32 Конституции
РФ, имеют право избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
а также участвовать в
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч. 2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданством РФ).
В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст. 97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).
Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.
Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ним в судебном порядке признается недееспособность - т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).
Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола.
Таким образом, избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами.
Право на обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления
закреплено в ст. 33 Конституции РФ.
Это право граждан может быть
реализовано индивидуально или
коллективно. В ранее действовавшей
конституции это право
Обращения граждан содержат
неодинаковую информацию, не совпадают
по общественной направленности. Они
различаются по своей юридической
направленности и влекут разные правовые
последствия. Термин «обращение» носит
собирательный характер. В обращениях
граждан могут содержаться
Действующее законодательство не дает определения понятий «жалоба», «предложение», «заявление». Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения [10, c. 136].
Предложение - это такой
вид обращения, который, как правило,
не связан с нарушением прав граждан,
в нем обычно ставится вопрос о
необходимости решения
Заявление - обращение гражданина в государственные органы, ораны местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).
Жалоба - обращение гражданина в государственные ораны либо органы местного самоуправления с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.
Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.
Нормативным актами предусмотрено
право граждан (юридических лиц)
осуществлять обращения в письменной
и устной форме, а за соответствующими
лицами закреплена обязанность эти
обращения принимать в порядки
и сроки, установленные
В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц и органов государства, существует судебный порядок обжалования таких действий.
Таким образом, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.
В частности, за гражданам РФ Закон закрепляет право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия.
Таким образом, именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией.
В Российской Федерации признаются
и гарантируются права и
Права и свободы человека
и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность
законодательной и
Наиболее распространенным
критерием в науке
В отличии от личных, политические
права и свободы нацелены на активное
включение каждого индивидуума
в жизнь страны, в управление ее
делами. Эти права и свободы
создают условия для
Среди политических прав и свобод выделяют:
Свобода мысли и слова.
Свобода информации.
Право на создание общественных объединений.
Свобода собраний.
Право участвовать в управлении государством.
Право на обращение.
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами.
Граждане Российской Федерации,
устанавливает п. 2 ст. 32 Конституции
РФ, имеют право избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
а также участвовать в
Обращения граждан содержат
неодинаковую информацию, не совпадают
по общественной направленности. Они
различаются по своей юридической
направленности и влекут разные правовые
последствия. Термин «обращение» носит
собирательный характер. В обращениях
граждан могут содержаться
1.Конституция РФ [Текст] // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.Авдеев, В.С. Общая теория права. [Текст]./ Учебник/ В.С. Авдеев - М.: Паритет. - 2008. -340 с.
3.Бойцов, В.Я. Система субъектов советского государственного права. [Текст]./ монография/ В.Я. Бойцов. - Уфа, 2009. -400 с.
4.Исаков, В.Б. Юридические факты в Российском праве [Текст]./ монография/ В.Б. Исаков. - М.: Наука. 2008.-456 с.
5.Кечекьян, С.Ф., Правоотношения в Российском обществе [Текст]/монография/ С.Ф. Кечекьян. - М.: Знание, 2006.-376 с.
6.Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст]./ Учебник/ Е.И. Козлова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008.-415 с.
7.Кокотов, А.Н. Конституционное право России [Текст]./ Учебник/ А.Н. Кокотов - М.: Юристъ, 2007. -476 с.
8.Карапетов, М.Т. Конституционные основы [Текст]/ монография /М.Т. Карапетов. - Пенза, 2008.-480 с.
9.Масленников, В.А. Конституционный статус личности [Текст]/ монография /В.А. Масленников. - М.: Палитра, 2009.-400 с.
10.Миронов, О.О. Конституционное регулирование в развитом обществе [Текст]/ монография / О.О. Миронов. - Саратов, 2006. -388 с.
11.Маслов, М.О. Субъекты конституционного права [Текст]/ монография // М.О. Маслов. - Саратов, 2008.-433 с.
12.Микунь, Л.А. Конституционное регулирование [Текст]/ монография // Л.А. Микунь. - М.: Юрист, 2007. -411 с.
13.Смоленский, М.В. Конституционное право России [Текст]/ учебник / М.В. Смоленский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -534 с.
14.Степанов, И.М. Конституция и политика [Текст]/ монография / И.М. Степанов. - М.: Москва, 2008. -325 с.
15.Тихомиров, Ю.А. Конституционные правоотношения [Текст]/ монография // Ю.А. Тихомиров // Теоретические основы Конституции. - М.: Ратет, 2007.-345 с.
16.Варламова, Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы [Текст]/ Н.В. Варламова // Правоведение. - 2008. - №4. - С. 50-52.
17.Ковачев, Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования [Текст]/ Д.А. Ковачев // Журнал российского права. - 2007. - №2. - С. 24-55.
18.Лучин, Б.О. Особенности конституционно-правовых отношений [Текст]/ Б.О. Лучин // Правоведение. -2009. - №1. - С. 15-17.
19.Ржевский, В.А. Особенности конституционных норм [Текст]/ В.А. Ржевский // Правоведение. 2009. - №26.-С. 12-17.
20.Синцова, Т.А. Система юридических фактов конституционном праве праве[Текст]/ Т.А. Синцова // Правоведение. - 2008. - №5. - С. 25-26.
21.Скуратов, Ю.И. О конституционном содержании некоторых политических категорий [Текст]/ / Ю.И. Скуратов // Правоведение. - 2006. - №1. - С. 13-24.
Информация о работе Некоторые принципы реализации в России политических прав