Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:53, реферат
Государство в современном мире является мощным субъектом перераспределения валового внутреннего продукта. Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. При помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении. В данной работе мной будет рассмотрено каким образом государственное регулирование влияет на развитие рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
2.1 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 11
3.1 МЕТОДЫ КОСВЕННОГО И ПРЯМОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 12
3.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 15
4. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 16
4.1 ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
4. Преодоление кризисов на
Для успешного осуществления своих
функций государство должно использовать
соответствующие инструменты
Еще одним действенным инструментом государственного регулирования является бюджетирование экономического развития, т.е. разработка и реализация специального документа - государственного бюджета страны, в соответствии с которым осуществляется реальное управление экономическим развитием страны.
В конечном итоге все рассмотренные
инструменты государственного регулирования
представляют собой целостную систему,
направленную на обоснование определенных
ограничений и желательных
Государственное регулирование
экономики - это система мер
Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования.
Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.[3]
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.[3]
Исходя из организационно-
Высшей формой государственного регулирования является государственное
экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в
глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
По мере усложнения
задач стали формулировать
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства
государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации
рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или
поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от
чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства,
разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование,
всеохватный административный контроль за ценами и др. ). Это не означает,
что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен
и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает
планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства;
правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по
срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования
инвестиций и т. д.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно
непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том,
чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее