Нормы права: понятие, виды и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:53, реферат

Краткое описание

Государство в современном мире является мощным субъектом перераспределения валового внутреннего продукта. Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. При помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении. В данной работе мной будет рассмотрено каким образом государственное регулирование влияет на развитие рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
2.1 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 11
3.1 МЕТОДЫ КОСВЕННОГО И ПРЯМОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 12
3.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 15
4. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 16
4.1 ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

4. Преодоление кризисов на микроуровне  за счет формирования полноценной  правовой базы, позволяющей предприятиям  на местах работать по единым  нормам и правилам, учитывающим  специфику региональной экономики.  Создание такой нормативной базы  будет содействовать обеспечению  информационной «прозрачности»  предприятий, ужесточению ответственности  руководителей за эффективное  управление предприятиями перед  их акционерами, трудовыми коллективами  и государством, стимулированию  реформирования предприятий с  помощью реструктурирования задолженности  по платежам в федеральный  бюджет, предоставлению гарантий  под привлечение инвестиций в  рамках стабилизационного фонда.[4]

Для успешного осуществления своих  функций государство должно использовать соответствующие инструменты государственного регулирования экономики, апробированные в мировой практике. Одним из таких  наиболее важных элементов является экономическое прогнозирование, представляющее собой исходную основу для определения  целей развития, выработки стратегии  и тактики социально-экономического развития. Комплексный экономический  прогноз отражает будущее общее  состояние экономики в разрезе  основных макроэкономических показателей, а система частных экономических  прогнозов отражает будущее состояние  отдельных структурных элементов  экономики страны. Программирование экономического развития включает разработку и реализацию целевых комплексных  программ развития всей экономики или  отдельных ее сфер. Разработка комплексных  программ развития экономики базируется на апробированных процедурах применения программно-целевого подхода к решению  социально-экономических проблем, подробно описанных в специальной литературе. Ключевым моментом системы программирования является установление целей социально-экономического развития в конкретном периоде и  разработка мероприятий, направленных на достижение этих целей.

Еще одним действенным инструментом государственного регулирования является бюджетирование экономического развития, т.е. разработка и реализация специального документа - государственного бюджета  страны, в соответствии с которым  осуществляется реальное управление экономическим  развитием страны.

В конечном итоге все рассмотренные  инструменты государственного регулирования  представляют собой целостную систему, направленную на обоснование определенных ограничений и желательных ориентиров перспективного развития экономики  в целом, а также формирования ориентиров для субъектов рыночной экономики всех форм и видов собственности.

3. Методы и формы государственного регулирования

Государственное регулирование  экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции  государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования.

Методы прямого  регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт,  содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.[3]

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.[3]

Исходя из организационно-институциональных  особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру,  создать для частного сектора  -   домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено  на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и т. д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих  странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

3.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Высшей формой государственного регулирования является  государственное

экономическое программирование. Его задача  –  комплексное  использование  в

глобальных целях всех элементов государственного  регулирования экономики.

По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные  и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и  органы,  ответственные за исполнение этих  решения,  выделять  необходимые  средства  и  определять порядок финансирования. Объектами таких  целевых  программ  обычно  являются отрасли,  регионы,   социальная   сфера,   различные   направления   научных исследований.   Программы   бывают   обычные   и    чрезвычайные.    Обычные среднесрочные общеэкономические  программы  составляются,  как  правило,  на пять  лет  с  ежегодным  продлением  на  один  год.  Чрезвычайные  программы разрабатываются  в  критических  ситуациях,  в  условиях  кризиса,  массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как  правило,  средствами административного регулирования. Практически  во  всех  странах  с  рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это,  к  примеру,  приватизация новых земель  Восточной  Германии  после  присоединения  к  ФРГ.[1]  Субъектами экономического   программирования   являются   государственные   учреждения, ответственные за составление  программ,  их  осуществления  и  контроль  над ними. Программы  разрабатываются  специальным  государственным  органом  или министерствами   экономики   и   финансов.   Министерство   финансов   также разрабатывает план финансирования программы.  К  разработке  программ  также широко    привлекаются    представители    центрального     банка,     союзы предпринимателей,  торгово-промышленные  палаты,  профсоюзы.   Программа   и финансовый   план   ежегодно   утверждаются   парламентом.   Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным  при  решение ряда хозяйственных задач.   В условиях рыночной  экономики  программирование может быть только индикативным,  то  есть  носить  целевой  рекомендательно- стимулирующий характер, тем не менее,  оно  является  эффективным  средством решения  хозяйственных  задач  разного  уровня.   Как   правило,   программы обеспечивают социально-экономическое  развитие  в  желательном  направлении. Программирование  позволяет  использовать  все   средства   государственного регулирования и избежать противоречивости и  несогласованности  регулирующих мероприятий отдельных государственных  органов.  Государственное  финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических  программ  оказывают заметное  и  неравномерное  влияние   на   конкурентоспособность   отдельных предприятий, положение  отраслей,  регионов,  социальных  групп  и  вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены.  Поэтому  на  государственные программирующие  органы   оказывается   всевозможное   влияние,   отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства

Очевидно, что современная  рыночная система немыслима без  вмешательства

государства. Однако  существует  грань,  за  которой  происходят  деформации

рыночных  процессов,  падает  эффективность  производства.  Тогда  рано  или

поздно встает  вопрос  о  разгосударствлении  экономики,  избавление  ее  от

чрезмерной государственной  активности.  Существуют  важные  ограничения  для регулирования.   Например,   недопустимы   любые    действия    государства,

разрушающие   рыночный   механизм   (тотальное   директивное   планирование,

всеохватный административный контроль за ценами и др. ).  Это не  означает,

что государство  снимает с себя ответственность  за неконтролируемый рост  цен

и  должно  отказаться  от  планирования.  Рыночная  система   не   исключает

планирования на уровне предприятий, регионов  и  даже  народного  хозяйства;

правда, в последнем  случае оно обычно  является  "мягким",  ограниченным  по

срокам, масштабам  и другим параметрам, и  выступающим  в  виде национальных целевых программ. Также следует  отметить,  что  рынок  во  многом  является самонастраивающейся системой,  и  поэтому  влиять  на  него  следует  только косвенными, экономическими  методами.  Однако  в  ряде  случаев,  применение административных методов  не  только  допустимо,  но  и  необходимо.  Нельзя уповать только на экономические либо  только  на  административные  меры.  С одной стороны, элементы администрирования несет в себе  любой  экономический регулятор. Например, денежное обращение  ощутит  влияние  такого  известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не  раньше, чем будет принято административное  решение.  С  другой  стороны,  в  каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том  смысле,  что  он косвенно  сказывается  на  поведении  участников  экономического   процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю  за  ценами,  государство создает для производителей  особый  экономический  режим,  вынуждает  их  пересматривать производственные   программы,   искать   новые   источники    финансирования

инвестиций и  т. д.

 Среди методов государственного регулирования не  существует  совершенно

непригодных и абсолютно  неэффективных. Нужны  все,  и  вопрос  лишь  в  том,

чтобы определить для  каждого  те  ситуации,  где  его  применение  наиболее

Информация о работе Нормы права: понятие, виды и структура