Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, реферат
Представительские функции. В качестве главы исполнительной власти Президент осуществляет высшее представительство США внутри страны и в международных отношениях. Ему принадлежит право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичменту. Он же объявляет амнистию.
Полномочия Президента
Конституционные полномочия Президента могут быть систематизированы по следующим основным группам.
Представительские функции. В качестве главы исполнительной власти Президент осуществляет высшее представительство США внутри страны и в международных отношениях. Ему принадлежит право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичменту. Он же объявляет амнистию. Как «лидер нации» Президент возглавляет разного рода церемонии, участвует в торжествах и празднествах. Он награждает высшими военными и другими наградами, что, впрочем, вправе делать и Конгресс. Награждение действующих президентов государственными наградами в США не принято.
Участие в законодательном процессе. Формально не пользуясь правом законодательной инициативы и не участвуя в заседаниях палат при принятии законов, Президент тем не менее оказывает огромное влияние на законодательный процесс. Исследователи отмечают, что это влияние носит даже решающий характер, ибо подавляющее большинство ключевых законопроектов, разработанных аппаратом Президента, Конгрессом принимаются. К тому же сам Конгресс часто передает Президенту законодательные полномочия, которые образуют обширное указное право.
Президент имеет право вето, т. е. право в течение 10 дней не подписывать билли, принятые Конгрессом, и возвращать их на повторное рассмотрение со своими поправками; вето может быть преодолено Конгрессом только при одобрении билля большинством в 2/3 голосов депутатов обеих палат. Нельзя сказать, что президенты этим правом злоупотребляют, но угроза его применения оказывает на Конгресс известное воздействие.
Ежегодно Президент направляет в Конгресс послание о положении дел в Союзе, т. е. о внутреннем и международном положении в стране; с этим посланием он лично (обычно в январе) выступает перед объединенным заседанием двух палат. В послании Конгрессу рекомендуется принять конкретные законы (эта своеобразная законодательная программа Президента рассматривается палатами в приоритетном порядке). Кроме того, Президент ежегодно в обязательном порядке направляет в Конгресс экономический доклад и проект федерального бюджета, а также специальные послания по конкретным вопросам.
Президент не вправе созывать или распускать Конгресс, но при чрезвычайных обстоятельствах может созвать обе палаты или одну из них и в случае разногласий между ними по поводу срока переноса заседаний вправе отложить их на срок, какой сочтет возможным. Президент не обязан являться по вызову Конгресса, и таких случаев в истории не было. Он имеет право на так называемые привилегии исполнительной власти, под которыми понимают право на конфиденциальность, т. е. на отказ Конгрессу в требовании информации по внутренним вопросам деятельности Президента. Взаимоотношения с Конгрессом — каждодневная работа Президента, которую он осуществляет через специальную Службу по связям с Конгрессом.
Военные полномочия. Президент является по Конституции Верховным главнокомандующим армии и флота и призванной на действительную службу милиции штатов. Он не вправе объявлять войну, но может направлять войска за границу для «защиты американских интересов», в миротворческих целях и др. Согласно резолюции Конгресса 1973 г. такие военные действия можно осуществлять в течение 60 дней, после чего Конгрессу должен быть представлен соответствующий доклад. Конгресс вправе совпадающей резолюцией потребовать от Президента немедленно вывести войска из государства, в которое они были введены. К своему праву направлять вооруженные силы за границу президенты прибегали весьма часто.
Глава государства присуждает высшие воинские звания, производит назначения военачальников, формирует Объединенную группу начальников штабов родов войск (генеральный штаб), назначает министра обороны, который по закону всегда является гражданским лицом.
Внешнеполитические полномочия. Президент формирует и осуществляет внешнюю политику, ведет сам или через своих представителей международные переговоры и проч. Им подписываются «по совету и с согласия Сената» международные договоры; Президент их ратифицирует после одобрения Сенатом (2/3 голосов сенаторов). Наряду с этим глава исполнительной власти вправе заключать с другими государствами так называемые исполнительные соглашения, которые не требуют одобрения Сенатом; таких исполнительных соглашений Президентом подписывается множество.
Президент с одобрения Сената назначает послов, консулов и представителей в международные организации, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства. Нередко президентами выдвигаются различные внешнеполитические доктрины, имеющие стратегическое значение. Конгресс лишь изредка в резолюциях палат формулирует свое отношение к отдельным вопросам внешней политики и международного положения США, но позиция Конгресса практически ничем не связывает Президента. В обязанность Президента входит аккредитация и прием послов иностранных государств.
Назначения высших должностных лиц. Это одно из важнейших управленческих полномочий Президента. Все высшие должностные лица (их примерно 300) назначаются главой исполнительной власти «по совету и с согласия Сената». Среди них министры, судьи Верховного суда и других федеральных судов, руководители ведомств, послы и другие лица. Практика знает немало случаев, когда Сенат отказывал Президенту в назначении предложенных им кандидатов, в том числе и на должности министров. Отстранение всех этих лиц от их должностей осуществляется Президентом по собственному усмотрению. Назначение и смещение должностных лиц более низкого уровня регламентируется законами и ведомственными инструкциями.
Чрезвычайное положение. Президент имеет право объявлять чрезвычайное положение — как в национальном масштабе, так и в отдельных штатах. Постановление Президента об объявлении чрезвычайного положения незамедлительно передается в Конгресс и публикуется в официальном издании «Федерал реджистер». Национальное чрезвычайное положение может быть прекращено совпадающей резолюцией Конгресса, изданием акта Президента или по истечении указанного срока. При объявлении национального чрезвычайного положения за Президентом сохраняются только те права и полномочия, которые основываются на законах.
Акты Президента
Осуществляя свои полномочия, Президент издает различные правовые акты. Основные из этих актов обладают нормативным характером, во многом напоминающим законодательные акты Конгресса. Принудительная сила таких актов вытекает из конституционной обязанности Президента заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись. В число основных актов, издаваемых Президентом, входят:
• исполнительные приказы, которые основываются на законах или делегированных полномочиях и регулируют многие важные вопросы государственного управления;
• реорганизационные планы, с помощью которых вносятся изменения в систему органов исполнительной власти (но с последующим утверждением Конгрессом);
• разного рода инструкции, директивы, прокламации, правила и положения. Они также действуют на всей территории страны и периодически подвергаются судебному контролю.
Вице-президент
Это второе лицо в государстве, избираемое вместе с Президентом. Его конституционная обязанность состоит в том, что он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается вакантной. Если должность Вице-президента становится вакантной, то Президент назначает Вице-президента, который вступает в должность по утверждении его кандидатуры большинством голосов обеих палат Конгресса. Такой случай, например, произошел в 1974 г., когда после отставки Президента Р. Никсона его пост занял Вице-президент Дж. Форд, который затем с одобрения Конгресса назначил Вице-президентом Н. Рокфеллера.
Вице-президент работает под непосредственным руководством Президента, получая от него различные поручения, обычно связанные с председательством в разного рода комиссиях.
Система органов исполнительной власти
Эта система, обычно именуемая администрацией Президента, включает три звена: кабинет и департаменты, исполнительный аппарат Президента, исполнительные (независимые) агентства.
Кабинет состоит из руководителей департаментов, обычно именуемых министрами (по закону они называются секретарями). Кабинет формируется и действует в силу обычая, сложившегося еще при Дж. Вашингтоне. В Конституции о нем не упоминается (только говорится, что Президент вправе требовать от высших должностных лиц департаментов письменного мнения по любому вопросу). Это чисто совещательный орган при Президенте, который созывается и обсуждает вопросы по личному его усмотрению. Кабинет не принимает никаких правовых актов и не публикует своих протоколов, все его решения, если они принимаются, оформляются актами Президента. С уходом Президента в отставку прекращает свое существование и кабинет.
Реальная роль этого органа определяется в зависимости от личных методов управления, присущих разным президентам. Были президенты (например, Д. Эйзенхауэр), при которых кабинет созывался регулярно, обсуждал актуальные вопросы внутренней и внешней политики, напоминая обычное правительство. Другие президенты (Дж. Кеннеди, Р. Никсон) созывали кабинет редко, поскольку переносили центр тяжести в принятии решений на другие органы исполнительной власти.
В настоящее время в состав кабинета входит 15 руководителей департаментов. Все они назначаются Президентом с одобрения Сената, а смещаются его личной властью. Министры — заметные фигуры в государственном механизме исполнительной власти, они тесно связаны с соответствующими комитетами палат Конгресса, находятся в центре внимания средств массовой информации. Деятельность возглавляемых ими департаментов, которые создаются каждый в соответствии со «своим» законом, практически не контролируется Конгрессом, хотя Конгресс через комитеты палат находится в курсе дел соответствующих министерств, получая от них запрашиваемую информацию.
В состав кабинета входят: государственный секретарь (он возглавляет государственный департамент, т. е. фактически министерство иностранных дел), министры финансов, юстиции (генеральный атторней, которому подчинено Федеральное бюро расследований), обороны (ему подчиняются министры армии, флота и военно-воздушных сил, не входящие в состав кабинета), внутренних дел, торговли, сельского хозяйства, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного строительства и городского развития, транспорта, образования, энергетики, национальной безопасности, по делам ветеранов. В Своде законов США (титул 5, гл. 3, § 301) определено, что глава департамента или военного департамента может предписывать правила об управлении своим департаментом, о поведении его служащих, распределении и исполнении дел, а также об охране, использовании и хранении протоколов, документов и собственности департамента. Этот параграф не предоставляет права отказывать общественности в информации или ограничивать доступ общественности к протоколам.
Исполнительный аппарат Президента (ИАП). Этот аппарат создается реорганизационными планами Президента или его распоряжениями, включает несколько структурных подразделений и большое число советников, помощников и референтов Президента (всего около 2 тыс. человек). Как основной вспомогательный орган, ИАП должен оказывать помощь Президенту в связях с общественностью, Конгрессом и прессой, определять бюджетную политику и координировать позиции органов исполнительной власти перед Конгрессом, информационно обеспечивать принятие решений Президентом, представляя ему как можно более широкий спектр мнений, осуществляя консультации при планировании и анализе приоритетных направлений политики и др.
Наиболее важными в политическом отношении являются: Совет национальной безопасности (СНБ), Совет по внутренней политике, Совет по международной экономической политике. СНБ состоит из Президента, Вице-президента, государственного секретаря, министра обороны, некоторых руководителей ведомств военного профиля; на его заседания приглашаются начальник объединенной группы начальников штабов (это высшая военная должность в вооруженных силах США), директор Центрального разведывательного управления. Совет разрабатывает военные программы, координирует военную и внешнюю политику. Другие структурные подразделения ИАП: Служба Белого дома, Служба Вице-президента, Административно-бюджетное управление, Совет по качеству окружающей среды, Совет экономических консультантов, Управление по науке и технике и др. — всего 14—16 таких подразделений (новый Президент всегда меняет эту структуру).
Исполнительные агентства (иногда именуются независимыми, административными, регулирующими, комиссиями). Некоторые из этих органов напоминают министерства (по численности чиновников они даже превышают отдельные министерства), их руководители назначаются Президентом с одобрения Сената. Некоторые агентства при этом формально Президенту не подчиняются, а подотчетны Конгрессу. Общее их число доходит до 50.
К наиболее значительным агентствам относятся: Национальное управление трудовых отношений, Комиссия по гражданским правам, Агентство национальной безопасности, Федеральная резервная система, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Комиссия по атомной энергии, Комиссия гражданской службы, Комиссия гражданской авиации и др.
С независимыми агентствами в определенной степени схожи так называемые правительственные корпорации, управляющие крупными объектами, являющимися собственностью Правительства США. В их число входят: Управление долиной р. Теннесси (там расположен крупный гидротехнический комплекс), Комиссия Панамского канала, Управление железной дороги Аляски.