Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:58, курсовая работа
Государственная служба, обеспечивая реализацию функций государства, выступает одним из его главных элементов в государственном механизме. Важно, что в Российской Федерации в течение последних десяти лет она претерпевает существенные изменения, причем завершение данного процесса в обозримом будущем по целому ряду причин едва ли предвидится.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации…………........................................7
1.1.Понятие, классификация государственных гражданских служащих………...7
1.2. Правовые основы государственной гражданской службы ………...……….12
1.3. Особенности правового статуса государственного гражданского служащего……………………………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации …….25
2.1. Права и гарантии государственного гражданского служащего…………….25
2.2.Обязанности государственного гражданского служащего………………….29
2.2. Ограничения и запреты государственного гражданского служащего……..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..…………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …...44
В общих чертах, можно выделить следующие признаки понятия «государственный гражданский служащий»:
В совокупности вышеуказанные признаки
помогают составить следующее
Таким образом, гражданский
служащий занимает аппаратную (административную)
должность только в органе государственной
власти. В соответствии с федеральными
законами не является гражданской службой
деятельность политических руководителей
— Президента РФ, депутатов всех
уровней власти, Председателя Правительства
РФ, министров, президентов и председателей
правительств национальных республик,
губернаторов и председателей правительств
русских областей и краев, судей
всех уровней и иных лиц, занимающих
государственные должности и
являющихся представителями
Проанализировав понятие «государственный гражданский служащий» в законодательстве, можно прийти к выводу о том, что российский законодатель нормативного закрепил именно узкий подход в определении понятия государственного гражданского служащего как лица, осуществляющего задачи и функции государства только в органах государственной власти. Вместе с тем следовало бы уточнить законодательное определение данного понятия, сформулировав его в следующей редакции: государственный гражданский служащий - это гражданин, профессионально участвующий в реализации задач и функций государства посредством исполнения государственной должности государственной службы, учрежденной в государственном органе [См.: 20, с. 54].
На данный момент не существует
устоявшегося мнения насчет разделения
государственных гражданских
В зависимости от уровня государственной власти, государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Принцип деления государственных служащих по уровням государственного управления считается наиболее старым, появившимся вместе с возникновением государственной службы. В России он используется с начала XX в. и по сей день. Российская Федерация имеет два уровня управления — федеральный и региональный (субъектов Федерации). Соответственно два уровня имеет и государственная служба.
В зависимости от ветвей государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти.
В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы [См.: 14, с. 311].
Государственные гражданские
служащие также могут быть
разделены на группы: лица, принимающие
присягу (например, сотрудники таможенных
органов); служащие, не принимающие
присягу (например, служащие отделов
и управлений областной
Законодательство о
Законодательство о
Данное законодательство состоит из Конституции РФ, Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», федерального закона «О государственной гражданской службе», иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и конституций, законов, уставов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Важно отметить, что правовые
акты о государственной гражданской
службе базируются на основополагающих
положениях, закрепленных во Всеобщей
декларации прав человека, Международном
кодексе поведения
Конституция Российской Федерации,
имея высшую юридическую силу, в
ч. 4 ст. 32 определяет государственную
службу как одну из важнейших форм
участия граждан в управлении
делами государства и общества, подчеркивая,
что граждане Российской Федерации
имеют равный доступ к государственной
службе. Также Конституция РФ закрепляет
такие основы, как верховенство Конституции
Российской Федерации и федеральных
законов на всей территории Российской
Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы
государственной власти, разграничение
предметов ведения между
Предрешая, что государственной
службой в субъектах Российской
Федерации ведают сами субъекты, конституция
в п. «т» ст. 71 устанавливает, что
федеральная государственная
Также государственная служба связана с рядом ограничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности, согласно ст.55 Конституции Российской Федерации, допускается только по федеральному закону.
Федеральный закон от 27.05.2003
N 58-ФЗ «О системе государственной
службы Российской Федерации». Данный
Федеральный закон в
Государственная гражданская служба Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», вступившим в силу с 1 февраля 2005 г. Данным федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Он дает целостное представление о деятельности тех работников, которые составляют административный стержень государственного управления, несут всю тяжесть регулирования социального взаимодействия личностей, организаций, субъектов социально-политической деятельности.
Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации [См.: 1] (согласно статье 2).
Этот Федеральный закон,
принятый в рамках проводимой в стране
реформы государственной
До принятия Федерального закона № 79-ФЗ данную сферу регулировал Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» [См.: 41].
Также, отношения, связанные с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ, регулируются нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это, в первую очередь, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Кроме указанных, правовую основу государственной службы также составляют иные федеральные законы.
Например, Федеральный
закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ст.8 закрепляет за государственным гражданским служащим обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, указывая, что невыполнение данной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ч.1 ст.9 Федеральный закон «О противодействии коррупции» обязывает государственного гражданского служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений [См.: 6].
Отношения, связанные
с государственной гражданской
службой, регулируются также
Указы
Президента Российской Федерации, входящих
в систему законодательства о
государственной гражданской
Информация о работе Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации