Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:38, лекция

Краткое описание

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Содержание

Принятые сокращения
· Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ
· 1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»
· |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
· 1.3. Система правоохранительных органов
· 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
· Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 2.1. Понятие и признаки судебной власти
· 2.2. Суд как орган судебной власти
· 2.3. Судебная система
· Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ
· 3.1. Понятие правосудия
· 3.2. Принципы правосудия
· 3.3. Система принципов правосудия
· Тема 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ
· 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
· 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
· 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
· 4.4. Гарантии независимости судей
· 4.5. Органы судейского сообщества
· Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
· 5.1. Мировые судьи
· 5.2. Районный суд
· 5.3. Суды субъектов РФ
· 5.4. Верховный Суд РФ
· 5.5. Военные суды
· Тема 6. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
· 6.2. Арбитражные суды субъектов РФ
· 6.3. Арбитражные апелляционные суды
· 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
· 6.5. Высший Арбитражный Суд РФ
· Тема 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ
· 7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ
· 7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ
· Тема 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
· 8.2. Следственный комитет при прокуратуре РФ
· 8.3. Кадры органов прокуратуры
· 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
· 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
· Тема 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 9.1. Система органов внутренних дел
· 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
· 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
· 9.4. Кадры милиции
· Тема 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
· 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
· 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ
· 10.3. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ
· 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
· Тема 11. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБЩУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
· 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
· 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
· 11.4. Федеральная служба государственной охраны
· 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
· Тема 12. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
· 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
· 12.2. Правовой статус адвоката
· 12.3. Система адвокатуры
· 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по правоохранительным органам.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

5. особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство –  специфическая деятельность органов  судебной власти. Оно начинается в  предусмотренных законом случаях  и протекает в установленной  процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

6. подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Суд зависит от закона.

Итак,  судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов  также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

2.2. Суд как  орган судебной власти 

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков:

1. Суд – это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

2. Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.

3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде.

5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

2.3. Судебная  система 

Судебная система устанавливается  Конституцией (гл. 7) и Законом о  судебной системе.

Судебная система  включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела, как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся  к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

Звеном  судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

  • Суды общей юрисдикции состоят из 4 четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института  мировых судей, по-прежнему рассматривают  большинство дел. Поэтому это  звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

  • Военные суды имеют 3 трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

  • Система арбитражных судов тоже состоит из 4 четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

 

Кроме разделения судов  по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции  может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной  и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

3.1. Понятие правосудия 

Статья 4 Закона о судоустройстве называет правосудием два вида деятельности: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».

Вместе с тем понятие правосудия не исчерпывается деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. С момента принятия указанного выше Закона судебная система серьезно изменилась. Наряду с судами общей юрисдикции были созданы арбитражные и конституционные (уставные) суды, деятельность которых также связана с осуществлением правосудия. Статья 4 Закона об арбитражных судах, в частности, говорит о том, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами.

Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях также можно отнести к правосудию. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является правосудием.

Остается открытым вопрос о том, является ли правосудием деятельность конституционных судов. Исходя из того что правосудием следует называть лишь деятельность, которая так поименована законом, можно сделать вывод, что деятельность Конституционного Суда РФ понятием правосудия не охватывается.

Итак, прежде чем сформулировать определение правосудия, следует  выделить его признаки.

Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.

Второй признак – реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).

Теперь можно сформулировать определение правосудия.

Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.

Вместе с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудия у граждан ассоциируется с  такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное определение правосудия можно уточнить следующим образом: правосудие – это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ.

Для того чтобы глубже понять смысл правосудия, необходимо обратить внимание на принципы правосудия.

3.2. Принципы  правосудия 

Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными  принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда – правовыми.

Принципы правосудия – это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

Принципы правосудия обладают рядом признаков.

1. Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия.

2. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются.

3. Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.

4. Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Таким образом, закрепление принципа в законе обязательно. Однако форма этого закрепления (проявления) может быть различна. Известны следующие формы проявления принципов в праве:

Информация о работе Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»