Представительные органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение представительных органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие представительных органов местного самоуправления; рассмотреть порядок образования представительных органов местного самоуправления; изучить организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления; рассмотреть компетенцию представительного органа местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и правовые основы деятельности представительных органов местного самоуправления…………………………………….4
1.1 Понятие представительных и иных органов местного самоуправления………………………………………………………....4
1.2 Порядок образования представительного органа местного самоуправления………………………………………………………….6
Глава 2. Организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления……………………………………………..16
Глава 3. Компетенция представительного органа местного самоуправления…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа гос управление.docx

— 49.02 Кб (Скачать файл)

 

б) на кого возлагается обязанность  организации и проведения депутатских  слушаний (организуют и проводят постоянные комиссии);

в) порядок проведения депутатских  слушаний.

Слушания открывает, председатель представительного органа; затем  с докладом выступает либо председатель постоянной комиссии, либо должностное  лицо местной администрации. После  этого начинаются прения, в которых  принимают участие приглашенные лица. Слушания заканчиваются рекомендаций по обсуждаемому вопросу путем их одобрения большинством принявших  участие в слушаниях депутатов. Данные рекомендации могут быть опубликованы в печати. Информация об итогах депутатских  слушаний доводится до сведения всех депутатов на очередном заседании  представительного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Компетенция представительного органа местного самоуправления

Общее требование российского  законодательства — представительный орган может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третьи установленной численности  его депутатов (Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. ст. 45).

Представительный орган  местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа избирается путем общих или досрочных  выборов на определенный срок, называется уставом созывом. Срок, на который  избирается представительный орган, устанавливается  уставом муниципального образования  и не может быть менее двух или  более пяти лет. Этот срок является предельным сроком полномочий депутатов  представительного органа. Окончание  срока полномочий представительного  органа конкретного созыва

означает и окончание  срока полномочий всех депутатов  данного созыва. Сказанное распространяется также на определение срока полномочий

представительного органа муниципального района, избираемого на муниципальный  выборах, а также его депутатов. Представительный

орган муниципального района, формируемый органами местного самоуправления поселений, работает не по созывам. Он действует на постоянной основе, бессрочно.

Законодатель предусмотрел, что полномочия представительного  органа муниципального образования  могут быть прекращены досрочно в  ряде случаев.

Во-первых, если судом установлено, что представительным органом принят нормативный акт, противоречащий Конституции  РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ муниципального образования. При этом представительный орган в течение трех месяцев  со дня вступления в силу решения  суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в  пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том  числе не отменил соответствующий  нормативный акт. Высшее должностное  лицо субъекта в течение одного месяца после вступления в силу решения  суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа.

Полномочия представительного  органа прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ об его  роспуске. Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован  в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и  принять решение не позднее чем  через 10 дней со дня ее подачи.

Во-вторых, в случае принятия указанным органом решения о  самороспуске. При этом решение о  самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования.

В-третьих, в случае вступления в силу решения верховного суда республики, соответствующего суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности  данного состава депутатов представительного  органа муниципального образования, в  том числе в связи со сложением  депутатами своих полномочий.

В-четвертых, в случае преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение  полномочий его депутатов и необходимость  формирования представительного органа нового созыва. В случае досрочного прекращения полномочий представительного  органа, состоящего из депутатов, избранных  непосредственно, не позднее чем  через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном  прекращении полномочий указанного органа проводятся досрочные муниципальные  выборы в представительный орган  муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем непрямых выборов, представительные органы соответствующих  поселений обязаны в течение  месяца избирать в состав представительного  органа муниципального района других депутатов.

В Законе от 6 октября 2003 г. определены вопрос исключительного ведения  представительных органов местного самоуправления, т.е. вопросы, которые  вправе решать только представительные ораны местного самоуправления, и никакие иные. Это гарантирует ведущую роль представительных органов во всей системе органов местного самоуправления.

В исключительной компетенции  представительного органа муниципального образования находится:

1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов и  программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

5) определение порядка  управления и распоряжения имуществом,

находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных  предприятий и учреждений, а

также об установлении тарифов  на услуги муниципальных предприятий  и учреждений;

7) определение порядка  участия муниципального образования  в

организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка  материально-технического и организационого обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Анализ полномочий представительного  органа позволяет сделать и ряд  выводов. Во-первых, только представительные органы вправе принимать общеобязательные правила по предметам ведения  муниципального образования, «местные законы», которые адресуются всем другим органам местного самоуправления соответствующих  муниципальных образований, гражданам, общественным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям. Они  определяют основные направления развития в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального  хозяйства, жилищного строительства, использования земель и т.д. Во-вторых, исключительно представительные органы утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении. В-третьих, установление местных налогов и сборов тоже относится к исключительному ведению представительных органов, поскольку непосредственно затрагивает материальные, наиболее существенные интересы жителей. В-четвертых, муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления, и представительные органы не могут стоять в стороне от управления ею. Они устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, в соответствии с которым действуют все другие органы местного самоуправления, их должностные лица. В-пятых, представительные органы контролируют деятельность других органов местного самоуправления, должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований. Это касается как органов избранных населением, так и тех, которые избраны, назначены представительным органом, главой муниципального образования. Осуществление контроля дает возможность добиваться исполнения принимаемых представительными органами решений, следить за законностью действий других органов местного самоуправления. В-шестых, представительные органы с учетом разделения труда в системе органов местного самоуправления должны следовать и определенным ограничениям в принятии решений. Нормативные правовые акты представительного органа, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Перечисленные выше полномочия представительных органов – это  минимальный, но не исчерпывающий перечень их обязанностей. Федеральный закон  определяет, что иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Это  важное положение следует понимать в том смысле, что в уставах  муниципальных образований в  соответствии с законодательством  полномочия представительных органов  могут быть расширены (но не сужены).

В отношении решений, принимаемых  представительным органом, законодатель установил важное требование. Нормативный  правовой акт, принятый представительным органом, направляется главе муниципального образования для подписания и  обнародования. Глава муниципального образования, если он является главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой aкт, он вновь рассматривается представительным органом. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Можно сделать вывод, что  определенная самостоятельность в  решении вопросов местного значения, составляющая необходимый признак  местного самоуправления, не может  существовать вне единой государственной  экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы  государственно-властных отношений  и быть абсолютно независимым  от государства. Многие объективные  тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют  об общих для демократических  государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

Можно предположить, что  компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается  компетенция органов государственной  власти.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Представительный органа муниципального образования – органа, который обладает правом представлять интересы населения и принимать  от его имени решения, действующие  на территории муниципального образования. Отсюда его ведущая роль в системе  органов местного самоуправления.

Также помимо членов представительного  органа и главы муниципалитета практикуется избрание населением других должностных  лиц местного самоуправления. К иным органам местного самоуправления могут  относиться: контрольные органы муниципального образования, муниципальная избирательная  комиссия, муниципальная милиция, а  так же специальные органы местного самоуправления, наделенные статусом юридического лица, - муниципальные  учреждения, создаваемые для осуществления  управленческих функций. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены  также другие органы и должностные  лица местного самоуправления.

Структура представительного  органа муниципального образования  характеризует численный состав представительного органа, его внутреннее строение и устройство.

Внутреннее строение представительного  органа местного самоуправления, порядок  и организационные формы их деятельности определяются муниципальными образованиями  самостоятельно и находят свое закрепление  в их уставах, регламентах, других правовых актах, принимаемыми этими органами.

Основной формой работы представительного  органа является заседание, на котором  решаются вопросы, отнесенные к его  компетенции, в соответствии с уставом  муниципального образования и действующим  законодательством.

Полномочия представительного  органа местного самоуправления вытекают из положений федеральных законов, законов субъектов, и закрепляются в уставах, конкретизируясь. В основном, это вопросы местной жизни: бюджет, налоги, хозяйственная деятельность, а также регулирование организационных  вопросов самого представительного  органа.

Реализация государственной  политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации  требует комплексного подхода к  решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также

определения приоритетных направлений  на соответствующем этапе реализации государственной политики.

Успешная реализация государственной  политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации  должна привести к созданию системы  взаимодействия населения, представительных и иных органов местного самоуправления и государственной власти. Эффективное  функционирование этой системы позволит обеспечить:

-улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании;

- обретение гражданами  навыков демократического взаимодействия  с формируемыми ими органами  местного самоуправления, а также  навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления