Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:05, реферат
Дискуссионный в правоведении права стал вопрос о том, должен ли прокурор при рассмотрении дела судом осуществлять за ним надзор.
При вступлении в законную силу нового Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь этот вопрос получил разрешение: предметом надзора в гражданском судопроизводстве является законность и обоснованность судебных постановлений и соблюдение законодательства при их исполнении. Усиливая судебную власть, что при построении правового государства необходимо, законодатель ввел ограничения в праве прокурора на возбуждение гражданских дел.
Введение
Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1. История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе
1.2. Статус прокурора в гражданском процессе
Участие прокурора в гражданском процессе
2.1.Формы участия прокурора в гражданском процессе
2.2. Иные полномочия прокурора в гражданском процессе
Заключение
Список использованной литературы
Дискуссионный в теории права вопрос о том, должен ли прокурор при рассмотрении дела судом осуществлять за ним надзор, получил разрешение: предметом надзора в гражданском судопроизводстве является законность и обоснованность судебных постановлений и соблюдение законодательства при их исполнении. Усиливая судебную власть, что при построении правового государства необходимо, законодатель ввел ограничения в праве прокурора на возбуждение гражданских дел; в отличие от ГПК 1964г. по новому ГПК прокурор не дает заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, а лишь высказывает в этих случаях свое мнение; при рассмотрении протеста в порядке надзора, принесенного должностными лицами судебных органов, участие прокурора не обязательно (ч. 7 ст. 445 ГПК).
Приведенные положения свидетельствуют о том, что при рассмотрении гражданского дела по первой инстанции, проверке судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке прокурор состоит с судом только в процессуальных отношениях.
Вместе с тем законодатель допускает непоследовательность в определении правового положения прокурора. Так, ч. 2 ст. 23 ГПК гласит: «прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили».
Стадиями гражданского процесса являются: судебное разбирательство гражданских дел по первой инстанции; кассационное обжалование (опротестование) судебных решений, не вступивших в законную силу; пересмотр судебных постановлений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Возникает вопрос: какие меры к устранению нарушений закона, допущенных кем-либо из участников процесса или судьей, может принять прокурор? Прокурор в суде не имеет административной власти, не обладает полномочиями распорядительного характера. Решающая роль в процессе принадлежит суду, и, участвуя в деле, прокурор, как и остальные участники процесса, должен беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего. Поэтому, если требования закона нарушает кто-то из участников процесса, прокурор обращается к председательствующему с просьбой принять меры к устранению нарушений закона. Если требования закона нарушает председательствующий, прокурор приносит свои возражения против действий судьи, которые заносятся в протокол судебного заседания. Приносить возражения против действий председательствующего имеют право все участники гражданского судопроизводства, и в данном случае прокурор не имеет каких-либо преимуществ перед другими участниками гражданского процесса. Председательствующий может согласиться с возражениями, а может и не согласиться. Законодатель не наделяет прокурора правами в судебном заседании по устранению нарушений закона, поскольку нарушился бы принцип независимости судей и подчинение их только закону. Вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону (ст. 11 ГПК).
Если между судом и прокурором при рассмотрении материалов дела существуют только процессуальные правоотношения и отсутствуют надзорные, а именно эту цель, как нам представляется, преследовал законодатель по новому ГПК, из ст. 23 ГПК часть вторая должна быть исключена, поскольку достаточно части первой указанной статьи, в которой четко определяется предмет прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве, а именно судебные акты (решения, определения, постановления) и их исполнение.
Создание сильной и независимой судебной власти, повышение статуса суда в механизме государства исключают необходимость прокурорского надзора за судом при осуществлении им правосудия по гражданским делам, поэтому участие прокурора в судебном разбирательстве должно рассматриваться в теории права как один из способов оказания содействия суду в правильном рассмотрении и разрешении гражданских дел с целью вынесения законных и обоснованных судебных постановлений.
ГПК предусматривает две формы участия прокурора в гражданском процессе: путем возбуждения гражданского дела и путем вступления в дело на любой его стадии. Об эффективности участия прокуратуры республики в гражданском процессе свидетельствуют данные о ее работе за последние годы.
В литературе дискуссионным был вопрос о праве помощников районных и городских прокуроров, прокуроров отделов и управлений возбуждать гражданские дела. Некоторые процессуалисты отвечали на этот вопрос положительно, другие возражали, полагая, что, коль скоро в нормативных актах не рассматривается правовое положение помощников прокурора, совершение таких действий, как санкционирование административного выселения, принесение протеста в порядке общего надзора и предъявление иска в суд, должно относиться к личной компетенции только прокурора.
На практике помощники прокурора все действия по возбуждению гражданского дела (истребование различных материалов; взятие объяснений от лиц, нарушивших закон; составление заявления в суд и т.д.) осуществляют самостоятельно, с ведома и согласия прокурора. Но направляется заявление в суд за подписью прокурора. В ст. 1 ГПК раскрываются понятия терминов, употребляемых в Кодексе, в том числе термина прокурор: "...прокурор - Генеральный прокурор Республики Беларусь и все подчиненные ему прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции".
Спорным является вопрос о праве вышестоящего прокурора дать обязательное к исполнению нижестоящему прокурору указание о необходимости возбуждения дела. Ввиду единства и централизации прокурорских органов не вызывает сомнения право вышестоящего прокурора возбудить дело вместо нижестоящего прокурора. Однако нельзя согласиться с тем, что указание вышестоящего прокурора о возбуждении дела обязательно для нижестоящего. В юридической литературе не без оснований отмечается, что в силу системной связи принцип централизации в деятельности прокуратуры не должен и не может вступать в противоречие с принципом независимости органов прокуратуры, в частности с внутренним убеждением прокурора. Следовательно, вышестоящий прокурор должен убедить нижестоящего прокурора в необходимости возбуждения дела в том или ином случае. Но если последний не усматривает оснований к возбуждению гражданского дела, вышестоящий прокурор должен сам возбудить его.
Длительное время практика прокурорского надзора не знала каких-либо ограничений в праве прокурора на возбуждение гражданского дела в защиту чьих-либо прав и интересов. Имеющиеся в литературе суждения о том, что прокурор не вправе возбудить в суде дело о расторжении брака, об оспаривании записи о родителях, о проверке законности постановления о наложении административного штрафа были обусловлены тем, что прокурор, как правило, такие дела в судах не возбуждал, хотя препятствий к этому не существовало. Семейные отношения в силу своего личного и сравнительно замкнутого характера менее других отношений поддаются общественному контролю, а постановления о наложении административного штрафа прокурор опротестовывал обычно в порядке общего надзора. Вместе с тем в процессуальной литературе вносились предложения определить в законодательном порядке, при каких нарушениях прав и интересов прокурор обязан возбудить дело в суде, что упорядочило бы практику работы прокуроров по возбуждению гражданских дел, сделало бы ее практически целеустремленной, более осмысленной. С этой целью предлагалось в законе установить перечень случаев, когда прокурору следует возбуждать гражданские дела, и приводился перечень таких исков. Имелась и противоположная точка зрения, согласно которой у прокурора всегда имеется право на возбуждение гражданского дела, поскольку оно является неотъемлемым элементом его правомочий.
Ничем не ограниченное право прокурора на возбуждение дела в суде приводило к подмене сторон, умалению принципа диспозитивности, в силу которого субъекты материальных правоотношений должны сами в первую очередь заботиться о защите своих прав и интересов, установлению ненужной опеки над должностными лицами, которые в силу закона обязаны сами охранять интересы организаций путем предъявления исков в суд. Нередко стороны обращались к прокурору с просьбой возбудить дело, намереваясь использовать его авторитет при разрешении дела, освободиться от несения судебных расходов. В результате вне поля зрения прокурора оставались нарушения закона там, где его вмешательство было действительно необходимо, в частности, признание недействительными противозаконных сделок и фиктивных браков, фиктивного обмена жилой площади, признание недействительным ордера на жилое помещение, взыскание ущерба с руководителей организаций виновных в незаконном увольнении или переводах работников, своевременность возбуждения которых зависит в основном от прокурора.
У прокурора имеется достаточно средств для предупреждения и устранения допущенных нарушений закона, например, путем принесения протеста в порядке общего надзора, вынесения представления об устранении нарушения закона, предостережения о недопустимости нарушения закона, а подчас достаточно устной беседы с лицом, нарушившим закон. Поэтому прокуроры должны принимать, прежде всего, меры к добровольному внесудебному порядку разрешения гражданских дел.
По новому ГПК прокурор возбуждает в судах гражданские дела в случаях, когда нормы материального и процессуального права наряду со вступлением прокурора в процесс, начавшийся по инициативе других лиц (ст.ст. 80, 137 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС), ст.ст. 375, 376 ГПК), предоставляют прокурору также право на возбуждение гражданского дела (ст.ст. 81, 139 КоБС, ст.ст. 373, 376 ГПК).
По закону о прокуратуре при отклонении протеста, принесенного в порядке общего надзора, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий (ст. 35 ГПК).
Что касается защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, недееспособного, ограниченно дееспособного и иного гражданина, юридического лица негосударственной формы собственности прокурор вправе обратиться в суд, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы (ч. 1 ст. 81 ГПК); с согласия Президента Республики Беларусь заявление о защите чести и достоинства Президента Республики Беларусь подается в суд Генеральным прокурором Республики Беларусь, прокурорами областей, города Минска, приравненными к ним прокурорами (ч. 3 ст.81 ГПК).
Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а если это так, то все субъекты хозяйствования должны иметь равные возможности для защиты нарушенных или оспоренных прав путем обращения за содействием к прокурору, в суд и иные органы.
Деятельность предприятий, организаций негосударственных форм собственности протекает под контролем государства и не может быть вне прокурорского надзора. Нельзя не учитывать и того, что воля органа юридического лица не всегда соответствует воле коллектива этого предприятия. Поэтому, когда возникает необходимость защиты прав и интересов таких коллективов, прокурор должен реагировать на это прежде всего своим представлением, а в случае его невыполнения - получить право обратиться в соответствующий судебный орган.
Положение нормы «...лишенных возможности самостоятельно защитить свои интересы» представляется неудачным, так как возможность обращения организации в суд составляет признак юридического лица, и никто, следовательно, не может его лишить такого права. Видимо, законодателю следовало сказать «...испытывающих затруднения в защите своих интересов», что может быть связано с престарелым возрастом гражданина, его болезнью, отсутствием денежных средств у предприятия для уплаты госпошлины, отсутствием у несовершеннолетнего законного представителя и т.д. Указанные обстоятельства должны подтверждаться соответствующими доказательствами, иначе суд не принимает заявление прокурора. Давать свою оценку представленным прокурором доказательствам и отказывать в возбуждении дела судья в этом случае не должен, так как вопросы материального права при возбуждении дела судьей не рассматриваются.
Предпосылки права на обращение в суд и условия их реализации распространяются и на прокурора, исключение составляют п.п.4-6 ст. 246 ГПК.
Закон предоставляет право истцу отказаться от поданного заявления до возбуждения дела судьей (ст. 249 ГПК). Правомерность отказа от поданного заявления судьей не обсуждается. На основании ходатайства об отказе от поданного заявления судья возращает истцу поданные им процессуальные документы. Отказаться от поданного заявления может и прокурор. Но возникает вопрос: должен ли судья возвращать процессуальные документы прокурору, а истцу, имеющему непосредственный интерес в исходе дела, разъяснить его право на возбуждение дела?
Из содержания ч. 2 ст. 249 ГПК видно, что отказ от искового заявления, поданного в защиту прав другого лица, не лишает последнего права требовать рассмотрения дела по существу. Следовательно, процессуальные документы, поданные прокурором, должны оставаться в деле, и по материально-правовому требованию истца к ответчику суд должен вынести решение и взыскать госпошлину, а при отказе истцу в иске - взыскать с него госпошлину в доход государства.
По новому ГПК суд освобожден в основном от собирания доказательств по гражданским делам по собственной инициативе. Доказывание фактов, лежащих в основании требований и возражений, возлагается на стороны и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст.ст. 20, 179 ГПК). К лицам, имеющим юридическую заинтересованность в исходе дела, и, следовательно, к субъектам доказывания относится и прокурор. Способ представления прокурором доказательств в суд зависит от их вида. Закон о прокуратуре не содержит специальных норм, регламентирующих порядок собирания доказательств по гражданским делам. На практике в этих целях применяются нормы общего надзора.
По гражданским делам в судах широко используются свидетельские показания. Однако в отличие от расследования уголовных дел прокурор не вправе по гражданским делам допрашивать физических лиц в качестве свидетелей и протоколы допроса представлять в суд, так как допрос лиц в качестве свидетелей входит в компетенцию суда и осуществляется в определенном процессуальном порядке (ст.ст. 91-95, 169, 186-191 ГПК). В отношении свидетельских показаний прокурор указывает в заявлении, какие лица могут подтвердить те или иные факты и должны быть вызваны в суд в качестве свидетелей.
Письменные и вещественные доказательства могут быть получены прокурором от заинтересованных лиц, истребованы в порядке общего надзора и представлены затем в суд. Осмотр письменных и вещественных доказательств, если они не могут быть доставлены в суд, относится к компетенции суда (ст.ст. 196, 206 ГПК).
Информация о работе Развитие законодательства об участии и статусе прокурора в гражданском процессе