Развитие законодательства об участии и статусе прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:05, реферат

Краткое описание

Дискуссионный в правоведении права стал вопрос о том, должен ли прокурор при рассмотрении дела судом осуществлять за ним надзор.
При вступлении в законную силу нового Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь этот вопрос получил разрешение: предметом надзора в гражданском судопроизводстве является законность и обоснованность судебных постановлений и соблюдение законодательства при их исполнении. Усиливая судебную власть, что при построении правового государства необходимо, законодатель ввел ограничения в праве прокурора на возбуждение гражданских дел.

Содержание

Введение
Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1. История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе
1.2. Статус прокурора в гражданском процессе
Участие прокурора в гражданском процессе
2.1.Формы участия прокурора в гражданском процессе
2.2. Иные полномочия прокурора в гражданском процессе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

гражданский процесс 2.rtf

— 390.11 Кб (Скачать файл)

Компетенция прокурора в гражданском процессе по собиранию доказательств значительно уже, нежели в уголовном процессе на стадии предварительного расследования. Прокурор не вправе совершать такие процессуальные действия, как освидетельствование, опознание, эксперимент, так как совершение этих процессуальных действий относится к исключительной компетенции суда (ст.ст. 209, 211-212, 215 ГПК), по результатам которых составляются протоколы (ст.ст. 210, 213, 215 ГПК), выступающие средствами процессуального доказывания (ст. 231 ГПК). К компетенции суда, а не прокурора относится также назначение по гражданскому делу экспертизы (ст. 221 ГПК).

К средствам процессуального доказывания ГПК относит объяснения сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст. 183 ГПК). Прокурор по заявленному требованию дает в суде объяснения, которые относятся, следовательно, к средствам процессуального доказывания. Но если объяснения сторон могут быть как утверждениями, так и признаниями, то объяснения прокурора носят характер только утверждений, поскольку он не является участником спорного материально-правового отношения и субъектом судебного признания не может быть.

При возбуждении дела прокурор не заменяет лицо, в защиту интересов которого возбуждает дело. Это лицо всегда остается истцом по делу, только на него распространяется законная сила судебного решения (вот и ответ на заданный в начале подраздела вопрос). Поэтому по требованию заинтересованного лица разбирательство дела должно быть продолжено, даже если прокурор отказывается поддерживать заявленное им требование. В этом случае прокурор может остаться в процессе и высказать по делу свое мнение. ГПК 1964 г. не решал вопроса о том, как поступить суду при отказе истца от иска, заявленного прокурором. В литературе предлагалось в этом случае рассматривать судом требование прокурора и в зависимости от его результатов выносить соответствующее решение.

Подобные суждения не учитывали, что именно воля обладателя субъективных прав (истца) и охраняемых законом интересов определяет движение процесса, его возбуждение, а равно переход из одной стадии в другую, а равно возможность распоряжаться в процессе предоставленными им правами. Поэтому при отказе лица от требования, заявленного прокурором, суд должен учитывать, прежде всего, волю истца (заявителя), уполномоченного законом, распоряжаться в процессе своими материальными и процессуальными правами, и, если такой отказ соответствует его действительной воле и не нарушает чьих-либо прав и интересов, суд обязан принять его и прекратить производство по делу. Иное положение не согласуется с действием принципа диспозитивности. По этому пути и пошел новый ГПК, предусмотрев в ч. 2 ст. 84 ГПК, что, если истец отказывается от иска, заявленного прокурором, суд вправе прекратить производство по делу с учетом требований ч. 4 ст. 61 ГПК.

Именно к такому выводу пришел Президиум Верховного Суда Республики Беларусь по делу, изложенному в Постановлении от 14 июля 2007 года.

В данном случае прокурор города Н. в декабре 2006 года в интересах администрации города Н. обратился в суд с заявлением к гражданам С. и К., а также местному государственному предприятию технической инвентаризации о признании недействительным договора от 23 декабря 2005 года о совместной деятельности по финансированию строительства жилья, удостоверения от 20 января 2006 года С. права собственности на квартиру, о выселении ее с членами семьи. Определением Советского районного суда г. Н. от 17 декабря 2006 года производство по делу прекращено в связи с отказом администрации г. Н. от иска. Президиум Верховного Суда Республики Беларусь оставил данное решение без изменения по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Республики Беларусь права собственника от имени административно-территориальной единицы могут осуществлять органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, каковым в данном случае является администрация г. Н.. Таким образом, прокурором был возбужден в суде спор по поводу конкретных прав и обязанностей и отношений собственности на квартиру, находившуюся ранее в коммунальном жилищном фонде, в интересах определенного субъекта, которого суд обоснованно привлек к участию в деле в качестве истца. В связи с этим изложенные в протесте заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь доводы о публичном характере заявленных прокурором требований, от которых он не отказывался, являются неосновательными. Кроме того, Президиум Верховного Суда отметил, что ссылка областного суда, рассматривавшего данное дело в порядке надзора, на абстрактные права граждан «не может служить основанием для ограничения, как права собственника, так и процессуальных прав администрации города, выступающей по делу в качестве истца».

Представленный вывод Президиума Верховного Суда полностью соответствует принципу диспозитивности, выражающемуся в данном случае в правиле о том, что «никто не может быть принужден к предъявлению иска против своей воли» (nemo invitus agire cogitur).

Необходимо отметить, что и судебная практика Верховного Суда БССР ранее строго придерживалась правила о том, что прокурор не является стороной в процессе. Так, например, по одному из дел, рассмотренному в 1985 году, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда БССР отметила, что поскольку прокурор истцом по делу не является, то и срок исковой давности должен исчисляться не с того момента, когда он узнал о состоявшейся между истцом и ответчиком сделке, а со дня, когда истцу стало известно о совершении незаконной сделки, то есть со дня ее заключения.

Тем не менее, как показывает практика, может сложиться ситуация, когда участие прокурора в процессе не будет обладать вышеуказанными отличительными чертами.

В частности, по одному из дел, рассмотренных Президиумом Верховного Суда в 2008 году, протест заместителя Генерального прокурора был оставлен без рассмотрения на том основании, что Генеральная прокуратура являлась ответчиком в данном деле, то есть стороной в процессе. Дело в том, что в ст. 19 ГПК Республики Беларусь закреплены принципы состязательности и равноправия сторон в гражданском процессе. Названные процессуальные нормы распространяются на все стадии гражданского судопроизводства, в том числе на производство в надзорной инстанции. В деле, где Генеральная прокуратура является стороной в процессе, эти принципы препятствуют использованию Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями тех особых полномочий, которые предоставлены прокуратуре как органу, осуществляющему надзор за законностью судебных постановлений. Соответствующие должностные лица не могут использовать свое право принесения протеста в порядке надзора на решение Верховного Суда РФ, поскольку другая сторона такого права не имеет.

Итак, можно сделать вывод о том, что прокурор не является стороной в процессе. Пожалуй, в большей степени соответствует истине точка зрения, выраженная Лутченко Ю.И., которая заключается в том, что прокурор, не являясь субъектом спорного правоотношения и не имея возможности распоряжаться материальным правом, при предъявлении иска занимает положение истца в процессуальном смысле.

Вступление прокурора в дело, возбужденное другими лицами, возможно по инициативе прокурора, по инициативе суда, а также в силу прямого указания закона (ст.ст. 342, 370, 375 ГПК, ст. 80 КоБС и т.д.).

Определение суда о привлечении в дело прокурора по инициативе суда обязательно для прокурора. Решая вопрос о необходимости привлечения к участию в деле прокурора, суд исходит из сложности дела, характера подлежащего защите интереса и других конкретных обстоятельств.

Прокуроры обязаны участвовать в разбирательстве гражданских дел по искам о восстановлении на работе, выселении без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества от ареста, по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных организаций и должностных лиц, ущемляющие права граждан (п. 5 приказа Генерального прокурора Республики Беларусь от 31 марта 1995 г. "О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам").

Нарушение ведомственного приказа прокурором не может служить основанием к отмене судебного решения, но может повлечь для прокурора дисциплинарную ответственность.

Среди процессуальных действий, которые прокурор вправе совершать в процессе, важное значение имеет выступление прокурора по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом. Статья 84 ГПК говорит о том, что прокурор высказывает в этих случаях свое мнение. По ГПК 1964г. прокурор давал заключение (ст. 106). Слова "мнение" и "заключение" имеют свое содержание. Мнение представляет собой суждение, выражающее оценку чему-нибудь, взгляд на что-нибудь, а заключение - это утверждение, являющееся выводом из чего-нибудь. Выступление прокурора важно для суда с точки зрения анализа действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, доказательственного материала, прав и обязанностей спорящих сторон, рекомендаций суду, а также для усиления воспитательной роли судебного разбирательства. По вопросам, возникающим во время разбирательства дела, прокурор высказывает свое мнение, а также при вступлении прокурора в дело, начатое другими лицами, по окончании судебных прений прокурор должен давать по существу дела в целом именно заключение, которое ни в коей мере не умаляет независимости суда и не ставит прокурора "над судом", а свидетельствует лишь об особенностях правового положения прокурора в процессе. В этом плане представляется целесообразным дополнить ГПК соответствующей нормой. Заключение по делу дают и государственные органы, привлеченные в процесс в порядке ст. 90 ГПК.

В заключение можно сделать вывод о том, что гражданское процессуальное законодательство идет по пути расширения действия принципа диспозитивности, что выразилось, в частности, в некотором уменьшении объема полномочий прокурора.

Тем не менее экономическое и социальное развитие современного белорусского государства не позволяет минимизировать участие прокурора в гражданском процессе.

Поэтому в ныне действующем ГПК Республики Беларусь закреплен компромиссный вариант правового положения прокурора, основанный на теории «истца в процессуальном смысле» с сочетанием с определенными специфическими особенностями, свойственными статусу прокурора, установленному в ранее действовавшем ГПК БССР.

Анализируя изложенное в первом разделе настоящей курсовой работы, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности.

Во-вторых, гражданин сегодня практически оставлен один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, махинациями работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных производителей и т.д. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями. Получению такой помощи и должен способствовать институт участия прокурора в гражданском процессе.

В-третьих, новый ГПК Республики Беларусь сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, обусловливая его защитой только определенных социально значимых интересов - граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований - Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц.

В-четвертых, вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки нового ГПК Республики Беларусь.

Итак, можно сделать вывод о том, что прокурор не является стороной в процессе. В заключение можно отметить, что деятельность прокуратуры в области защиты прав человека в порядке гражданского судопроизводства, несмотря на некоторые недостатки, является довольно-таки эффективной.

Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе способствует осуществлению целей правосудия при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону. Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле. На прокурора распространяется общий процессуальный регламент, установленный ГПК Республики Беларусь.

 

2. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

2.1. Формы участия прокурора в гражданском процессе

 

Вступивший в силу с 1 июля 1999 года Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь во многом по-новому урегулировал участие прокурора в гражданском процессе.

Во-первых, формы участия прокурора приобрели большую определенность по сравнению с Гражданским процессуальным кодексом БССР 1964 года.

Так, в соответствии с ГПК БССР прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также вступить в дело на любой стадии процесса.

И в том, и в другом случае на основании ст. 187 ГПК БССР он давал заключение по делу, вследствие чего при обращении прокурора в суд в защиту прав других лиц после окончания исследования доказательств в судебном заседании прокурор выступал дважды: первый раз с речью в судебных прениях как инициатор процесса, второй - после них, давая заключение по делу в целом как прокурор. Такое положение дел, безусловно, нарушало принцип равноправия сторон и право другой стороны на судебную защиту.

Информация о работе Развитие законодательства об участии и статусе прокурора в гражданском процессе