Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:05, реферат
Дискуссионный в правоведении права стал вопрос о том, должен ли прокурор при рассмотрении дела судом осуществлять за ним надзор.
При вступлении в законную силу нового Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь этот вопрос получил разрешение: предметом надзора в гражданском судопроизводстве является законность и обоснованность судебных постановлений и соблюдение законодательства при их исполнении. Усиливая судебную власть, что при построении правового государства необходимо, законодатель ввел ограничения в праве прокурора на возбуждение гражданских дел.
Введение
Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1. История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе
1.2. Статус прокурора в гражданском процессе
Участие прокурора в гражданском процессе
2.1.Формы участия прокурора в гражданском процессе
2.2. Иные полномочия прокурора в гражданском процессе
Заключение
Список использованной литературы
Это объясняется наличием указанных выше специфических процессуальных целей, стоящих перед стадией производства в суде кассационной инстанции по жалобам и протестам, принесенным на не вступившие в законную силу решения и определения первой инстанции.
Производство в суде кассационной инстанции кардинально отличается от производства в суде первой инстанции. Суд кассационной инстанции ограничен при рассмотрении законности и обоснованности решений и определений доводами кассационной жалобы, представления и возражений относительно жалобы, представления, выйти за эти пределы суд может только в интересах законности. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является в кассационной инстанции препятствием к рассмотрению дела. Различается и порядок проведения судебного заседания.
Сущностью кассационного производства как механизма проверки законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов предопределяется то, что многие правила производства, установленные для суда первой инстанции, в суде кассационной инстанции не действуют, а другие правила действуют со значительными ограничениями: невозможны, например, замена ненадлежащего ответчика, вступление и привлечение к участию в деле третьих лиц, изменение предмета или основания иска, увеличение размера исковых требований, представление, по общему правилу, новых доказательств и т.д., из-за чего, в частности, такая обязательная при разбирательстве дела в суде первой инстанции часть, как судебные прения, в суде кассационной инстанции имеет место в тех исключительных случаях, когда исследуются новые доказательства.
Вступление в суде кассационной инстанции в процесс прокурора, не участвовавшего при рассмотрении дела в суде первой инстанции, для дачи заключения по делу в целом не соответствует, по моему мнению, процессуальной цели стадии производства не вступивших в законную силу судебных актов первой инстанции и обусловленной ею направленности процессуальной деятельности суда и иных участников процесса.
Вследствие изложенного отсутствие в Кодексе норм о вступлении прокурора в дело в любой инстанции и норм о заключении прокурора при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции следует рассматривать как невозможность для прокурора, не участвовавшего при разбирательстве дела в суде первой инстанции, вступить в процесс на стадии кассационного производства для дачи заключения по делу.
Кроме участия в суде первой и кассационной инстанции, прокурор имеет право быть инициатором пересмотра гражданского дела в суде надзорной инстанции.
Ст. 439 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь конкретно регламентирует вопрос о правомочности прокурора в подаче протеста в порядке надзора. Согласно этой норме протесты в порядке надзора вправе приносить:
1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, города Минска и приравненные к ним прокуроры - на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;
3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор - на решения и определения межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам Белорусского военного суда.
Как видим, действующее законодательство заметно ограничивает круг должностных лиц прокуратуры, имеющих право приносить протесты в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные решения по гражданским делам.
При рассмотрении дела в порядке надзора применяются правила, установленные ГПК Республики Беларусь для рассмотрения дел в суде первой инстанции с некоторыми изъятиями и дополнениями, а также с учетом сущности надзорного производства.
При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте.
Здесь следует сказать, что законодателем определено, что суд, при рассмотрении дела в надзорной инстанции не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.
В рассмотрении дела в порядке судебного надзора вправе принимать участие прокурор, который высказывает свое мнение по делу (заметим, - вправе, а не обязан).
Таким образом, прокурор представляет собой довольно распространенного участника гражданских процессуальных правоотношений. Как участник таких отношений, прокурор обладает некоторыми, присущими только ему, должностными правами и обязанностями, которые, по своей сути, сводятся к достижению основной цели всего института прокуратуры - обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
2.2. Иные полномочия прокурора в гражданском процессе
В литературе говорится о важности участия в судебных прениях прокурора, что обусловлено необходимостью надлежащего исполнения его служебных обязанностей, однако возможность участия в судебных прениях прокурора, вступившего в процесс для дачи заключения по делу, не обсуждается.
Думается, однако, что, давая заключение
по делу после исследования всех доказательств,
прокурор, вступивший в процесс, выполняет
тем самым свою процессуальную задачу.
Поскольку он не занимает при этом положения
процессуального истца, как прокурор,
обращающийся в суд в защиту прав и законных
интересов граждан, неопределенного круга
лиц или интересов Республики Беларусь,
ее административно-
Косвенным подтверждением этой позиции является и ст. 290 ГПК Республики Беларусь, согласно которой «прокурор, должностные лица или представители государственных органов, юридических лиц, отдельные граждане, обратившиеся от собственного имени в суд за защитой прав других лиц, выступают в судебных прениях первыми. Представители государственных органов, привлеченные судом к участию в процессе для дачи заключения по делу, а также прокурор, вступивший в дело, выступают в судебных прениях последними».
Говоря об иных полномочиях прокурора в гражданском процессе, конечно же, в первую очередь следует отметить, что гражданский процесс это не гражданские правоотношения, предусматривающие довольно свободный характер отношений их субъектов между собой. Гражданско-процессуальные отношения представляют собой четко определенный порядок действий всех участников и по этой причине полномочия прокурора, как одного из участников таких отношений, строго определены законодательно.
Кроме вышеупомянутых, следует сказать и о полномочиях прокурора в стадии исполнения судебного решения по гражданскому делу. Здесь в полномочия прокурора, с целью обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов, включено его право на опротестование действий судебного исполнителя. Подача такого протеста предусматривает его рассмотрение судом, при котором состоит судебный исполнитель, в присутствии заинтересованных сторон и соответствующего прокурора, принесшего протест.
Таким образом, участие прокурора в гражданских процессуальных правоотношениях включает в себя возможность (а в ряде случаев и обязанность) его участия на всех стадиях гражданского процесса, начиная с момента подачи искового заявления в суд от своего имени в интересах государства, либо юридических лиц и граждан, и заканчивая осуществлением надзорной функции в стадии исполнения судебного решения.
Следует сказать, что отличие от уголовного процесса, в гражданском правовое положение прокурора не так конкретизировано и в ряде случаев предусматривает не обязанность его участия в процессе, а возможность, т.е. правомочие.
Однако, это совсем не препятствует процессу участия прокурора при рассмотрении судом гражданских дел. Можно отметить, что деятельность прокуратуры в области защиты прав человека в порядке гражданского судопроизводства, несмотря на некоторые недостатки, является довольно-таки эффективной. В частности, в 2008 году прокурорами было предъявлено в интересах граждан 9716 исков и заявлений (61,5% от общего числа), что в 1,15 раза больше, чем в 2007 году (8449), и в 1,4 раза больше чем в 2006 году (6940), из них было удовлетворено - 96,7% исков (в 2007 - 92,7%, в 2006 - 91,1%) (Приложение В).
Такая картина свидетельствует о повышении активности органов прокуратуры в области обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. К слову, такая тенденция продолжается на протяжении последних пяти лет, что конечно же приводит к повышению авторитета прокуратуры как действительно государственного органа, способного разрешать любые проблемы и защитить права и свободы юридически и социально слабых слоев населения.
В заключение можно сделать вывод о том, что гражданское процессуальное законодательство идет по пути расширения действия принципа диспозитивности, что выразилось, в частности, в некотором уменьшении объема полномочий прокурора. Тем не менее экономическое и социальное развитие современного белорусского государства не позволяет минимизировать участие прокурора в гражданском процессе.
Поэтому в ныне действующем ГПК Республики Беларусь закреплен компромиссный вариант правового положения прокурора, основанный на теории «истца в процессуальном смысле» с сочетанием с определенными специфическими особенностями, свойственными статусу прокурора, установленному в далеком 1964 году ГПК БССР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование на тему: «Развитие законодательства об участии и статусе прокурора в гражданском процессе», сделаем выводы.
Во-первых, участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности.
Во-вторых, гражданин сегодня практически оставлен один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, махинациями работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных производителей и т.д. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями. Получению такой помощи и должен способствовать институт участия прокурора в гражданском процессе.
В-третьих, ГПК Республики Беларусь сузил
по сравнению с ранее действовавшим процессуальным
законодательством возможности участия
прокурора в гражданском процессе, обусловливая
его защитой только определенных социально
значимых интересов - граждан, неопределенного
круга лиц, публичных образований - Республики
Беларусь и ее административно-
В-четвертых, вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки нового ГПК Республики Беларусь. Говоря о статусе прокурора в гражданском процессе, можно сделать вывод о том, что прокурор не является стороной в процессе. Гражданское процессуальное законодательство идет по пути расширения действия принципа диспозитивности, что выразилось, в частности, в некотором уменьшении объема полномочий прокурора. Тем не менее экономическое и социальное развитие современного белорусского государства не позволяет минимизировать участие прокурора в гражданском процессе.
Поэтому в ныне действующем ГПК Республики Беларусь закреплен компромиссный вариант правового положения прокурора, основанный на теории «истца в процессуальном смысле» с сочетанием с определенными специфическими особенностями, свойственными статусу прокурора, установленному в далеком 1964 году ГПК БССР.
В-пятых, среди форм участия прокурора
в гражданском процессе можно выделить
следующие: первая форма - обращение прокурора
в суд в защиту прав, свобод и законных
интересов граждан, неопределенного круга
лиц или интересов Республики Беларусь
и ее административно-
В-шестых, возможности участия прокурора в судопроизводстве по гражданским делам значительно ограничены по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
В-седьмых, закон связывает приобретение прокурором статуса лица, участвующего в деле, с его вступлением в процесс для дачи заключения по делу. Соответственно прокурор, не вступивший в процесс, не является лицом, участвующим в деле, не наделен его правами и не несет его обязанностей. Однако содержание «вступления в процесс» в тексте Кодекса не раскрывается. Прокурор может вступить в процесс только посредством совершения какого-либо процессуального действия, будь то подача заявления о вступлении в процесс или явка непосредственно в судебное заседание.
Информация о работе Развитие законодательства об участии и статусе прокурора в гражданском процессе