Типология государств:прошлое,настоящее,будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических, политических, религиозных, таким образом, главный вопрос типологии государства в их правильной классификации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1.Понятие типологии государств………………………………………….5
Глава 2.Характеристика формационного подхода……………………………....7
2.1Рабовладельческое государство……………………………………………….8
2.2Феодальное государство………………………………………………………10
2.3Буржуазное государство………………………………………………………12
2.4Социалистическое государство……………………………………………….14
Глава 3.Характеристика цивилизационного подхода…………………………..17
3.1Цивилизационная концепция А.Дж.Тойнби……………………………...….20
Заключение………………………………………………………………………...22
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Буржуазное государство

Этот тип государства  оказался самым жизнестойким, способным  адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства  возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под  лозунгом "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности, по сравнению с феодальной, в свое время, стало огромным шагом вперед на пути  исторического  и социального  прогресса.Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для - выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в.-- первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т. п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров. Теория государства и права.Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней -- функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в.-- это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива - или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс  - основной стабилизатор общественных отношений. Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества - экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п. Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях.

 

 

 

 

 

2.4Социалистическое государство

 

Сама идея такого типа государства первоначально возникла в теории — в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина — как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется прежде всего для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадлежать рабочему классу, который будет использовать ее для организации всех трудящихся с целью построения социалистического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Таким образом, высшей фазой социалистического общества станет коммунизм. По мере перехода к этой фазе государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастет в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

Социалистическое государство  обнаруживает свою сущность в следующих принципиальных чертах:

а) его экономическую базу составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;

б) социалистическое государство с  момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих;

в)  оно имеет гораздо более  широкую социальную базу, чем любое  другое государство. В социалистическом обществе государством управляют трудящиеся массы.

Большинство вышеперечисленных теоретических  прогнозов на практике не подтвердилось. Национализация средств производства не привела к тому, что люди почувствовали себя их хозяевами. Проводимая уравниловка сделала труд в значительной степени принудительным. Определенные достижения в сферах промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и других были достигнуты в немалой степени за счет «силовых» методов, что привело, в частности, к массовым репрессиям. В конечном счете сформировались общество и государство, основанные на единой государственной собственности. Реальным собственником средств производства стала верхушка партийно-государственного аппарата, которая в результате приобрела неограниченную власть. Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали формальными. Общество приобрело застойный характер, перестало развиваться. Идея социалистического государства на практике не нашла реального воплощения, осталась утопией. Но все это не отвергает идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях более высокого уровня развития экономики и культуры, науки и техники. Представляется, что первые шаги в данном направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада. Как написал Вячеслав Дашичев в своей статье: «Падение социалистичского строя в Советском союзе и в Странах Европы отнюдь не означало исторического провала социализма…»

 

К основным достоинствам формационного  подхода можно отнести следующие:

1) выявлена принадлежность  политической власти тому или  иному классу, определена роль  различных классов в управлении  государством;

2) определена зависимость  государственной власти от социально-экономических  факторов, которые играют существенную  роль в государственно-правовой  жизни общества;

3) показан эволюционно-исторический  процесс развития государственности,  выявлена историческая преемственность  типов государств.

  Но помимо достоинств у формационного подхода есть и некоторые недостатки:

1) не учитываются иные  факторы: духовные, культурные, психологические,  национальные, географические, и т.д.., которые также наряду с социально-экономическими оказывали влияние на развитие государственности;

2) заранее предопределена  схема закономерной смены одного  типа государства другим, хотя  многоаспектность становления и  развития государственности в  различных регионах не позволяет  ограничить данный процесс определенными  рамками;

3) не учитывается восточный  тип государства со свойственными ему азиатским способом производства; рабовладение выступает как первичная форма государственности, в то время как первые государства, возникшие на Востоке, определяются как государства не рабовладельческого, а восточного типа.

4) игнорируется общесоциальное предназначение государственной власти, призванной обеспечивать интересы не только одного класса, но и всего общества;

5) социалистическое государство  представляется единственным «неэксплуататорским»  типом в отличие от рабовладельческих,  феодальных и буржуазных государств;

6) в результате всеобщей социалистической революции уйдет в прошлое буржуазное государство, а затем уже и государство как таковое в процессе неизбежного строительства коммунистического общества, соответственно предопределяется временный характер социалистического «полугосударства», характеризуется процесс его «отмирания».

 

Однако, несмотря на целый  ряд на целый ряд существенных недостатков, классификация государств на типы в рамках формационного подхода, имеющая свою рациональную основу, применяется до сих пор в совокупности с другими подходами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

Цивилизационный подход представляет собой типологизацию, построенную с учетом многоукладности экономического базиса, сложности социального состава каждого периода, культурно-исторических особенностей. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа. Основу этого подхода составляют взаимоотношения человека и государственной власти. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. Таким образом,  можно обозначить три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества, которые выделяет цивилизационный подход:

1.         Природа государства определяется  не только реально существующим  соотношением сил, но и накопленными  в ходе исторического процесса  и передаваемыми в рамках культуры  представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая  государство, необходимо учитывать  не только социальные интересы  и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения,  весь исторический опыт прошлого.

 

2.         Государственная власть как центральное  явление мира политики может  рассматриваться в то же время  как часть мира культуры. Это  позволяет избежать схематизации  государства и особенно проводимой  им политики как результата отвлечённой игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентаций, сложившегося мировоззрения, символики и т.д.

 

3. Разнородность культур  – во времени и пространстве  – позволяет понять, почему некоторые  типы государств, соответствующие  одни условиям, останавливались  в своём развитии в других  условиях. В сфере государственной  жизни особое значение придаётся  различиям, вытекающим из своеобразия  национальных культур и черт  национального характера.

 

В  отличие от формационного подхода, цивилизационный подход содержит большое количество различных теорий. Здесь и теории экономического роста, и так называемые теории вызова,  теории сближения капиталистических и социалистических систем.

Теории  экономического роста чем-то напоминают марксистский подход, однако рассматривают  государство не просто как экономическую  формацию, а как сложную развивающуюся  систему, включающую в себя много различных факторов в той или иной мере действующих на нее. ( Религия, уровень техники, науки, и т.д.) Эту теорию поддерживал У. Ростоу. Он выделял пять стадий экономического развития, и каждое существующее и существовавшее общество можно отнести к одной из них. Первой ступенью развития является традиционное – первобытное общество, за тем следует переходное общество, далее общество находящееся в процессе сдвига, созревающее общество и общество достигшее высокого уровня потребления. Каждое из этих обществ имеет свои свойства и характеристики, отличающиеся друг от друга.

  К теориям экономического роста  тесно примыкают теории менеджеризма  и теории единого индустриального   общества. Согласно им научная  революция несет все необходимые  социальные преобразования, не затрагивая  при этом основы государственного  строя. (Это противопоставление марксистскому  учению.) Вообще многие теории  цивилизационного подхода «призваны бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории».

Другой  подход в рамках цивилизационного  заключается в том, что каждое общество представляет собой замкнутое образование со своими особенностями экономики, культуры, религии, психологии и т.д.  Эти теории разрабатывали А. Тойнби, Л. Н. Гумилев.

Существует  так же теория сближения социалистической и капиталистической систем. Так  А. Д. Сахаров считал, что эти две  системы должны слиться во едино, перенимая друг у друга все лучшее и отбрасывая недостатки.

В цивилизационном подходе существуют и иные теории, отличающиеся дуг от друга методами и критериями изучения, но все они в определенной степени примыкают к теориям вышеперечисленным.       

Информация о работе Типология государств:прошлое,настоящее,будущее