Типология государств:прошлое,настоящее,будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических, политических, религиозных, таким образом, главный вопрос типологии государства в их правильной классификации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1.Понятие типологии государств………………………………………….5
Глава 2.Характеристика формационного подхода……………………………....7
2.1Рабовладельческое государство……………………………………………….8
2.2Феодальное государство………………………………………………………10
2.3Буржуазное государство………………………………………………………12
2.4Социалистическое государство……………………………………………….14
Глава 3.Характеристика цивилизационного подхода…………………………..17
3.1Цивилизационная концепция А.Дж.Тойнби……………………………...….20
Заключение………………………………………………………………………...22
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Цивилизационная концепция А.Дж. Тойнби

В своем учении о цивилизациях английский историк А. Дж. Тойнби (1889—1975), находившийся под заметным влиянием идей О. Шпенглера (1880-1936) и его книги «Закат Европы» (1921-1923), вслед за Шпенглером отрицал единую общечеловеческую культуру и говорил о различных замкнутых культурах. Причем творческая, органическая культура, по Шпенглеру, умирая, перерождается в бесплодную, механическую цивилизацию.

Цивилизация, по Тойнби, противопоставляется  примитивным обществам  и   характеризуется иерархической  структурой, универсальным государством и   универсальной религией. Тойнби отрицает цивилизационное единство в человеческой истории и разделяет цивилизации на три поколения. Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Эти культуры размножаются и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты  демократии:  выборные  органы,правовая система, самоуправление, разделение властей.  
Проблема  рождения   цивилизаций   является  для  Тойнби  одной  из  центральных..  
         Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская.   

         В своем  12-томном  труде   «Постижение истории», который посвящен фундаментальному анализу цивилизаций всемирной истории, Тойнби выделял 21 цивилизацию, для которых характерны уникальные универсальные религии, мировые государства и философии. Позже он выделял уже 36 цивилизаций и 5 «живых» цивилизаций третьего поколения: западно-христианскую, православно-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную.  Таков полный список цивилизаций по Тойнби:

  • Шумеро-аккадская
  • Вавилонская
  • Древнеегипетская
  • Хеттская
  • Сирийская
  • Персидская (иранская)
  • Арабоисламская цивилизация
  • Минойская цивилизация
  • Эллинская (греко-римская)
  • Западная цивилизация
  • Православная (основной массив) — Византия, южные славяне
  • Православная русская
  • Древнекитайская
  • Дальневосточная китайская
  • Дальневосточная японско-корейская
  • Индская
  • Индуистская
  • Майянская
  • Мексиканская
  • Юкатанская
  • Андская

 

У цивилизационного подхода можно выделить следующие достоинства:

1) духовно-культурные факторы  оказали существенное влияние  на процесс развития государственности.

2) при познании сущности, социальной роли того или иного  государства необходимо учитывать  его духовно-историческое развитие, идеологию, религию, традиции  и иные социальные ценности, существующие  в конкретном обществе.

 

Кроме достоинств у цивилизационного подхода есть и следующие недостатки:

1) не учитываются социально-экономические  факторы, которые играют существенную  роль  в государственно-правовой  жизни общества;

2) не определяется принадлежность  политической власти тому или  иному классу, обществу в целом

3) характеристика общества  с позиции культурно-исторического  развития теряет государственно-политический  оттенок и в итоге становится  характеристикой не государства,  а конкретной культурно-исторической  общности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретические  аспекты данной проблемы, можно сказать, что типология представляет собой  метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью  обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат  типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая  классификация, осуществляется она  в основном с позиции двух подходов, а именно - формационного и цивилизационного.

 Понятие типа государства многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

Наиболее универсальным научным  критерием типологии государств становится цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному государству качество определенного типа. Учения цивилизационного подхода больше опираются на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но, не возводя ее в ранг единственно возможного подхода к данному вопросу.

Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации. Формационный подход, потерявший во многом свою актуальность, в современной науке еще не достаточно изучен и должен получить свое развитие в будущем. Данный подход универсальным не является, поскольку неприменим для ряда стран, в частности Востока и Африки.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Петров,В.С.Сущность,содержание и форма государства/В.С.Петров.-Л.,1971.-231с.
  2. Чиркин,В.Е.Основы сравнительного государствоведения/В.Е.Чиркин.-М.,1997.-67с.
  3. Хабибулин,А.Г.Научные основы типологии государства:вопросы теории и практики/А.Г.Хабибулин.-СПб.,1997.-89с.
  4. Еллинек,Г.Общее учение о государстве/Г.Еллинек.-СПб.,1908.-56с.
  5. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учеб. пособие / Вишневский, А.Ф., Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. ;под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Минск: Амалфея, 2004. – 658 с.
  6. Дашичев,В.И.Почему социализм/В.И.Дашичев//Баларуская думка.-2011.-№5.-с.44-56.
  7. Иноземцев,В.Л.К теории постэкономической общественной формации/В.Л. Иноземцев.-М.,1995.-67с.
  8. Тойнби,А.Цивилизация перед судом истории:сборник/А.Тойнби.-М.,1995.-85с.
  9. Рожкова,Л.П.Принципы и методы типологии государства и права/Л.П.Рожкова.-Саратов,1984.-95с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Типология государств:прошлое,настоящее,будущее