Шпаргалка по "Судоустройство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 21:44, шпаргалка

Краткое описание

(1)Понятие и значение курса «Судоустройство». Правоохранительная деятельность, понятие, основные признаки и цели.
Судоустройство - совокупность правовых норм, определяющих задачи, полномочия и организацию суда, иных правоохранительных органов, содействующих суду в его деятельности по отправлению правосудия и выполнению самостоятельно правоохранительной функции, связанной с охраной прав и законных интересов граждан, юрид. лиц и иных организаций, а также государственных интересов на территории РБ.

Вложенные файлы: 1 файл

Sud-vo-shpory.docx

— 87.35 Кб (Скачать файл)

- вносит на утверждение  Пленума ВС РБ представления  по составу судебных коллегий  ВС РБ;

- формирует судебные составы  для рассмотрения дел;

- осуществляет иные полномочия  в соответствии с законодательными  актами;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(16) Система хозяйственных судов  РБ. Хозяйственные суды областей (г. Минска), специализированные хозяйственные  суды: состав, компетенция.

Систему хозяйственных  судов составляют:

- хозяйственные суды областей (г. Минска);

- ВХС РБ;

В системе хозяйственных  судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, налоговые, земельные и др.

Состав:

Хозяйственный суд области (г. Минска), специализированный хозяйственный  суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

Компетенция:

Хозяйственный суд области (г. Минска):

- рассматривает в пределах  своей компетенции дела в качестве  суда первой инстанции, в апелляционном  порядке и по вновь открывшимся  обстоятельствам;

- изучает и обобщает  судебную практику, ведет и анализирует  судебную статистику;

- готовит предложения  по совершенствованию законодательства, регулирования отношения в сфере  предпринимательской и иной хозяйственной  (экономической) деятельности;

Специализированный хозяйственный суд:

- рассматривает дела, отнесенные  законодательными актами к его  компетенции;

- изучает и обобщает  судебную практику, ведёт и анализирует  судебную статистику;

- готовит предложения  по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере  предпринимательской и иной хозяйственной  (экономической) деятельности;

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(17) Система хозяйственных судов  РБ. Высший Хозяйственный Суд  РБ: состав, компетенция.

Систему хозяйственных  судов составляют:

- хозяйственные суды областей (г. Минска);

- ВХС РБ;

В системе хозяйственных  судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, налоговые, земельные и др.

ВХС РБ возглавляет систему  хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путём разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Состав:

ВХС РБ состоит из судей  ВХС РБ, в том числе Председателя ВХС РБ, первого заместителя и  заместителей Председателя ВХС РБ.

Компетенция: 
ВХС РБ:

- рассматривает в пределах  своей компетенции дела по  первой инстанции, в кассационном  порядке, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- изучает и обобщает  практику применения хозяйственными  судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства.

- осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами РБ постановлений Пленума  ВС РБ;

- оказывает помощь судьям  общих судов по применению  законодательства;

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(18) Понятие и содержание статуса  судьи.

Судья всех судов в РБ обладают единым статусом и различаются  между собой полномочиями. Судьи  занимают государственные должности, являются государственными служащими.

Судьи военных судов и  Военной коллегии ВС РБ, являются военнослужащими.

Судьи при осуществлении  правосудия независимы и подчиняются  только закону.

Судья не может быть переведён  на другую должность или в другой суд без личного согласия.

Судьи являются неприкосновенными  в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи  распространяется на его жилище, служебное  помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество  и используемые им документы.

На судью распространяются ограничения, связанные с государственной  службой.

Судьи не могут быть членами  Совета Республики Национального собрания РБ, депутатами Палаты представителей Национального собрания РБ и местных  Советов депутатов, а так же членами  политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


 

 

 

(19) Требования к кандидату на должность судьи.

Кандидатом на должность  судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин РБ, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками.  Имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее 3 лет, порядок исчисления которого определяется Правительством РБ или уполномоченным им органом. Не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Требования  к кандидату на должность председателя, заместителя председателя общего и  хозяйственного судов.

Кандидат на должность  председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3 лет.

Кандидат на должность  председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.


 

 

 

 

 

 

(20) Квалификационный экзамен на должность судьи общего и хозяйственного судов. Зачисление кандидатом в судьи.

Квалификационный экзамен  на должность судьи проводится в  целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых  и морально - психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин РБ,  имеющий  высшее юридическое образование  с присвоением квалификации «юрист».

Квалификационный экзамен  на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями.

Зачисление кандидатом в судьи:

Заявление о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя  требованиям, предъявляемым к кандидату  в судьи, направляется в соответствующую  квалификационную коллегию судей и  рассматривается ею в течение  одного месяца с момента подачи заявления  на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося  с таким заявлением.

Квалификационная коллегия судей даёт оценку деловым и морально – психологическим качествам  заявителя и осуществляет функции  конкурсной комиссии.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение  о регистрации в качестве  кандидата  в судьи или об отказе в регистрации  в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

(21) Порядок  назначения судьи  на должность. Государственная  защита судей.

Назначение судей: судьи  районных (городских), военных, областных (Минского городского) судов назначаются  Президентом РБ по совместному представлению  Министра юстиции РБ и Председателя ВС РБ.

Судьи хозяйственных судов  областей (г. Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя ВХС РБ.

Судьи ВС РБ и ВХС РБ назначаются  Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ по представлению соответственно Председателя ВС РБ и Председателя ВХС РБ.

Судьи назначаются на должность  сроком на 5 лет и могут быть назначены  на новый срок или бессрочно. До начала работы каждый судья обязан принести присягу.

Государственная защита судей: судьи в процессе осуществления своей деятельности подлежат обязательному государственному страхованию за счёт средств республиканского бюджета.


 

 

 

 

 

 

(22) Дисциплинарная ответственность  судей общих и хозяйственных  судов.

Основания для  привлечения судьи к дисциплинарной ответственности:

Судья может быть привлечён  к дисциплинарной ответственности: за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

за нарушение Кодекса  чести судьи РБ;

за несоблюдение судьями  правил внутреннего трудового распорядка;

Виды дисциплинарных взысканий:

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

понижение в квалификационном классе судьи на срок до 6 месяцев;

освобождение от должности;


 

 

 

 

 

 

 

(23) Приостановление и прекращение  полномочий судей общих и хозяйственных  судов.

Полномочия судьи приостанавливаются Президентом РБ в случае возбуждения  в отношении судьи уголовного дела, привлечения судьи, в качестве подозреваемого или обвиняемого – до вступления в законную силу приговора, постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела.

Прекращение полномочий судьи:

в случае: отставки;

подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

истечения срока его полномочий;

прекращения гражданства  РБ вследствие выхода из гражданства  или его утраты;

назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

вступления в законную силу обвинительного приговора;

признания судьи в установленном  порядке нетрудоспособным либо неспособности  его, подтверждённой мед. заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее 1 года) исполнять обязанности судьи;

достижения предельного  возраста пребывания на государственной  службе;


 

(24)  Структура Министерства юстиции  РБ.

  1. главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства, экономики и экологии
  2. главное управление «Центр судебных экспертиз и криминалистики Минюста РБ»
  3. управление нотариата и загсов
  4. управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности
  5. управление организации и аналитического обеспечения деятельности судебных органов
  6. управление информационно – технического и материального обеспечения
  7. управление общественных объединений
  8. управление правового обеспечения внешних связей
  9. управление кадров и идеологической работы
  10. научно - консультативный Совет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(25) Основные функции Министерства  юстиции РБ

- разрабатывает по поручению  Президента РБ, Национального собрания  РБ, Совета Министров РБ и по  собственной инициативе проекты  законодательных и иных нормативно  правовых актов РБ;

- осуществляет подготовку предложений о кодификации законодательства РБ, участвует в подготовке к выпуску кодексов и сборников законодательства РБ;

- проводит обязательную  юридическую экспертизу и даёт  заключения по проектам постановлений  Совета Министров РБ, а также  по проектам международных договоров  РБ и инвестиционных договоров  с РБ, согласовывает проекты законов  РБ, декретов и указов Президента  РБ;

-отменяет либо приостанавливает действие несоответствующих законодательству РБ правовых актов руководителей организаций системы Минюста;

- формирует банк данных  нормативных правовых актов РБ  на бумажном носителе;

- распространяет правовую  информацию в судах и организациях  системы Минюста;…и т.д.


 

 

 

 

 

 

(26) Прокуратура РБ: понятие, задачи, принципы организации и деятельности.

Прокуратура Республики Беларусь  -  единая и   централизованная  система  органов,  осуществляющих   от   имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых   актов   на  территории  Республики  Беларусь,   а   также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Задачами  прокуратуры  являются  обеспечение верховенства права,  законности и правопорядка, защита прав и законных  интересов граждан  и  организаций,  а  также  общественных  и  государственных интересов

Деятельность  прокуратуры основывается на принципах  законности, равенства  всех  граждан  перед  законом,  независимости  прокурора, подчиненности   нижестоящих   прокуроров   вышестоящим   прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

  

 

 


 

 

 

 

 

 

 

(27) Основные направления деятельности  органов Прокуратуры. Система  органов прокуратуры.

Надзор за:

а) исполнением   законодательства  при  осуществлении  оперативно-розыскной деятельности;

б) исполнением   закона  в  ходе  досудебного  производства,   при производстве предварительного следствия и дознания;

в) соответствием  закону  судебных постановлений,  а   также   за соблюдением законодательства при их исполнении;

г) соблюдением  законодательства при исполнении наказания  и  иных мер   уголовной   ответственности,  а  также   мер   принудительного характера.

Информация о работе Шпаргалка по "Судоустройство"