Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 19:10, реферат
Архивный фонд Российской Федерации - это исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.
Введение…………………………………………………………………………… 3
1.Основная характеристика фондов Российского государственного архива литературы и искусства…………………………………………………………………..5
2. Опыт работы архива последнего десятилетия………………………………....8
3. Концепция информатизации архивного дела России …………………….....11
Заключение.………………………………………………………………………..17
Литература………………………………………………………………………...18
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Гуманитарно-технический техникум"
г. Оренбурга
Сообщение
По дисциплине МДК 0201
(Организация и нормативно-правовые основы архивного дела)
на тему:
«Архивный фонд Российской Федерации».
Выполнила: Аглиуллина Д. И.
номер группы: 303
Проверил: преподаватель Григорьева О. А.
Оценка:
17.09.14 г
Оренбург, 2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Основная характеристика
фондов Российского государственного
архива литературы и искусства………………………………………………………
2. Опыт работы архива последнего десятилетия………………………………....8
3. Концепция информатизации
архивного дела России ……………………
Заключение.…………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Архивный фонд Российской Федерации - это исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. Документы Архивного фонда Российской Федерации являются одним из символов российской государственности, отражают правовые и организационные основы ее становления и развития, содержат сведения по политической истории страны, истории ее экономики, науки, культуры, социального развития населяющих Россию народов и народностей.
В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения; в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кинодокументы, фотодокументы, видеодокументы и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, переписи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
По данным последней паспортизации объем Архивного фонда Российской Федерации составляет свыше 600,0 млн. единиц хранения на различных носителях.
Структурная схема организации Архивного фонда Российской Федерации определяется существующей сетью федеральных, государственных и муниципальных архивов, других учреждений, в законодательно определенном порядке хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации, а также сетью архивов министерств, ведомств, организаций, в том числе негосударственных, документы которых в установленном порядке отнесены к составу Архивного фонда Российской Федерации.
Наиболее ценная часть сконцентрирована в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).
В настоящее время Российский государственный архив литературы и искусства является крупнейшим хранилищем документов по истории российской и советской литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия - с XVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к советскому периоду.
Документы архива характеризуют различные этапы развития литературы, искусства и общественной мысли, творческих взаимоотношений представителей отечественной и зарубежной культуры. В архиве сосредоточены фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.
РГАЛИ основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея - Гослитмузея (ГЛМ) - как ЦГЛА. Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ. В 1954 г. переименован в ЦГАЛИ СССР, а в 1992 г. - в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Главной целью данной работы является определение основополагающих характеристик архивного фонда нашей страны, как неотъемлемой части историко-культурного наследия народов Российской Федерации, на примере Российского государственного архива литературы и искусства.
1.Основная характеристика
фондов Российского
В настоящее время Российский государственный архив литературы и искусства является крупнейшим хранилищем документов по истории и литературе. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах - фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.
Всего в основных архивохранилищах находятся 1 101 400 ед. хр., ХVIII в. - 1994 г. (отдельные документы - ХIV, ХVI, ХVII вв.) фонды учреждений - 530 244 ед. хр.; личные фонды - 571 156 ед. хр. и 451 239 док. не описаны; микрофильмы - 5 181 612 кадров.
Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами, прежде всего общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811-1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859-1922), а также фондами редакций газет и журналов "Русский вестник", "Дело", "Русское богатство", "Современник" и др.
Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.
История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры - Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936-1953) и РСФСР (1938-1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925-1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953-1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства - Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.
Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917-1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей "Кузница" (1920-1932), Союза писателей СССР (1932-1991) и его предшественников - литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934-1991) и РСФСР (1957-1991), Союзов художников (1957-1991), архитекторов (1932-1991), кинематографистов (1965-1991) СССР.
Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757-1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926-1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.
Документация этих учреждений может быть условно разделена на три группы: управленческую, отражающую административные функции учреждения; по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников; творческую, связанную с созданием духовных ценностей. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера - отчеты, справки, доклады в вышестоящие органы. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела с информацией только о творческой деятельности человека, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах.
Примерно половину личных фондов в РГАЛИ составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских - "Остафьевский архив". В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь имеются письма А. С. Пушкина, Г. Р. Державина, П. Я. Чаадаева, Н. В. Гоголя.
В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ-начала ХХ века отражена в материалах А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского, А. П. Чехова. "Серебряный век" русской литературы представлен фондами А. А. Ахматовой, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Л. Н. Андреева, И. А. Бунина, А. И. Куприна.
В фондах С. А. Есенина, В. В. Маяковского, Ф. В. Гладкова, А. С. Грина, Ю. К. Олеши, К. Г. Паустовского, Б. Л. Пастернака, Ю. Н. Тынянова, А. А. Фадеева, И. П. Эренбурга и многих других писателей отражена история советской литературы. Театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А. И. Южина, В. Э. Мейерхольда, М. Г. Савиной, Л. В. Собинова, М. И. Петипа.
Документы по истории отечественной музыки сосредоточены в фондах П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др. Ценные материалы по истории изобразительного искусства содержатся в фондах И. Е. Репина, В. М. Васнецова, Н. К. Рериха, М. В. Нестерова, К. С. Петрова-Водкина. История зарождения и развития отечественного кино отражена в фондах Я. А. Протазанова, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, С. М. Эйзенштейна, М. И. Ромма.
Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого). Документы личного происхождения известных деятелей литературы и искусства можно найти в многочисленных персональных коллекциях (Д. И. Эварницкого [Яворницного], Ф. Ф. Фидлера, Э. Ф. Циппельзона, Л. Н. Рабиновича, Я. Н. Тарнопольского, Ю. Г. Оксмана и др.).
Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов - альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.
В 1988-1993 гг. в РГАЛИ было рассекречено свыше 100 фондов и частей фондов. В основном это документы учреждений, организаций и лиц, находившихся в эмиграции или репрессированных в советское время. Среди них личные фонды и документы А. Т. Аверченко, А. Белого, З. Н. Гиппиус, С. А. Есенина, С. П. Мельгунова, М. И. Цветаевой, фонды редакций газет и журналов "Красная новь", "На литературном посту", Института для изучения еврейской истории, философии и литературы, Главлита.
2. Опыт работы архива последнего десятилетия.
Российский государственный архив литературы и искусства (бывший ЦГАЛИ СССР) на протяжении всего времени существования уделял большое внимание введению в научный оборот и культурный контекст, популяризации хранимых документов. Широко известны в России и за ее пределами издания ЦГАЛИ так называемого "застойного периода" - путеводители по фондам архива, каталог писем А. Блока, собрания сочинении С. Эйзенштейна, А. Довженко, сборники "Встречи с прошлым" и др. В последнее десятилетие публикаторская работа в РГАЛИ претерпела некоторые изменения.
Одним из наиболее сложных периодов для архива было начало 90-х годов. Наряду с резким ростом использования документов отмечался значительный спад издательской деятельности архива. Подготовленные сборники годами лежали в издательствах или кочевали из одною издательства в другое. В начале 90-х годов был закрыт как неактуальный целый ряд научных тем и прекращено плановое выявление документов. Например, прервана подготовка сборника "Русско-армянские культурные связи", собрания сочинений С. Эйзенштейна что, впрочем, не помешало через поды выходу в свет давно подготовленного в 80-е годы главным хранителем архива В.П. Коршуновой двух томов мемуаров Сергея Михайловича. Выявление материалов по теме "Маяковский и переписке современников", проведенное более чем по 100 фондам архива для тома "Литературного наследства", из-за отсутствия средств на издание закончилось публикацией подборки из 70 эпистолярных упоминании (выявлено свыше 450) в восьмом выпуске сборника "Встречи с прошлым". На стадии выявления была окончена работа над пятым томом справочного издания "Советский театр".