Виды документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Документ возник, прежде всего, чтобы зафиксировать информацию и придать ей юридическую силу.
Документ (документированная информация) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Содержание

Введение 4
1.1.Документ как носитель информации 6
2.1. Виды документов и их классификация 14
ПРИЛОЖЕНИЕ А 23

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

ВИДЫ  ДОКУМЕНТОВ

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнил:________________

Группа:_________________

                                                        Проверил:_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2013 

Содержание

 

 

 

Введение

Документ возник, прежде всего, чтобы зафиксировать информацию и придать ей юридическую силу.

Документ (документированная информация) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документ определяется как зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.

Как видно из определений, все они подчеркивают информационную сущность документа. Новый Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Документ, зафиксировав (отобразив) информацию, тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.

Носитель  документированной информации — материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде.

Как носитель информации, документ выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей. Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда, так как принятое решение записывается, закрепляется в документе.

Внешние признаки документа — признаки, отражающие форму и размер документа, носитель информации, способ записи, элементы оформления.

Автор документа: Физическое или юридическое лицо, сделавшее документ

Юридическая сила документа — свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.

Виды документов разделяют по происхождению, по способу документирования, в зависимости от отношения к аппарату управления, по числу затронутых вопросов, по ограничению доступа, по способу изложения текста и виды документов по степени подлинности и способу передачи.

 

    1. Документ как носитель информации

Докуме́нт (от лат. Documentum— «образец, свидетельство, доказательство») — материальный (электронный) объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве.

В узком смысле документ — облеченный в письменную форму носитель информации, удостоверяющий наличие фактов определенного значения. В широком смысле и книга, и скульптура - документы.

Официальная формулировка в законодательстве России:

Документ - материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения — Федеральный закон № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов

Важный вид  документов — различные удостоверения, подтверждающие личность человека, его принадлежность к какой-либо организации или разрешение заниматься определённой деятельностью.

В информационных системах для обеспечения потребностей информационного поиска, с одной стороны, описывается документ как материальный объект - совокупностью значений его свойств (атрибутов, реквизитов), т.е. метаданными; с другой стороны, описывается содержание информации, закрепленной на этом объекте – как правило, с помощью индексов.

Запись информации на различных носителях по установленным  правилам называется документированием  и представляет собой процесс  создания и оформления документов. При документировании необходимо учитывать действующие нормы законодательства, компетенцию автора и соблюдать общегосударственные правила составления и оформления документа. Ответственность и полномочия в области делопроизводства должны быть четко определены и объявлены.

Совокупность  документов, посвящённых какому-либо вопросу, явлению, процессу, лицу, учреждению и т.п., называется документа́цией.

Совокупность  работ по документированию управленческой деятельности предприятий и по организации  в них движения документов характеризует термин «Делопроизводство».

Классификация документов

Документы различают:

  • По назначению
    • организационные документы (Устав, Должностная инструкция, Положение, Штатное расписание, Структура и штатная численность);
    • распорядительные документы (Приказ, Выписка из приказа, Распоряжение, Указание, Постановление, Решение);
    • информационно-справочные документы (Акт, Протокол, Докладная записка, Объяснительная записка, Служебная записка, Письмо, Справка);
    • учетно-расчетные (бухгалтерские) документы (Платёжное поручение, Счет-фактура, Накладная, Акт и т.п.);
    • нормативные документы с позиции правовых норм регламентируют общие принципы, правила или характеристики. Охватывают такие понятия, как Стандарты, Нормы, Правила, Своды правил, Регламенты и другие подобные документы;
    • и др.
  • По времени создания — первичные и вторичные (реферат, аннотация, обзор и т.д.)
  • По способу изготовления — черновой, беловой, электронный, изобразительный, рукописный документ, машинописный, печатный (брошюра, книга, журнал)
  • По типу содержания —текстовые, иконические (графические), идиографические (схемы, карты, ноты), аудиальные, мультимедийные
  • По способу представления — электронный, на бумажных носителях
  • По месту издания — внутренние, внешние
  • По направлению отправки — входящие, исходящие
  • По распространению — опубликованные, неопубликованные, непубликуемые, промежуточные
  • По необходимости технических средств — человекочитаемые, машиночитаемые
  • По уровню секретности - несекретные, секретные, с разным уровнем секретности.

Виды обработки  документов делятся на семантические (перевод, реферирование, аннотирование) и несемантические (копирование, передача, преобразование в другую форму представления).

Для автоматизации  обработки документов широко используются компьютеры. На протяжении истории носители информации менялись.

Носителем информации может быть бумага, перфокарта, фотопленка, компакт-диск, дискета, магнитная лента, глиняные таблички и т.п. Документы содержат информацию, являющуюся ценным ресурсом и важным элементом деловой деятельности. Системный подход к управлению, создаваемому на предприятии документами, позволяет создать информационный ресурс о деловой деятельности, а также обеспечить подотчетность всех заинтересованных лиц. По содержанию документы делятся на научно-технические (статьи, книги, патенты, технические отчёты и описания), правовые (постановления, указы, договоры и др.), управленческие (приказы, директивы) и др.

Функции документов

Документы могут  выполнять следующие функции, которые  условно принято разделять на три блока:

  • Информационная функция — каждый документ обладает определенной информационной «емкостью» - количеством и качеством информации, а также полнотой, оптимальностью и актуальностью представленной в нём информации.
  • Функции, обеспечивающие процесс управления
  • Функции, носящие культурно-исторический характер.

Общие функции  документа:

  • Информационная — определяется потребностью документирования, хранения и предоставления информации,
  • Коммуникативная — документы являются средством обмена информацией,
  • Социальная — состоит в запечатлении, сохранении и передаче социальной информации; документ является не только продуктом определенных социальных отношений, но и сам может воздействовать на эти отношения; социальная функция определяется ролью и местом документа в данном обществе и жизни государства.

Специальные функции  документа:

  • Управленческая — в ней документ выступает как средство управления деятельностью,
  • Организационная — документ устанавливает или упорядочивает действия участников правовых отношений,
  • Правовая — документ может являться письменным доказательством и быть источником права,
  • Общекультурная — способность документа сохранять и передавать культурные традиции, эстетические нормы, ритуалы, принятые в обществе,
  • Историческая — документ является историческим источником.

 

Все документы  по отражаемым в них видам деятельности делятся на две большие группы.

Первая —  это документы по общим и административным вопросам, т.е. вопросам общего руководства  предприятием (организацией) и его  производственной деятельностью. Эти  документы могут составлять работники всех подразделений предприятия.

Вторая группа — документы по функциям управления. Такие документы составляют работники  финансовых органов, бухгалтерии, отделов  планирования, снабжения и сбыта, других функциональных подразделений.

Документы классифицируются по наименованиям: научные отчеты, чертежи, схемы, графики, технологические и другие карты, приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, анкеты, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности, исковые заявления, авторские свидетельства и т. д.

По  способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных ЭВМ), графические и фото-фоно-кинодокументы. Основным материальным носителем деловой информации на сегодня является бумага.

По  месту составления документы подразделяются на документы, используемые для решения внешних и внутренних вопросов. Внешняя документация в свою очередь делится на входящую и исходящую корреспонденцию.

По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные. Простые — это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных рассматривается несколько вопросов.

По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности (совершенно секретные, секретные и др.), документы для служебного пользования (ДСП), с грифом «конфиденциально».

По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.

По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроком исполнения, установленным законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно».

По стадиям подготовки документы подразделяются на черновой документ и (оригинал подлинник). Черновой документ — рукописный или машинописный документ, отражающий работу автора над текстом документа. Оригинал — единственный экземпляр документа, оформленный и подписанный с чернового документа в соответствии с установленными требованиями.

С оригинала  могут быть изготовлены копии, выписки  из документа и дубликат.

Копия — идентичное, заверенное должностным лицом воспроизведение подлинника. Выписка из документа — заверенная часть текста подлинника. Дубликат — повторный экземпляр документа, имеющий юридическую силу с подлинника.

По происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб.

По срокам хранения документы делятся на документы постоянного и документы временного хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.

По степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные — обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.

Информация о работе Виды документов