Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:35, курсовая работа
Целью работы является исследование понятия нормативно-правового акта и систематизации современного законодательства. Исходя из цели работы, ставим перед собой следующие задачи: отразить понятие и виды систематизации нормативных правовых актов, изучить нормативно-правовые акты Российской Федерации, пределы их действия, в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ИХ ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА…………………………….6
1.1 Понятие нормативно-правовых актов…………………………………6
1.2 Признаки нормативно-правовых актов………………………………..7
2. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ…………………………10
2.1 Закон……………………………………………………………………..11
2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты.…………………………13
2.3 Акты судебной власти…………………………………………………15
3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ……….17
3.1 Основные формы систематизации нормативно - правовых актов…...17
3.2 Действие нормативно -правовых актов………………………………..20
3. 3 Способы опубликования…………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
Факультет «Торгово-экономический»
Кафедра «Экономика торговли»
Виды и понятие нормативно-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Документирование управленческой деятельности»
ЮУрГУ–080502. 2011.566.ПЗ КР
Нормоконтролер, ассистент
_______________И.В. Хатеев.
Автор работы
А.Р. Сибагатуллина
__________________2011 г.
с оценкой (прописью, цифрой)
__________________________
____________________2011г.
Челябинск 2011
АННОТАЦИЯ
Сибагатуллина А.Р. Виды и понятие нормативно – правовых актов. – Челябинск ЮУрГУ КОМ-220з, 24с, библиогр. список – 9 наим..
Данная работа «Виды и понятие нормативно-правовых актов» представляет собой полный систематизированный материал по данной теме. В основе работы лежит раскрытие понятия нормативно-правовой акт. Особое внимание уделяется рассмотрению разновидностей данного акта. Далее говорится о систематизации нормативно-правовых актов. Исходя из этого, выстраивается ряд разделов:
- понятие и признаки нормативно-
- виды нормативных актов;
- систематизация нормативно-
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ИХ ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА…………………………….6
1.1 Понятие
нормативно-правовых актов……………
1.2 Признаки
нормативно-правовых актов……………
2. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ…………………………10
2.1 Закон…………………………………………………………………
2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты.…………………………13
2.3 Акты
судебной власти………………………………………
3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-
3.1 Основные формы систематизации нормативно - правовых актов…...17
3.2 Действие нормативно -правовых актов………………………………..20
3. 3 Способы
опубликования……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
В настоящей работе «форма права» будет рассматриваться, как синоним «источника права». В курсовой работе не придаётся принципиального значения тем непринципиальным по своему характеру смысловым нюансом, оттенкам и незначительным различиям, которые имеют термины «форма» и «источник» права. В качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом.
Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определённый характер. Эти нормы складываются постепенно, мо- мере повторения частных случаев, применения определённого правила поведения. Поэтому, юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определённого выражения. Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно.
Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественные жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные, имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно – правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
Процесс появления первичных
юридических письменных источников
(отдельных законов, кодексов, иных актов),
имевших своим назначением регулирование
складывающихся новых общественных отношений
возникает очень давно. Тогда-
же подчеркивалась объективная нужда
раннеклассовых государств в новых
формах системы социального регулирования.
Упорядочить, закрепить
социальные отношения во вновь возникающих
государственно-организованных обществах
можно было только с помощью четких, формально
установленных,
признанных правил поведения, охватывающих
не единичные, а типичные,
многократно повторяющиеся явления и
процессы в трудовой, бытовой, иной
социально-экономической сфере обществ.
Была раскрыта и специфика этих
правил, их отличие от социальных норм
первобытного общества, в том числе
обеспечение их обязательности, возможностью
государственного
принуждения.
Таким образом,
под формой права понимается объективированное
закрепление и проявление содержания
права в определенных актах
государственных органов, решениях судов,
договорах, обычаях и иных
источниках.
Целью работы является исследование
понятия нормативно-правового
-
1 НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ, КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ИХ ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
Под нормативно-правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.
Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.
Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства. Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.
В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти и управления. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определятся конституцией, а так же изданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный акт.
Нормативно-правовые акты, как источники права имеют определённые организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. Они проявляются: во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов; во-вторых, что в силу чётких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно – правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм; и, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей чёткости и определённости более лёгок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.1
1.2 Признаки нормативно-правовых актов
Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально-определённый характер.
Эти признаки заключаются в следующем:
1. нормативные
акты есть результат
компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
2. они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);
3. содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;
4. применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;
5. имеют строго определённую документальную форму (закон, указ,
постановление и т. д.);
6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств.
7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда, как
применительные акты – на однократную реализацию;
8. нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.
Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которыми источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определённым лицам и прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям. От нормативно-правового акта, как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Всё это источники нашего познания правовых норм, а не источники права. В итоге нормативно-правовой акт можно определить, как изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
Вывод по разделу: нормативно-правовой акт - выражения в письменной форме, решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных.
2 ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно -правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последнии издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Информация о работе Виды и понятие нормативно-правовых актов