Демографическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:35, реферат

Краткое описание

Предпринятые в последние три десятилетия попытки построить общую теорию народонаселения,а в ее рамках общую концепцию воспроизводства населения позволили по- новому не только осмыслить предмет демографии,но и определить ее место среди социальных наук. Они дали общие теоретические представления о сущностных отношениях,образующих механизм воспроизводства населения. В соответствии с ним была построена новая теоретическая конструкция- система демографических наук, определены ее содержание и структура.

Содержание

Введение
Cвязь демографии и других наук
Перепись населения
Демографическая политика России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 30.00 Кб (Скачать файл)

5.Индивидуальность  регистрации(или иначе — поименность),т.е. сбор сведений о каждом человеке в отдельности,а не в виде суммарных итогов по семье,хозяйству,жилищу и т. п.При дальнейшей обработке собранных данных индивидуальные сведения суммируются в соответствии с программой обработки итогов переписи и превращаются в обезличенные статистические таблицы. Но на этапе непосредственного сбора сведений они собираются о каждом человеке по отдельности.Такой принцип обеспечивает возможность при дальнейшей разработке итогов получать самые разнообразные комбинационные группировки из собранных данных.

6.Непосредственное  получение сведений у населения.Многие сведения о населении содержатся в различного рода документах(в паспортах и удостоверениях личности, в учетных документах отделов кадров,в домовых книгах,в паспортных отделах милиции,в военкоматах,в регистратурах органов здравоохранения и социального обеспечения и т.д.). Казалось бы, зачем проводить дорогостоящие и трудоемкие переписи населения?Не лучше ли собрать и суммировать сведения, имеющиеся в документах.Но, во-первых,документы создаются для определенных,ограниченных задач, и они различаются для определенных категорий населения.Поэтому круг сведений,содержащихся в документах,неодинаков,различается в зависимости от тех целей,в соответствии с которыми эти документы создаются, и,как правило,не охватывает всех необходимых сведений, в которых заинтересовано государство и наука. Во-вторых,поскольку документы создаются с определенными целями и затрагивают интересы людей и государства,в них могут содержаться ошибки и подделки.Кроме того,сведения в документах(при всей своей законности)могут не соответствовать действительному гражданскому состоянию человека. Например,человек прописан в одном месте,а фактически проживает в другом. Или человек, согласно свидетельству о браке, числится состоящим в одном брачном союзе, а в действительности давно уже состоит в другом союзе или не состоит ни в каком. Или у человека в паспорте записана одна национальность,но в своем самосознании он ощущает внутреннюю,духовную связь с другой национальностью,с ее культурой,обычаями, правилами поведения и т.п. Это нередкий случай в многонациональных странах, особенно в тех, где какая-нибудь одна национальность— «первая среди равных», другие— не «первые среди равных»,а третьи — и вовсе не равные«первым». Тогда на выбор национальности по одному из родителей при получении паспорта могут влиять конъюнктурные соображения,которые, если таких случаев окажется много,могут исказить данные о реальномэтническом составе населения.Так что же нам нужно: размещение населения по территории страны или размещение документов о прописке?Количество свидетельств о браке или данные о реальном числе брачных союзов? Данные о формальной паспортной национальности или о реальном национальном составе и его изменениях?Думаю, ответы однозначны.Нужны, конечно же, данные о реальном, а не о бумажном составе населения.

Поэтому уже более ста  лет назад статистики пришли к  выводу,что надежнее получать сведения путем непосредственного обращения  с вопросами к самому населению.

7. Анонимность  сведений, получаемых от населения при переписи,т.е. гарантия тайны любой информации,получаемой во время опроса людей при переписи.На каждом переписном листе имеется специальное уведомление(к сожалению,набранное очень мелким шрифтом):«Записи в переписном листе подлежат использованию только для получения сводных данных о численности,составе и жилищных условиях населения по установленной программе.Работникам переписи запрещается сообщать кому бы то ни было содержание ответов».

8. Принцип самоопределения,т.е.запись в переписные листы ответов опрашиваемых(респондентов)с их слов без предъявления каких-либо документов,подтверждающих достоверность сообщаемых сведений (за исключением сведений о возрасте людей100 лет и старше.Только в этом случае требуется документальное подтверждение).Соблюдение этого принципа обусловлено,во-первых,трудностями или невозможностью во многих случаях отнести человека к той или иной категории населения по«объективным»(документированным)признакам(например,зафиксировать таким способом постоянное место жительства,возраст, состояние в браке, национальность,разговорный язык и т. д.). Во-вторых,применение этого принципа обусловлено стремлением статистиков повысить доверие населения к переписи.

9.Одномоментность  переписи, т.е.приурочение всех собираемых при переписи сведений о каждом человеке к одному точному моменту времени(называемому критическим моментом переписи населения, или моментом счета населения).

Население изменяется непрерывно.Только за один час в России рождается156 человек, умирает252, заключается123 брака, расторгается76 (по данным за1995 год), происходит множество других изменений в структуре населения.Таким образом,к вечеру одного дня население уже совсем не такое, как было утром. Но перепись обычно не проводится за один день,для этого потребовалось бы очень много переписчиков.Поэтому перепись проводится в течение 7—10дней, но все сведения о жителях собираются по их состоянию на один точный момент времени(обычно 0 часов первого дня переписи). Этот момент называетсямоментом счета населениялибокритическим моментом переписи населения.Установление критического момента переписи позволяет получить как бы моментальный снимок состава населения,свести все данные о различных структурах населения к одной общей его численности.

10.Централизованное  руководство проведением переписи. Перепись населения —сложная, трудоемкая и дорогостоящая операция, которая проводится в сжатые сроки и которую в силу ее чрезвычайной важности нельзя провалить.Поэтому проведение переписи населения требует большой четкости и слаженности многочисленного переписного персонала (в частности, в проведении последней Всесоюзной переписи населения1989 г. принимало участие более одного миллиона человек). Для проведения переписей населения в каждой стране обычно создается специальное подразделение в органах государственной статистики.В его функции входит методологическая и техническая подготовка переписи населения,организация ее непосредственного проведения,обработка итогов и их публикация.Объем работы так велик, что этому подразделению приходится работать постоянно.В нашей стране таким подразделением является Управление переписей и обследований Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.

 

Демографическая политика России

 

Демографическая политика в  отношении улучшения здоровья населения  и сокращения смертности во всех демографических  группах может быть сведена к  трем группам мер.

Во-первых,это меры по регулированию  потребления алкоголя.

Конкретный опыт осуществления«антиалкогольной  политики» в европейских странах  включает два основных аспекта: регулирование  предложения алкоголя с помощью  административных и экономических  рычагов, и меры,направленные на ограничение  спроса и оказание соответствующей  медико-санитарной помощи лицам с  алкогольными проблемами.

Регулирование предложения  алкоголя охватывает различные аспекты: покупка и потребление алкоголя; цены на алкоголь;сбыт алкоголя;розничная  продажа алкоголя;оптовая продажа  алкоголя; импорт и экспорт алкоголя;производство алкоголя;производство сырьевых материалов для алкоголя.

Средства осуществления  такого регулирования также варьируют  от страны к стране. Они включают: особые меры ответственности производителей,поставщиков  и продавцов алкоголя за предотвращение вызванного им ущерба; возрастные ограничения  на покупку или потребление алкоголя; ограничения времени, места и  способов продажи или потребления алкоголя; налоги на алкоголь;субсидирование или скидка в налогах на производство сырьевых материалов,индустрию,торговлю;лицензирование производства и/или торговли алкоголем;полный или частичный запрет.

Во-вторых,это меры по сокращению бедности.

Основным путем сокращения потерь здоровья,связанных с бедностью,являются действия правительств государств по улучшению жизни населения,повышению  доходов, борьбой с безработицей,созданию социальных программ для социально  уязвимых групп населения и т.д. На национальном уровне, например,правительственные  задачи могут конкретизироваться и  уточняться в плане изменений  и модификаций налоговых систем и систем привилегий и льгот в  целях обеспечения их более прогрессивного характера и повышения доходов  инвалидов и бедных семей.На городском  уровне муниципальные советы могут  разработать задачи по улучшению  жилищных условий,питания, условий  труда и борьбе с загрязнением окружающей среды в неблагополучных  районах. При этом подходе есть еще  одно дополнительное преимущество,что  проводимые мероприятия помогают людям  осязаемо и конкретно представлять какое практическое действие может  быть предпринято для сокращения проявлений неравенства.

В-третьих,совершенствование  системы здравоохранения.

Основные механизмы,применяемые  в обеспечении справедливости в  поддержании здоровья населения  в развитых странах сводятся:

а) к обеспечению солидарной ответственности по принципу"богатые  платят за бедных" (модель социального  страхования здоровья) или сохранению модели государственного(бюджетного)финансирования здравоохранения;

б) к действенному контролю за ценами на основные лекарственные  препараты;

в) проведению общенациональных профилактических программ и оплаты за мероприятия на уровне первичной  помощи, что существует в ряде стран  Западной Европы и США;

г)приоритетное развитие первичной  медицинской помощи, борьба с географическими  барьерами в ее получении;

д)использование дополнительного  государственного субсидирования оплаты медицинской помощи пожилых и  беднейших слоев населения,оплачиваемой из налогов.

На современном этапе  особое значение в России имеет взаимодействие государственного и частного секторов здравоохранения в контексте  развития справедливого доступа  к службам здравоохранения.В соответствии с рекомендациями ВОЗ каждая страна должна провести оценку характера и  масштабов различий в доступе  к услугам здравоохранения различных  социальных групп населения в  связи с экономическими и культурными  аспектами.Такого рода оценка является тем более необходимой,что многими  странами в настоящее время осуществляется пересмотр и реформирование своих  систем здравоохранения.

 

Заключение

 

Перепись населения —один  изважнейших источников информации о населении.Она позволяет получить информацию не только о численности  населения и его демографических  характеристиках(возрастно-половой  структуре,числе и составе семей), но и о социально-экономических  параметрах— составе населения  по образованию,занятости,источникам средств существования.В программу  переписи могут быть включены вопросы, представляющие на данный момент интерес  для государстве иного управления,например вопросы о занятости и безработице,о  характере жилищных условий населения, об инвалидности населения и пр.

Показатели,характеризующие  демографическую ситуацию в стране, позволяют прогнозировать ее дальнейшие развитие.

Демография,как наука  о народонаселении,в XXI веке служит важнейшим источником информации при  принятии политических и экономических  решений. Именно демографические исследования вооружают нас данными о рождаемости,смертности и здоровье населения,миграционных процессах,численности и составе  трудовых ресурсов на годы и десятилетия  вперед.

Человеческий фактор играет все более важную роль и в решении  проблем планетарного масштаба, например проблем перенаселения и неравномерного размещения населения на континентах,продовольственного обеспечения,депопуляции и некоторых  странах, а также занятости,формирования эффективных систем образования,подготовки кадров и ряда других. В решении  этих проблем большое значение имеют  и обоснованные прогнозы численности,половозрастных и социальных структур населения  и обусловливающих закономерности их изменений показателей рождаемости,смертности,миграций и интенсивности социальных перемещений.

 

Список литературы

 

Борисов В.А. Демография. М., 1999.

Волков А.Г. Методы и проблемы демографии // Вопросы статистики. – 1999 – № 8.

Громыко Л.Г. Общая теория статистики. – М., 1999.

Демографическое развитие России: история и теория // Вопросы статистики, 1999, № 3.

Исупов А.А. Всероссийская  перепись населения // Вопросы статистики. – 1999 – № 12. – С. 77–78.

Перепись населения –  важнейший этап Всероссийской переписи населения 2002 года // Вопросы статистики. – 2001 – № 6.

1 Руткевич М.Н. Мобильность  социальная // Энциклопедический социологический  словарь. М., 1995. С. 412.

2 Принципы и рекомендации  в отношении проведения переписей  населения и жилого фонда. –  Нью-Йорк, ООН, 1981. С. 8.

3 Первая Всеобщая Перепись  населения Российской Империи.  – Ставрополь, 1895. С. 16.


Информация о работе Демографическая политика России