Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:51, реферат
Стандартизация в области управления документацией позволяет более эффективно организовать работу с документами в сфере управленческой деятельности. Самостоятельным направлением совершенствования управления документацией является международная стандартизация.
В ряде стран основным нормативным документом, регламентирующим работу с документами, является национальный стандарт по управлению деловой документацией, эквивалентный международному стандарту ИСО 15489:2001 «Информация и документация — Управление документами».
1. Международные стандарты в области работы с документами
2. Типовые структуры службы ДОУ в организациях различных уровней управления.
3. Этапы движения входящих документов в организации.
4. Приказ об утверждении инструкции по делопроизводству.
5. Используемая литература.
Содержание.
1.Международные стандарты в области работы с документами.
Стандартизация в области
управления документацией позволяет более
эффективно организовать работу с документами
в сфере управленческой деятельности.
Самостоятельным направлением совершенствования
управления документацией является международная
стандартизация.
В ряде стран основным нормативным документом,
регламентирующим работу с документами,
является национальный стандарт по управлению
деловой документацией, эквивалентный
международному стандарту ИСО 15489:2001 «Информация
и документация — Управление документами».
Можно сказать, что международные стандарты ИСО 23081 и ИСО 15801, посвященные соответственно делопроизводственным метаданным и обеспечению достоверности и надежности информации, хранящейся электронным способом, также служат основой для разработки национальных стандартов во многих странах мира.
В Российской Федерации действует национальный стандарт ГОСТ 7.70-2003, разработанный на основе «Дублинского ядра» — универсального набора описательных реквизитов, который рекомендуется включать в состав метаданных информационных ресурсов.
В 2007 году на основе ISO 15489-1:2001, Information and Documentation — Records Management разработан ГОСТ ИСО 15489-1-2007, полностью соответствующий содержанию международного аналога.
Стандартизация массивов метаданных об информационных ресурсах, развитие систем их классификации и каталогизации должно стать основой создания эффективных средств навигации в российском информационном пространстве, а также постоянно действующего мониторинга информационных ресурсов (прежде всего государственных) и информационной деятельности.
В многочисленных существующих и разрабатываемых стандартах в области управления документами можно выделить три уровня.
Высший уровень пирамиды заслуженно занимает ГОСТ Р ИСО 15489-102007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования», определяющий основные принципы управления документами независимо от видов носителей и используемых технологий. К сожалению, аналогичного стандарта по организации долговременного хранения пока нет, хотя в какой-то степени его роль играет ISO 14721:2003 «Базовая модель открытой архивной информационной системы» (Open Archival Information System, OAIS).
К следующему уровню можно отнести стандарты, регламентирующие отдельные процедуры и виды работ. Сюда же можно включить требования к функциональным возможностям специализированных электронных систем для управления документами и для архивного хранения электронных документов, а также к «делопроизводческим» функциональным возможностям бизнес-приложений.
Основание этой пирамиды образуют стандарты, регламентирующие различные методы и технологии, используемые в системах управления документами: файловые форматы, носители для долговременного хранения информации, метаданные, протоколы обмена и взаимодействия.
Стандарты предназначены для достаточно широкого круга специалистов. Пользователей стандартов по управлению документацией условно можно разделить на две группы: на специалистов в области делопроизводства и архивного дела и на специалистов других направлений, которые по роду своей деловой деятельности создают, используют и хранят документы.
Для широкого и эффективного использования стандартов есть определенные препятствия. В нашей стране это прежде всего языковой барьер: большинство стандартов в области управления документацией доступны только на иностранных языках, которые наши специалисты знают не слишком хорошо. Кроме того, у нас пока еще слабо налажено информирование специалистов о мировых тенденциях в стандартизации, о разрабатываемых и вновь утвержденных стандартах.
2.Типовые структуры службы ДОУ в организациях различных уровней управления.
Структура в системе органов управления рассматривается, во-первых, как устойчивая связь, т.е. взаимодействие элементов управления, во-вторых, как схема распределения общего объема функций органа управления между структурными подразделе ниями и схема их взаимодействия.
Структура службы делопроизводства должна определять оп тимальный состав ее внутренних подразделений, их взаимодей ствие, характер подчинения.
Основные положения ГСДОУ частично регламентировали названия служб делопроизводства, которые типизированы в за висимости от принадлежности организаций и учреждений к определенным группам и уровням управления.
Управление делами создается в министерствах и ведомствах как структура, в которой выполняется работа с документами, и как орган контроля и координации делопроизводства в цен тральном аппарате и в отрасли. Управления делами имеют сле дующий типовой состав структурных подразделений:
• секретариат (в состав которого входят приемная министра, его секретариат, приемные и секретариаты заместителей министра, секретариат коллегии, протокольное бюро);
• инспекция при министре, выполняющая функции контроля за исполнением правительственных документов, распоряди тельных документов органов власти, приказов министра;
• канцелярия, в состав которой включают экспедицию, бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации до кументов, машинописное бюро (компьютерный центр обра ботки текстов документов), копировально-множительное бюро, телетайпную, отдел писем (жалоб), отдел рационали зации работы с документами, центральный архив.
Это типовой набор структурных подразделений. На практике в наших министерствах и ведомствах в составе управления де лами создают в дополнение к перечисленному группу приказов, первый отдел (отдел защиты информации) и другие отделы.
Канцелярия создается на государственных предприятиях, в научно-исследовательских, проектно-конструкторских организа циях, высших учебных заведениях. В составе канцелярии обыч но создаются подразделения (отдел, сектор, группа) по приему и обработке поступающих и отправляемых документов, по учету и регистрации документов, по контролю за сроками исполнения документов, по работе с обращениями граждан, по созданию документов (машбюро, компьютерный центр), копировально-множительное бюро, архив.
Общий отдел — это служба по работе с документами в ис полнительных органах власти и исполнительных структурах (мэ рии, префектуры, муниципалитеты) местного самоуправления. В структуре общего отдела всегда создается протокольный отдел, группа писем, приемная. Наличие этих структурных подразде лений объясняется спецификой деятельности, управленческих процедур, порядком принятия решений и особенностями доку ментирования в этих учреждениях.
Секретарь учреждения (структурного подразделения) выполня ет всю работу с документами в небольших учреждениях и органи зациях, не имеющих внутренней организационной структуры.
Основные положения ГСДОУ,
таким образом, регламентиру ют наименование
и приблизительную структуру
делопроизводст венной службы государственных
учреждений и предприятий. Ре шение
о создании службы, ее названии и
внутренней структуре негосударственных
организаций принимает
3.Этапы движения входящих документов в организациях
Документооборот — движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.
Организация документооборота — это правила, в соответствии с которыми происходит движение документов в учреждении.
Прием и обработка
документов; распределение корреспонденции;
Организация документооборота предусматривает рациональное движение документов, включающее как операции с документами, так и все их перемещения в аппарате управления, т.е. их получение, рассмотрение, передачу на исполнение, организацию исполнения, удостоверения, оформления и отправки. Документооборот является важным звеном делопроизводства, так как определяет не только инстанции движения документов , но и скорость этого движения.
Главное правило документооборота — оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени труда. Реализовать это правило в конкретных учреждениях можно путем четкой регламентации путей прохождения документов, в ходе которой проверяется обусловленность всех операций, целесообразность всех перемещений. Регламентация должна была проводиться путем разработки инструкций по делопроизводству, где устанавливаются схемы движения основных документопотоков, а также пути прохождения отдельных видов документов. В период разработки
Основные правила организации документооборота в учреждении
Объективные данные о состоянии документооборота можно получить из качественных и количественных характеристик его параметров.
К качественным характеристикам документооборота относятся:
Документооборот как технологический процесс делится на несколько частей - потоков, обеспечивающих прямую и обратную связь в управлении.
Под документопотоком (потоком документальной информации) понимается сложившееся или организованное в пределах информационной системы движение данных в определенном направлении, при условии, что у этих данных общий источник и общий приемник.
Документопотоки различают по направлению и по отношению к управленческому объекту. По направлению выделяют горизонтальные потоки, связывающие организации одного уровня управления, и вертикальные (восходящие и нисходящие) связывающие организации различных уровней, например, руководящий орган власти и подчиненные ему учреждения и организации, центральный офис фирмы и дочерние фирмы и филиалы. Восходящие потоки — это входные документы, получаемые вышестоящей организацией от подчиненных организаций (исходящие документы подчиненных организаций, направляемые в вышестоящие инстанции). Нисходящие потоки - это документы, направляемые вышестоящими органами власти и управления подчиненным организациям.
По отношению к управленческому объекту выделяют входящий, исходящий и внутренний документопотоки. Они тесно взаимосвязаны, так как информация поступивших документов используется для подготовки внутренних и исходящих ответных и т.д.
Входящий документопоток любой организации складывается из:
В состав этих документов входят директивные указания, нормативные и методические акты, которые являются основанием для руководителей в организации производственной, управленческой, технической, экономической, социальной и иной деятельности. По видовому составу к этим документам относятся: указы, законы, постановления, распоряжения, указания, поручения, приказы, письма, инструкции, решения, методические указания и рекомендации;