Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:35, контрольная работа
Ресурсы – элементы экономического потенциала, которыми располагает общество, и которые могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.
Информация (от латинского informatio - разъяснение, осведомление, изложение) – решающий фактор, определяющий развитие технологии и ресурсов в целом.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Информационные ресурсы и их классификация…………………….…5
II. Информационный поиск источников и литературы для реферата….18
III. Библиографический список использованной литературы………….24
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованной литературы ………………………………….....27
- поиск самих информационных источников (документов), в которых есть или может содержаться нужная информация;
- поиск фактических сведений, содержащихся
в литературе, книге, например, об
исторических фактах и
Эти цели определяют три основных вида информационного поиска:
1. Библиографический. Это информационный поиск, осуществляемый на основании библиографических данных.
2. Документальный. Вид информационного поиска, связанный с процессами нахождения и выдачи документов.
3. Фактографический. В фактографическом поиске отыскивается конкретная информация, имеющая характер конкретных фактических сведений. Соответственно фактографический поиск предполагает выявление самих фактов, данных, а не сведений о ресурсах, при помощи которых этот поиск может быть осуществлен.
Следует отметить тесную взаимосвязь данных видов. Например, для поиска некого условного информационного источника, необходимо обладать определенной библиографической информацией, характеризующей ее, отличающей его от других. Следовательно, для начала необходимо проделать библиографический поиск. И, наоборот, чтобы провести фактографический поиск в какой-либо отрасли знаний требуется сначала найти те литературные источники, в которых могут быть интересующие нас факты.
Различают следующую систему
методов информационного
1. Сплошной – просматриваются все источники информации, имеющиеся по конкретному вопросу.
2. Выборочный – постановка ограничений поиска, как можно более точно конкретизируя исходную задачу поиска.
3. Интуитивный.
4. Типологический – метод систематизации и хронологизации
5. Индуктивный - форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, присущее всем единичным предметам какого – либо класса.
6. Дедуктивный – форма мышления, когда мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей.
7. Метод библиографических ссылок – используется взаимосвязь литературы между собой.
8. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Рассмотрим, как самостоятельно вести информационный поиск литературы для реферата.
Последовательность работы над рефератом:
1. Изучение темы.
2. Поиск литературы.
3. Отбор литературы.
4. Изучение литературы.
5. Написание реферата.
Для того чтобы курсовая работа была полной и для того чтобы раскрыть ее тему, необходимо собрать максимум информации, которую затем надо обработать. Основной этап деятельности при выполнении реферативной, курсовой или дипломной — поиск соответствующих источников информации по изучаемой теме. Для этого нужно отправиться в библиотеку и отобрать все материалы, которые могут пригодиться. На этом этапе применяется в основном смешанный информативный вид поиска: библиографический и документальный. Используется сплошной или выборочный, интуитивный метод, и метод библиографических ссылок.
Основные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете.
Поиск книг по интересующей
проблеме обычно начинается со
справочно-библиографического
Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную летопись, реферативные журналы, аналитические обзоры, бюллетени. Информацию о них дает библиограф.
Существенно расширяют знания об источниках библиографические списки, помещаемые в конце книг и статей. Если известен автор книги или заглавие сборника трудов, то поиск источника значительно облегчается. В этом случае пользуются алфавитным каталогом библиотеки и ищут книгу по фамилии автора или по первым буквам заглавия сборника.
Наряду с карточными каталогами все большее распространение в библиотеках получают электронные каталоги, существенно облегчающие поиск информации по теме.
Поскольку рефераты, курсовые, дипломы являются формами учебной и научной работы, основой для их написания должны служить публикации учебного и научного характера — книги и статьи соответствующего содержания и жанра.
Изучение литературы полезно начинать с учебников и учебных пособий, справочников и словарей, где в определенной системе объясняются термины и понятия.
Затем можно переходить к изучению научных монографий, статей в научных журналах и сборниках трудов. Научно-популярные книги и статьи, предназначенные для широкого круга читателей, содержат доступное и ясное изложение какой-либо проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами.
Еще более широкие возможности открывает Интернет: источники информации пользователь находит по электронным адресам.
Отбор источников и литературы.
После того, как собрана информация об основных источниках по теме, можно переходить к их изучению. Следует, помнить, что библиографический список может и далее расширяться по мере знакомства со ссылками на других авторов, которые будут встречаться в изучаемых источниках.
Для более конкретного
и детального отбора
Необходимо изучить проблему с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах избранной темы:
- изучение изданий, вышедших за последние годы, для того чтобы информация в реферате была достоверной;
- изучение изданий более раннего периода.
Поэтому полезно научиться бегло, просматривать книги, чтобы установить, какие из них требуют вдумчивого и глубокого изучения.
При поиске определенной книги целесообразно пользоваться информацией алфавитного каталога, в котором карточки расположены в алфавитном порядке по фамилии автора или по заглавию книги.
Важнейшей задачей написания работы на данном этапе является изучение основных понятий, научных и практических проблем изучаемой темы, разных точек зрения на нее. Необходимо провести анализ, сравнение, группировку собранных материалов. При первоначальном знакомстве с книгой полезно сначала внимательно изучить аннотацию, оглавление, введение, заключение, а также бегло просмотреть ее. Это даст общее представление о проблематике и круге вопросов, освещенных в книге, значении, которое она может иметь в раскрытии темы, а также месте, которое ее содержание может занять в реферате. Предварительный просмотр книги позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно ознакомиться с отдельными разделами. В дальнейшем при внимательном чтении заинтересовавшей книги, важно мысленно соотносить изучаемый материал с тем, что уже знаем по данной проблеме из других источников. Таким образом, будет выстраиваться логика и последовательность раскрытия основных вопросов в реферате. При внимательном чтении можно делать записи. Они будут полезны при дальнейшем написании реферата.
До того как делать выписки из источника, необходимо понять содержание фрагмента, который выписываете. Нецелесообразно выписывать что-либо без понимания содержания в надежде на последующее прочитывание записи и понимание.
При отборе литературы по интересующему вопросу следует обращаться и к систематическому каталогу, в котором карточки сгруппированы в логическом порядке по отдельным отраслям знаний.
При написании работы, например по истории, чаще всего используются такие рубрики: общественные науки; культура, наука, просвещение, гуманитарные науки; справочные издания. Далее рубрики делятся на более мелкие разделы (история, философия и пр.)
В предметном каталоге рубрики делят литературу по ее содержанию: по отдельным предметам (направлениям), например, образование. Каждая книга имеет свой индекс (шифр), который обязательно нужно выписать, чтобы получить затем необходимое издание для работы.
Можно также обратиться к материалам библиотечных картотек. Такие картотеки, например, содержат информацию о статьях по различной тематике (показать картотеку статей и разделы, относящиеся к истории).
Затем составляется список необходимой литературы или оформляются карточки с обязательным указанием данных об авторе (если есть автор), полном названии, месте и времени издания и количестве.
III. Библиографический список к контрольной работе по истории России:
1. Анисимов Е. В. Время Петровских реформ [Текст] ∕ Е. В. Анисимов - Л.; 1989. − 490 с.
2. Анисимов, Е. В. Петр Великий: воспоминания. Дневниковые записи. Анекдоты [Текст] ∕ сост., авт. вступ. ст., авт. примеч. Е. В. Анисимов; ред. Л. Николаева. − СПб.: Пушкинский фонд: Третья волна : ВНЕШСИГМА, 1993. − 445 с.
3. Ауман В. А. История российских немцев в документах (1763-11992 гг.) [Текст] ∕ Сост.: В. А. Ауман, А. Г. Чеботарева; Междунар. ин-т гуманит.пробл. (МИГИП). − М.: МИГУП, 1993. − 447 с.
4. Ахиезер, А. М. История России: конец или новое начало? [Текст] / А. М. Ахиезер, И. О. Клямкин, И. О. Яковенко; под. ред. И. Клямкин; Фонд "Либеральная миссия". − М.: Новое изд-во, 2005. − 708 с.
5. Быков В. Н. История России: учебное пособие для студентов всех специальностей [Текст] ∕ В. Н. Быков; отв. ред. В. Н. Сухов; Министерство образования Российской Федерации, С-петерб. гос. лесотех. акад. − 2-е изд., перераб. и доп. ∕ при участии Т. А. Суховой. − Спб.: СПбЛТА, 2001. − 231 С.
6. История государственного управления в России: [Текст] учебник ∕ Болотина Н. Ю. [и др.] ∕ под общ. ред. Р. Г. Пихои. − Изд. 4-е доп. и перераб. − М.: РАГС, 2006. − 439 с.
7. Ключевский В. О. О русской истории: [Текст] сборник ∕ В. О. Ключевский; под ред. В. И. Буганова. − М.: Просвещение, 1993. − 576 с.
8. Милов, Л. В. История России XXIII – XIX веков [Текст] ∕ Л. В. Милов, Н. И. Цимбарь; под ред. Л. В. Милова. − М.: ЭКСМО, 2006. − 784 с.
9. Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России: [Текст] учебное пособие ∕ авт. – сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Сивохина. − М.: Проспект, 2008. − 589 с.
10. Павленко, Н. И. История СССР: С древних времен до 1861 года: [Текст] учебник для студентов педагогических институтов / Н. И. Павленко, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; под ред. Н. И. Павленко. — М.: Просвещение, 1989. —559 с.
11. Поляк, Г. В. Всемирная история: [Текст] учебник для вузов / под ред. академ. Г. В. Поляка, проф. А. Н. Марковой. − М.: ЮНИТИ, 2003. − 496 с.
12. Потатуров, В. А. История России: учебное пособие ∕ В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Турина. − М.: ВЛАДОС, 2003. − 336 с.
13. Халтурин, В.Ю. История России с древнейших времен до 1917 года [Текст] ∕ В. Ю. Халтурин, С. П. Боброва; под ред. В. Ю. Халтурина: Учебное пособие ∕ Иван. Гос. энерг. ун-т. − Иваново, 2003. − 175-209 с.
14. Чернобаев, А. А. История России: [Текст] учебник ∕ А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев; под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Высш. Шк., 2005. − 614 с.
15. Чистяков А. С. История Петра Великого: [Текст] историческая литература ∕ А. С. Чистяков. − М.: Буклет, 1994. − 512 с.: ил.
Заключение.
Для современного периода характерно новое соотношение двух сторон
информационного общества - информационных ресурсов и информационных потребностей.
Рост количества информации и повышение ее значения во всех сторонах
жизнедеятельности человека привел к вложению огромных средств и сил в развитие возможностей информационно-компьютерных инфраструктур в обществе.
Научный поиск дал стимул техническому перевооружению этой сферы и привел к стремительному возрастанию информационно-компьютерных возможностей и к новому витку роста количества информации, что подавляющее большинство из них остается не востребованным.
Множество информационных структур, пронизывая систему образования, составляет единую информационно-компьютерную и научную инфраструктуру системы образования, которая в настоящее время активно развивается.
Выравнивание сложившейся ситуации должно осуществляться на прочном научно-обоснованном фундаменте информационно-компьютерной подготовки современного человека.