Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:32, курсовая работа
Целью курсовой работы являются: раскрыть научно-исследовательскую деятельность ВНИИДАД
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить историю создания и развития ВНИИДАД;
• дать характеристику деятельность организации;
• рассмотреть современную систему, структуру и ценностей перечней документов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ
1.1 Деятельность ВНИИДАД в советский период (1966-1991 гг.) ……………5
1.2 Развитие ВНИИДАД на современном этапе……………………………….11
ГЛАВА 2. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНИИДАД
2.1 Основные правила работы архивов организации…………………………16
2.2 Нормативно-методические пособия по экспертизе ценности документов: перечни…………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…36
ПРИЛОЖЕНИЕ.………………………………………………………………..38
Раздел об экспертизе ценности документов открывается описанием ее нормативно-методических основ.
Экспертиза ценности документов — это изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на постоянное хранение. Это определение новаторское, так как в нем отсутствует обязательное для предыдущих нормативных материалов по экспертизе ценности документов указания на принципы ее проведения. В Основных правилах не раскрывается содержание принципов экспертизы8.
Теория экспертизы и практика отбора документов не идентичны. Практическая экспертиза — массовый акт. В ней не исключены ошибки: ценные документы могут быть по каким-то причинам уничтожены и в то же время оставлены малоинформативные документы, вероятность которых стать источником какого-либо исторического исследования ничтожна (хотя, и не исключена). Отсюда особое внимание к критериям экспертизы, при помощи которых вырабатываются конкретные суждения о наличии или отсутствии постоянной ценности документов.
Критерии – логические единицы теории экспертизы, мерила ценности, выступающие в качестве определенных эталонов информационных качеств документов. Критерии-эталоны выражают в обобщенном виде взгляды архивоведения на постоянную историческую ценность документов. Их применение обнаруживает не только позитивное (защитное), но и негативное отношение к документам, определяющее отказ от основной их массы.
Изменились связи управления.
Большее развитие получили горизонтальные
связи, вертикальные — менее централизованы;
расширились связи с
Все это приводит к
изменению системы
Сохранение документов, отражающих особенности деятельности тех или иных организаций, остается задачей архивистов. Такими особенностями могут быть: уникальность деятельности, новизна продукции, товаров, услуг, конкурентоспособность, участие в международных и региональных программах, трудовые, общественные традиции, стабильность существования, работа в экстремальных условиях, особо важная роль в развитии определенной сферы деятельности в стране или на конкретной территории, преемственность указанны факторов для вновь созданных или преобразованных организаций.
Параграф Основных правил «Организация проведения экспертизы ценности документов» начинается неизменной констатацией того, что экспертиза ценности документов проводится, во-первых, в делопроизводстве — при составлении номенклатур дел, в процессе формирования дел и при подготовке дел к передаче в архив, во-вторых, в процессе подготовки к передаче дел на постоянное хранение. Совсем исключены параграфы о нормативно-методической основе проведения экспертизы ценности.
Главную роль в организации и проведении работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации образующихся в процессе деятельности организации, играет экспертная комиссия (ЭК, ЦЭК).
Параграф «Оформление результатов экспертизы ценности документов» сокращен за счет сведений об организациях, не образующих документы постоянного хранения. Зато о них сказано в Перечне следующим образом. Организации, не являющиеся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, хранят документы постоянного срока по Перечню следующим образом. Государственные, муниципальные организации – 10 лет. Негосударственные организации – не менее 10 лет. Дальнейший срок хранения документов определяет организация в соответствии с действующим законодательством и/или необходимостью практического использования документов.
Определенные документы (нормативно-правового, имущественно-хозяйственного характера, об итогах деятельности и перспективах развития организации) постоянного срока хранения необходимо хранить в организациях всех форм собственности, документы которых не поступают в государственные, муниципальные архивы, до ликвидации данных организаций, что обусловлено действующим законодательством и/или длительным практическим значением указанных документов. При этом дается перечень статей по Перечню. То же относится к документам с отметкой ЭПК.
2.2 Нормативно-методические
пособия по экспертизе
Современная экспертиза ценности документов проводится, как правило, на основе нормативно-методических пособий: номенклатур дел, перечней, классификаторов и т.п. Можно констатировать тот факт, что для установления комплекса документов постоянного хранения, определения конкретных сроков хранения по отдельным группам документов, унификации сроков хранения однородных документов в различных учреждениях, организациях и предприятиях, а также для оперативного «избавления от ненужных бумаг» в настоящее время разработана целостная система нормативно-методических пособий по отбору документов.
Ведущую роль в процессе установления сроков хранения документов играют перечни, являющиеся «ключом» к созданию прообраза Архивного фонда страны.
Перечни документов – это систематизированные списки документов учреждений, организаций и предприятий, содержащие нормативные указания о сроках хранения документов или о составе документов, подлежащих постоянному хранению9.
Первые перечни, так же, как и исторические архивы, были ведомственными. Ведомства приступили к разработке правил хранения и уничтожения «решенных дел» к середине XIX века, когда «помещения канцелярий действующих учреждений до того переполнились деловыми бумагами нового времени, что трудно было размещаться канцелярским чиновникам, а передвигать устаревшие делопроизводства в свободные подвалы, на чердаки, в башни, сараи было невозможно, потому что таких помещений уже недоставало.
Все ведомства делили
свои документы на три разряда: дела,
не подлежащие хранению в архиве, дела
временного и дела постоянного хранения.
Главным недостатком
К 1925 году уже имелся список материалов, подлежащих или не подлежащих хранению. Однако он был слишком длинным и не помещался в одном законодательном акте. Тогда было высказано требование о подготовке специальных справочников (перечней) с указанием категорий дел временного, постоянного хранения и не подлежащих хранению силами каждого ведомства и учреждения
Работа по созданию ведомственных перечней развернулась во второй половине 1930-х годов. В 1930-40-е годы было издано более 80-ти ведомственных перечней. Однако они были немногим лучше своих предшественников XIX века. Разнобой в сроках хранения однородных материалов разных ведомств так и не удалось преодолеть. К 1929 году относится идея создания типового перечня для документов всех ведомств. Основные этапы разработки типовых перечней документов представлены в таблице.10
Типовые перечни послужили основой для разработки ведомственных перечней. К 1991 году в организациях и на предприятиях использовалось около 60-ти ведомственных перечней, которые образовали систему нормативно-методических пособий по экспертизе ценности документов во всех отраслях управления.
Но уже с начала 90-х годов, когда в стране поменялись политические, экономические устои, и в связи с этим возникли организации иных форм собственности, в систему нормативно-методических пособий по отбору документов, естественно, были привнесены и новые моменты. В большей степени они коснулись именно перечней.
Так, очень своевременным
явился перечень для негосударственных
коммерческих организаций – справочное
пособие «Управленческие
это новый тип перечней, где даны группы документов постоянного и временного хранения, но последние не дифференцированы по срокам, а обозначены лишь как «тяготеющие» к постоянному сроку хранения, среди них нет документов, однозначно имеющих тот или иной временный срок хранения.
Такой перечень типовых
видов управленческих документов негосударственных
организаций был дан в
Пособия, подготовленные для отбора документов негосударственных организаций, построены по типовым функциям (по производственно-отраслевой схеме), а именно:
В перечнях для негосударственных
организаций особо
В 2000 г. вышел новый типовой перечень: «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения», который явился логическим продолжением типового перечня документов 1989 года.
Само название нового типового перечня указывает на то, что он включает однотипные документы, образующиеся в организациях независимо от их назначения, уровня и масштаба деятельности, и даже форм собственности, т.е. действие нового типового перечня, распространяется и на документы негосударственных организаций.
Новый типовой перечень необходим в качестве основного нормативного пособия, в первую очередь при подготовке номенклатур дел и формировании дел в делопроизводстве, а также при определении сроков хранения и отборе документов на постоянное (вечное) хранение.
Для сроков хранения в новом типовом перечне отведена лишь одна графа. Но пользуются перечнем все учреждения: источники и не источники комплектования.
Учреждения – источники комплектования (или потенциальные источники комплектования – негосударственные организации) без изменений используют те сроки хранения, которые указаны в сроках хранения документов.
Государственные или муниципальные учреждения, не являющиеся источниками комплектования, вместо срока хранения Постоянно используют срок хранения «10 лет», т.е. сами преобразуют указанный срок хранения.
Более того, в данном случае
негосударственным учреждениям
рекомендовано документы
Есть целые комплексы документов, которые необходимо хранить во всех организациях, не являющихся источником комплектования – государственных, муниципальных, негосударственных – до момента их ликвидации. Это такие документы, как приказы по основной деятельности, бюллетени голосования, уставы и положения, учредительные документы и документы по регистрации, а также другие документы, нормативно-правового, имущественно-хозяйственного характера, перечень которых дан в п. 2.4.2. указаний по применению перечня11.
Особо следует обратить внимание на существенное изменение сроков хранения документов по личному составу в учреждениях всех форм собственности.
Ранее в перечне (1989 г.) срок хранения этих дел определялся 75 л-в или 75 л-в ЭШС (возраст лица на момент его увольнения из организации), хотя в практической деятельности использовали срок 75 лет. В новом типовом перечне срок хранения личных дел и большинства документов по личному составу определен 75 лет ЭПК. При этом следует помнить, что в стране существует запретная дата, которой является 1945 год. Это означает, что документы, образовавшиеся до этого срока нельзя уничтожать без согласования с ЭПК, а для местных дел, отложившихся до 1945 года, практически устанавливается срок хранения «Постоянно».
Необходимо обратить внимание и на отметку ЭПК рядом с определенным сроком хранения, которая означает, что указанная документация в организациях государственного типа, возможно, будет иметь срок хранения «Постоянно», что решается после ее изучения и по согласованию с экспертно-проверочной комиссией государственного или муниципального архива.
Информация о работе История всесоюзного института архивоведения и документоведения