Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:21, доклад
К началу нашего века был завершен определенный этап развития культурологии: сформирована предметная область изучения культуры, поляризовались основные подходы и направления исследования культур (философия и история культуры, науки о культуре), сформулированы и обсуждаются культурологические проблемы и дилеммы, в ряде стран развернуто культурологическое образование.
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории философской мысли от Античности до Нового времени……………….5
2.1 Предыстория культурологии………………………………………….5
2.2 Этапы становления культурологии…………………………………..6
2.3 Философское осмысление культуры…………………………………7
3. Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология….9
3.1 Предмет культурологии……………………………………………….9
3.2 Место культурологии в системе гуманитарного знания……………10
3.3 Теоретическая и прикладная культурология………………………...11
4. Основные методы культурологии…………………………………….12
5. Заключение……………………………………………………………..15
6. Список использованных источников………………………………….16
Объектом анализа социальной культурологии или социологии культуры является функционирование культуры в социуме; традиции, нормы, обычаи, ценностные приоритеты людей, принадлежащих к определенным общественным группам, а также социальные институты культуры.
В последнее время статус
самостоятельной научной
3.3 Теоретическая и прикладная культурология
Как наука культурология делится на фундаментальную и прикладную. Первая анализирует наиболее общие, универсальные проблемы культуры, закономерности ее развития и функционирования. Ее задача - разработка категориального аппарата и методов исследования культурных феноменов. Вторая вырабатывает конкретные рекомендации для регулирования и управления культурными процессами в масштабах, как всего государства, так и специальных (профильных) учреждений, организаций; нормы этикета, регулирующие межличностное общение людей в разных сферах их жизни.
Культурология взаимодействует со многими другими науками. Культура как объект исследования привлекает к себе внимание представителей различных отраслей гуманитаристики - психологов, лингвистов, историков, искусствоведов, этнографов, археологов, антропологов и многих других специалистов. Все они рассматривают определенные области и аспекты культуры. Ее отдельные формы (мораль, религию, искусство, политику, право, экономику, быт, праздник, ритуал и т.д.). Специалист же культуролог обращается к смежным исследованиям, чтобы от конкретного эмпирического материала перейти к теоретическому анализу внутренних закономерностей развития и функционирования культуры, определить ее роль в жизни общества и личности.
Таким образом, специфика
культурологии как научной
Кроме того, в культурологическом знании обязательно присутствуют национальный и региональный компоненты. В связи с этим особая роль отводится изучению отечественной культуры, ее ценностям и традициям, а также региональной культуре, ее формированию, развитию и современному состоянию; культурным памятникам не только столичных центров нашей страны, но и области, города, села, откуда родом или где учатся студенты. В нашем случае это город Курск и его округа - Курский край как особый культурно-исторический регион, представляющий традиции культуры российской провинции, взаимосвязи со столичными центрами Руси-России.
4. Основные методы культурологии
Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.
1. Диахронический метод
заключается в изложении
2. Синхронический метод
состоит в совокупном анализе
двух или нескольких культур
на определенном этапе их
3. Сравнительно-исторический
метод состоит в сравнении
разных культур. Он позволяет
устанавливать повторяемость
4. Структурно-функциональный
метод заключается в
5. Семиотический метод
предполагает рассмотрение
6. Метод моделирования
связан с созданием модели
определенного периода в
7. Биографический метод
заключается в анализе
Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них:
Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историка - культурных процессов.
Принцип целостности заключается
в том, что изучение любого периода,
этапа в развитии культуры должно
включать в себя все многообразие
явлений, событий и фактов культуры.
Совершенно недопустимо произвольное
умолчание или искажение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
культурология фундаментальный прикладной целостность
Из данного реферата выяснилось,
что культурология - это наука, формирующаяся
на стыке социального и
Предметом культурологии
является изучение содержания, динамики
и технологий функционирования культуры,
как социокультурного опыта. Культура
гармонизирует многообразные
Таким образом, культура, как предмет культурологии, выводит человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего свое общественно-социальное представление. Кроме этого, культура способна исполнить роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности всего человечества, позволяет найти ответы на многие вопросы.
Список использованных источников
1. Неретина С.С. Точки на зрении. Санкт-Петербург, 2005. Стр. 230, 231, 258, 271, 273
2. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000. Стр. 6-7, 9.
3. Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1995. Стр. 34.
4. Золкин А. Л. Культурология. - М.: Юнити, 2007.
5. Введение в культурологию: учеб. пособие / под ред. Е.В. Попова. М., 1995. Гл. 1, 2.
6. Введение в культурологию: учеб. пособие / под ред. Н.О. Воскресенской. М., 2003.