Материальные носители и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Понятие документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Актуальность данной проблемы заключается в том, что материальные носители оказывают большое влияние на процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной информации.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)
    • подложка (основа) толщиной около 0,06мм (в случае, если используется полиэтилентерефталат), на которую наносится
    • подслой (толщиной примерно 1 мкм), а также
    • светочувствительный эмульсионный слой – желатина с равномерно распределенными в ней микрокристаллами галогенида серебра (на цветных фотопленках до 0,05мм, на фотобумагах – до 0,012мм) и
    • противоореольный слой.

Цветные фотографические носители имеют более сложное строение, поскольку содержат также сине-, желто-, зелено-, красночувствительные слои. Впервые трехслойные цветные фотоматериалы были разработаны и выпущены в 1935г. американской фирмой «Истмен Кодак». В дальнейшем совершенствование многослойных цветных материалов продолжалось. Важное значение имели разработки 1950-х гг., явившиеся одним из качественных скачков в истории фотографии, предопределив быстрое развитие и широкое распространение цветной фотографии.

В последние годы появились новые научные идеи, создающие основу для значительного роста светочувствительности материалов и доведения ее до светочувствительности человеческого глаза.

Помимо светочувствительности, важнейшими характеристиками фотографических материалов, в частности фотопленок, являются также зернистость, контрастность, цветочувствительность.

До недавних пор в научных и репродуктивных целях использовались также фотопластинки, где рабочий слой наносился на прозрачную стеклянную основу, которая не деформируется при химико-фотографической обработке и обеспечивает точную передачу изображения в позитиве.

Кинопленка является фотографическим материалом на гибкой прозрачной подложке, имеющей с одной или обоих краев отверстия – перфорации. Исторически первые светочувствительные ленточные носители были на бумажной основе. Использовавшаяся на первых порах нитратцеллюлозная лента представляла собой очень горючий материал. Однако уже в 1897г. немецким ученым Вебером была изготовлена пленка с негорючей основой из триацетата целлюлозы, получившая широкое распространение, в том числе в отечественной киноиндустрии. Впоследствии подложка стала изготовляться из полиэтилентерефлата и других эластичных полимерных материалов. В нашей стране первые образцы кинопленки были изготовлены в 1919г., а с 1930г. началось ее промышленное производство.

По сравнении. с фотопленкой кинопленка обычно состоит из большого количества слоев. На подложку наносится подслой, который служит для закрепления светочувствительного слоя (или нескольких слоев) на основе. Кроме того, кинопленка обычно имеет противоореольный, противоскручивающий, а также защитный слой.

Кинопленки бывают черно-белые и цветные. Цветные кинопленки также представляют собой многокомпонентные полимерные системы.

Кинопленки делятся на:

    • негативные;
    • позитивные (для контактного и проекционного печатания);
    • обращаемые (могут использоваться для получения негативов и позитивов);
    • контратипные (для копирования, например, для массового изготовления фильмокопий);
    • гидротипные;
    • фонограммные (для фотографической записи звука).

Черно-белая фотографическая пленка шириной 16 и 35мм выступает в качестве наиболее распространенного носителя для изготовления микрофильмов. Микрофильм представляет собой микроформу на рулонной светочувствительной пленке с последовательным расположением кадров в один или два ряда. Основными типами микрофильмов являются микрофильмы рулонные и в отрезке. Микрофильмы в отрезке – это часть рулонной пленки длинной не менее 230мм, на которой размещается до нескольких десятков кадров.

К числу документов на микроформах относятся также микрокарты, микрофиши и ультрамикрофиши, являющиеся фактически плоскими форматными микрофильмами:

    • микрокарта – документ в виде микроформы на непрозрачном форматном материале, полученный копированием на фотобумагу или микроофсетной печатью;
    • микрофиша – лист прозрачной фотопленки формата 105*148мм с последовательным расположением кадров в несколько рядов;
    • ультрамикрофиша – микрофиша, содержащая копии изображений предметов с уменьшением более чем в 90 раз. К примеру, емкость ультрамикрофиши размером 75*125мм составляет 936 страниц книжного формата.

Несмотря на широкое распространение в последние десятилетия цифрового фото- и видеодокументирования, традиционные фотографические носители продолжают сохранять свою нишу на отечественном и зарубежном рынке материальных носителей информации, обеспечивая высокое качество при сравнительно низкой цене.

 

4. 7. Микрографические носители информации

 

В массиве документов особое место занимают носители информации, содержащие одно или несколько микроизображений, получившие общее название микрографических документов или микроформ.

Микрографический документ выполняется на микроносителе микрокопии или оригинала документа. Этот класс документов составляют микрофильмы микрофиши и микрокарты.

Микрографические документы или микроформы производятся в компактной форме на фото -, кино -, магнитоленте или оптическом диске. Их отличительными особенностями являются малые физические размеры и вес, значительная информационная емкость, компактность хранения информации, необходимость специальной аппаратуры для ее считывания. Прогнозируемый срок службы микроформ — 500 и более лет.

Микрофильм – уменьшенная копия документа, полученная фотографическим способом. Он содержит одно или несколько текстовых и графических микроизображений, объединённых общностью содержания.

Микрофиша – плоская микроформа с расположением микроизображений в форме сетки. Микрофиша представляет собой отрезок фото -, диазо- или везикулярной плёнки стандартного формата, на которой в заданной последовательности располагается микроизображение. Читать микрофишу можно на читальном аппарате при помощи диапроектора. 

Микрокарта — носитель информации на фотопленке, вставляемый в апертурную или кляссерную карту. Это документ изготовленный на непрозрачной основе (на отрезке фотографической или обычной бумаги, а также на металлической основе). Читают микрокарту на читальных аппаратах при помощи эпипроектора (т. е. в отраженном свете).  В микрокарте можно использовать и лицевую, и оборотную стороны, разместив на одной стороне поисковый образ документа, библиографическое описание, аннотацию или реферат документа, а на другой — микроизображение всего документа.

 

4. 8. Носители на базе  флэш-памяти

 

Один из самых современных и перспективных носителей информации – твердотельная флэш-память, представляющая собой микросхему на кремниевом кристалле. Это особый вид энергонезависимой перезаписываемой полупроводниковой памяти. Название связано с огромной скоростью стирания микросхемы флэш-памяти.

Для хранения информации флэш-носители не требуют дополнительной энергии, которая необходима только для записи. Причем по сравнению с жесткими дисками и носителями CD – ROM для записи информации на флэш-носителях требуется в десятки раз меньше энергии, поскольку не нужно приводить в действие механические устройства, как раз и потребляющие большую часть энергии. Сохранение электрического заряда в ячейках флэш-памяти при отсутствии электрического питания обеспечивается с помощью так называемого плавающего затвора транзистора.

Носители на базе флэш-памяти могут хранит записанную информацию очень длительное время (от 20 до100 лет). Будучи упакованы в прочный жесткий пластиковый корпус, микросхемы флэш-памяти способны выдерживать значительные механические нагрузки (  в 5-10 раз превышающие предельно допустимые для обычных жестких дисков). Надежность такого рода носителей обусловлена и тем, что они не содержат механически движущихся частей. В отличие от магнитных, оптических и магнитооптических носителей, здесь не требуется применение дисководов с использованием сложной прецизионной механики. Их отличает также бесшумная работа.

Кроме  того, эти носители очень компактны. Уже первые карты CompactFlash (CF) имели размеры 43*36*3,3 мм. А вскоре появились один из самых маленьких устройств хранения информации – MultiMediaCard величиной всего лишь с почтовую марку и весом менее двух граммов.

Информацию на флэш-носителях можно изменять, т. е. перезаписывать. Помимо носителей с единственным циклом записи, существует флэш-память с количеством допустимых циклов записи/стирания до 10000, а также от 10000 до 1000000 циклов. Все эти типы принципиально не отличаются друг о друга. Отличия имеются лишь в архитектуре.

Несмотря на миниатюрные размеры, флэш-карты обладают большой емкостью памяти, составляющей многие сотни Мбайт. Они универсальны по своему применению, позволяя записывать и хранить любую  цифровую информацию, в  том числе музыкальную, видео- и фотографическую.

Флэш-память исторически происходит от полупроводникового ROM (Read Only Memory) (или ПЗУ – постоянно запоминающее устройство). Технология флэш-памяти появилась около 20 лет назад, а промышленное производство началось с середины 1990-х гг. В 1997г. флэш-карты впервые стали применяться в цифровых фотокамерах. Практически сразу же они вошли в разряд основных носителей информации, широкоиспользуемых в самых разных цифровых мультимидийных устройствах – в портативных компьютерах, в принтерах, цифровых диктофонах, сотовых телефонах, электронных часах, записных книжках, телевизорах, кондиционерах, микроволновых печах, стиральных машинах, МР3 – плеерах, игровых приставках, в цифровых фото- и видеокамерах и т. д.

Флэш-карты являются одним из наиболее перспективных видов материальных носителей информации. Уже разработаны карты нового поколения – Secure Digital, обладающие криптографическими возможностями защиты информации и высокопрочным корпусом, существенно снижающим риск повреждения носителя статическим электричеством.

Выпущены кары емкостью 4 Гбайт. На них можно поместить около 4000 снимков высокого разрешения, или 1000 песен в формате МР3, или же полный DVD – фильм. Тем временем уже разработана флэш-карта емкостью 8 Гбайт.

Налажено производство так называемых неподвижных флэш-дисков (в действительности они имеют отличающуюся от диска форму) емкостью в сотни Мбайт, тоже представляющих собой мобильные устройства для хранения и транспортировки информации. К примеру, флэш-диск Canyon Flash Drive имеет размеры 63*15*8,1 мм, а вес всего лишь 8г. Эти носители легко подключаются к компьютеру.

Таким образом, совершенствование технологии флэш-памяти идет в направлении увеличения емкости, надежности, компактности, многофункциональности носителей, а также снижения их стоимости.

 

 

4. 9. Носители объемного  изображения

 

Объемное изображение информации в настоящее время записывается на голографических носителях. Для голографической съемки используются специальные пластинки или пленки. Они позволяют уплотнить информацию на материальном носителе. Так, на одной голограмме размером 101*126 мм можно разместить более тысячи микроголограмм диаметром всего лишь 102 мм, что соответствует нескольким тысячам страниц текста.

Качество голографического изображения зависит от разрешающей способности фотографического материала и определяется числом интерференционных линий, фиксируемых на 1 мм. Дело в том, что длина световой волны очень мала, следовательно, расстояние между интерференционными максимумами тоже невелико и достигает всего лишь 1 мкм. Отсюда, чем больше число интерференционных линий, тем выше качество изображения. Поэтому для фиксации информации в голографии используются мелкозернистые фотоэмульсии, обладающие высоким разрешением (1000 линий на 1 мм и более).

В настоящее время ведутся поиски беззернистых фотоматериалов, способных записывать непрерывное распределение яркости интерференционной картины, в отличие от дискретного, которое дат зернистые фотографические эмульсии, представляющие собой взвесь светочувствительных зерен.

 

5. Влияние типа носителя информации на долговечность, стоимость и емкость документа

 

Передача информации во времени и пространстве непосредственно связана с характеристиками ее материального носителя. Не случайно проблема долговечности материальных носителей информации во все времена привлекала внимание участников процесса документирования. Уже в древности наблюдается стремление зафиксировать наиболее важную информацию на долговечных материалах, как камень, металл.

В процессе фиксирования информации наблюдалось стремление использовать качественные краски, стойкие чернила. Во многом благодаря этому до нас дошли многие важные текстовые исторические памятники. И, наоборот, использование недолговечных материальных носителей привели к безвозвратной утрате большинства документов далекого прошлого.

Однако, решая проблему долговечности, практически сразу же появилась проблема, заключавшаяся в том, что долговечные носители информации были, как правило, более дорогостоящими. Поэтому постоянно приходилось искать оптимальное соотношение между долговечностью материального носителя информации и его стоимостью. Эта проблема до сих пор остается весьма важной и актуальной.

Наиболее распространенный в настоящее время материальный носитель информации – бумага. Она обладает относительной дешевизной, доступностью. Однако в то же время бумага является очень недолговечным материалом, который может подвергаться различным воздействиям.

До середины 19 века бумага изготавливалась из  тряпичного сырья, содержала длинноволокнистый материал с большим содержанием чистой клетчатки, обеспечивавшей ей высокую механическую прочность и долговечность. В середине 19 столетия, по мнению специалистов, наступил первый кризисный период в истории бумажного документа. Он был связан с переходом к изготовлению бумаги из древесины, с применением химических процессов обработки волокна, с использованием синтетических красителей, с широким распространением машинописи и средств копирования.

Информация о работе Материальные носители и их развитие