Оперативно-производственное планирование в ОАО "Луч"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений разработать оперативно-производственный план предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
?рассмотреть теоретические основы процесса разработки оперативно-производственного плана;
?изучить основные нормы и нормативы в оперативно-производственном планировании;
?рассмотреть основные виды оперативно-производственного планирования;
?изучить спрос на продукцию предприятия и на его основе разработать план производства продукции;
?разработать оперативно-производственный план предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты оперативно-производственного планирования на предприятии
1.1 Место оперативно-производственного планирования в планировании на предприятии
1.2 Сущность и задачи оперативно-производственного планирования на предприятии
1.3 Виды оперативно-производственного планирования
2. Методические основы оперативно-производственного планирования на предприятии
2.1 Методы разработки оперативных планов производства
2.2 Нормы и нормативы в оперативном планировании
2.3 Системы оперативно-календарного планирования
3. Оперативно-производственное планирование в ОАО "Луч"
3.1 Анализ производственной деятельности предприятия
3.2 Изучение спроса и формирование плана производства
3.3 Разработка оперативного плана производства
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 58.97 Кб (Скачать файл)

Планирование по опережениям характеризуется распределением и группировкой деталей и работ по срокам выпуска и организацией их своевременного изготовления и передачи на соответствующие стадии производства в зависимости от расчетных опережений времени.

Планово-учетной единицей является комплект (серия) одноименных изделий, а может быть и отдельная деталь или сборочная единица продукции. Эта система является наиболее универсальной и распространенной в производстве.

Система планирования по заделам основана на создании нормативного неснижающегося задела по каждой детали и сборочной единице, уровень которого определяется нормативным опережением. Расчет нормативных заделов и опережений производится на основе планов-графиков работы участков, длительностей производственных циклов и суточной потребности в деталях данного наименования. После создания заделов в соответствии с нормативами устанавливают всем цехам плановые задания в условных комплектах без дифференцирования по календарным опережениям. Разность между фактическим и нормативным заделами по детали на определенную дату представляет собой число деталей, предназначенных для комплектации. Результат деления этой разности на число деталей, составляющих один условный комплект, определяет число изделий, обеспеченных данной деталью [7, c.109].

Планирование по заделам предполагает поддержание на требуемом расчетном уровне запаса заготовок, полуфабрикатов и комплектующих, предназначенных для дальнейшей обработки и сборки на каждой стадии производства. Для обеспечения ритмичной работы взаимосвязанных производственных участков и поточных линий определяются нормальные размеры производственных заделов, представляющих собой соответствующий запас заготовок. По назначению заделы бывают технологические, транспортные, страховые, межоперационные или межцикловые. Размер задела может быть установлен в деталях или днях. Общий нормальный задел обычно принимается равным сумме всех слагаемых запасов заготовок и деталей.

Планово-учетной единицей системы планирования по заделам является условный комплект, изготовление которого обеспечивает выпуск продукции в заданном объеме на сутки, пятидневку.

В единичном и мелкосерийном производстве используются:

?позаказная система планирования;

?комплектно-сборочная система  планирования.

При позаказной системе планирования для каждого заказа (с учетом срока его выполнения) строится сквозной календарный график технической подготовки производства и выполнения заказа, который согласуется с графиком подготовки и производства других заказов. Планово-учетной единицей для сборочных цехов является заказ, для обрабатывающих и заготовительных цехов - комплект деталей на заказ. При этой системе планирования происходит длительное пролеживание деталей и сборочных единиц.

При комплектно-сборочной системе планирования подача деталей на сборку осуществляется в несколько очередей в виде сборочных комплектов. Для каждой очереди устанавливается состав сборочных комплектов, из которых собирается изделие. Срок подачи сборочных комплектов определяется календарным опережением начала данной очереди сборки по отношению к сроку выпуска изделий. Планово-учетной единицей является комплект деталей на сборочную единицу [8, c.7].

Для унифицированных и нормализованных деталей, которые регулярно потребляются на сборке, используют систему планирования "на склад". Целью является поддержание запасов деталей на складе, гарантирующем бесперебойное снабжение сборочного цеха посредством своевременного запуска партий деталей в производство. Среднедневная потребность сборочного цеха в этих деталях устанавливается исходя из годовой потребности в данной детали. Планирование на склад, или на рынок, осуществляется при выпуске продукции и ее поставке на продажу в значительных объемах при невысокой трудоемкости и небольшом числе технологических операций. При этой системе планово-производственный отдел определяет необходимое количество готовых деталей, которые должны постоянно находиться на промежуточной или конечной стадиях производства и продажи продукции.

Одновременно с установлением планово-учетной единицы осуществляется и выбор планово-учетного периода.

Под планово-учетным периодом понимается кратный месяцу отрезок времени, по истечении которого цех или участок должны отчитаться о выполнении планов по запланированной ему на этот период номенклатуре продукции. Продолжительность принятого планово-учетного периода определяет степень дифференциации сроков запуска и выпуска продукции в цехе или на участке и обуславливает масштаб укрупнения объемных расчетов загрузки групп рабочих мест при построении оперативно-календарных планов.

Плановым периодом называется промежуток времени, в течение которого экономически целесообразно и технически возможно строить оперативно-календарные планы работы цехов и участков. Назначение планового периода состоит в то, что создать благоприятные условия для действительно управления технико-экономическими показателями работы цеха, участка, выполнения своевременной оперативной подготовки производства, и, наконец, для регламентирования частоты построения календарных планов работы цехов и участков [4, c.68].

При выборе планово-учетного периода необходимо, чтобы его продолжительность была равно или кратна продолжительности месяца, а приведенные затраты, связанные с построением и регулированием календарных планов работы цехов и участков были минимальными.

При определении планового периода целесообразно, чтобы его продолжительность была одинаковой для всех подразделений и служб объединения и равной или кратной продолжительности года, а также обеспечивала реализацию минимальных приведенных затрат на разработку календарных планов работы цехов и участков по этим планам.

3. Оперативно-производственное  планирование в ОАО "Луч"

 

3.1 Анализ  производственной деятельности  предприятия

 

Курское ОАО "ЛУЧ" создано в структуре Государственного комитета авиатехники СМ СССР как предприятие А-156 в 1959 году на основании Постановления № 495-248 от 18 февраля 1953г. Совета Министров СССР. ОАО "ЛУЧ" является правопреемником Курского производственного объединения "ЛУЧ" им.60-летия СССР.

Акционерное общество действует на основании Устава. Устав Курского ОАО "ЛУЧ" зарегистрирован 26 июня 2002 года, регистрационный № 304.

Предприятие специализируется на выпуске ЛУЧов для военной и гражданской авиации, электромеханических устройств, ЛУЧов промышленной автоматики, а также товаров народного потребления.

Среднесписочная численность работников предприятия, по состоянию на 01.10.2010 года составляет - 2560 человек

В настоящее время Курское ОАО "ЛУЧ" - предприятие со смешанной формой собственности.

В 2010 году структура товарной продукции предприятия сложилась следующим образом: 79,7% приходилось на производство основной продукции (ЛУЧы для военной и гражданской авиации), 10,3% - товары гражданского назначения, 10% - товары народного потребления.

Для ОАО "ЛУЧ" характерно выделение элементов производственной структуры нескольких уровней: на уровне предприятия - цехи; внутри цеха - участки; на отдельных участках - рабочие места. Основным элементом производственной структуры ОАО "ЛУЧ" является цех, таким образом, производственная структура предприятия является цеховой.

Производственная структура предприятия ОАО "ЛУЧ" является производственной структурой с полным технологическим циклом и представлена основными и вспомогательными цехами, а так же обслуживающим хозяйством.

К основным цехам относятся:

.Подготовительные цехи, включающие участки литейного  производства, штамповочный,пластмассовое  производство и термической обработки.

2.Обрабатывающие цехи  включают участки: механической  обработки; гальваническое и лакокрасочное  производство

.Сборочные цехи с участками:

-испытательными;

-поверхностного монтажа  плат, сборка узлов и блоков;

-сборки печатных плат  до 4 класса точности с установкой  компонентов в корпусах TSSOP; PLCC; QITP; BGA;

-применение пайки двойной  волной припоя.

-производство микроэлектроники.

-автоматизированный контроль.

-контроль внутриблочного  монтажа;

-сигнатурный контроль  плат, ЭРИ и т.д.

Также проводятся испытания при различных условиях и под воздействием агрессивных сред, в частности имеется возможность проведения испытаний:

-под воздействием температуры  от - 600С до +2000С;

-вибрации;

-пониженного давления  до 15 мм. рт. ст.;

-повышенной влажности  до 100%;

-ударных нагрузок 80 кг  до 15g;

-проведение транспортных  испытаний;

-проведение испытаний  с комплексным воздействием температуры, пониженного давления и вибрации.

К вспомогательным цехам относится инструментальный цех, в котором производится изготовление высокоточной сложнопрофильной оснастки, режущего инструмента на современном комплексе электроэрозионного и фрезерного оборудования с ЧПУ с применением автоматизированной подготовки управляющих программ в режиме сквозного САПРа.

В обслуживающее хозяйство входят: складское хозяйство, энергетическое хозяйство, транспортное хозяйство, санитарно-техническое хозяйство и центральная лаборатория.

В таблице 1 показаны значения реализации продукции в 2009 - 2010 годах.

 

Таблица 1 - Объем реализации продукции ОАО "ЛУЧ" в 2009-2010 гг.

Виды продукцииОбъем реализации продукции (с НДС) Объем производстваИзменение20092010Абсолютное изменение. в % к предыдущему годуОсновная продукция328 634360 42831 794109,7Гражданская продукция98 145106 2218 076108,2Комплекты ТНП28 72029 098378101,3ВСЕГО ОАО "ЛУЧ"463 575503 82340 248108,7

Исходя из данных объема реализации можно сделать вывод о том что предприятие наращивает объемы производства по всем направлениям деятельности. Наибольший прирост объема производства наблюдается по основной продукции предприятия, которой является ЛУЧы для военной и гражданской авиации.

Кооперирование в изготовлении и поставках комплектующих, инструмента, запасных частей, производство которых не соответствует профилю предприятия или экономически нецелесообразно из-за ограниченного масштаба производства, исключает необходимость иметь в составе предприятия соответствующие цехи, склады и другие подразделения. Чем выше уровень специализации предприятия и кооперирования его производства, тем ограниченнее номенклатура выпускаемой продукции, однороднее технология производства и проще производственная структура завода.

В последние годы предприятие строит свою работу со все большей ориентацией на условия рынка и конкуренции. Процесс переориентации предприятия осложняется масштабами производства, широтой ассортимента, и тем, что на предприятии параллельно развивается несколько перспективных направлений. По этим же причинам маркетинг предприятия основан на нескольких стратегиях, разработанных для разных групп товаров.

Курское ОАО "ЛУЧ" производит и успешно реализует широкий ассортимент товаров народного потребления (ТНП).

В настоящее время производством и реализацией товаров народного потребления занимается ООО "ЗЭБИ "Спектр-ЛУЧ".

ООО "ЗЭБИ "Спектр-ЛУЧ" - это единый производственный комплекс, обеспечивающий весь цикл работ, начиная от конструкторской разработки изделий до отгрузки готовой продукции потребителю.

За время работы предприятия создана разветвленная товаросбытовая сеть, охватывающая 62 региона России, насчитывающая более чем 200 предприятий оптовой и розничной торговли.

Для ОАО "ЛУЧ" наибольший интерес представляет рынок бытовой техники, который в России занимает первое место на рынке товаров народного потребления.

 

3.2 Изучение  спроса и формирование плана  производства

 

Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Важнейшим из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход.

Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для предприятия или фирмы спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени - дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п.

План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством. Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

План производства формируется на основе прогноза спроса на продукцию. По имеющимся данным за предыдущие три года необходимо спрогнозировать спрос на продукцию в течение первых четырех месяцев 2011 года. Значения спроса представлены в таблице.

Таблица 1 - Спрос на электроутюг УТоПк 1000-1.6.220 "Василек" в 2008-2010 гг.

МесяцГод200820092010Январь960964973Февраль102010251033Март104010451056Апрель103010371041Май105010551063Июнь930934942Июль895905911Август780786790Сентябрь750761770Октябрь740746752Ноябрь690697704Декабрь830834840

Информация о работе Оперативно-производственное планирование в ОАО "Луч"