Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 08:57, реферат
Краткое описание
Определение делопроизводства по ГОСТу 16487-83 (название ГОСТа). Взаимосвязь вопросов усовершенствования делопроизводства с вопросами развития и усовершенствования управления. Определение делопроизводства по ГОСТу 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»: Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий, применяемые в области делопроизводства и архивного дела.
Определение делопроизводства
по ГОСТу 16487-83 (название ГОСТа).
Взаимосвязь вопросов
усовершенствования делопроизводства
с вопросами развития и усовершенствования
управления.
Определение делопроизводства
по ГОСТу 16487-83 «Делопроизводство и архивное
дело. Термины и определения»:
Настоящий стандарт устанавливает
основные термины и определения понятий,
применяемые в области делопроизводства
и архивного дела.
Термины, установленные стандартом,
обязательны для применения в документации
всех видов, учебной и справочной литературе.
Делопроизводство – деятельность, охватывающая
документирование и организацию работы
с документами.
Документ
– материальный объект с информацией,
закрепленной созданным человеком способом
для ее передачи во времени и пространстве.
С давних времен дошли до нас
различные виды документов, с помощью
которых мы имеем возможность узнать историю
своей страны, ее героическое прошлое,
особенности быта своего народа, правовые
формы и этические нормы взаимоотношений
между людьми.
Необходимость создания документов
возникла одновременно с появлением письменности.
Более того, считают, что именно потребность
в создании различных документов (соглашений,
договоров и т.п.) и повлекла за собой появление
письменности как способа изложения информации
не только личного, но и государственного
значения. Уже в Vв. до нашей эры древнеримский
плебс требовал введения четких «писанных»
законов. Создание зафиксированных на
бумаге законов и правил было также главным
требованием средневековых восстаний.
Когда же появились законы от делопроизводителя
требовалось абсолютная точность формулировок
и безукоризненное знание формы изложения,
иначе документ терял силу.
С развитием письменности документы
стали способом общения и передачи информации.
До конца ХVв. государственных
учреждений еще не существовало, их функции
выполняли отдельные должностные лица
или органы, осуществляющие свою деятельность
или с очень ограниченным штатом чиновников,
или вообще без штата. Единая система делопроизводства
не была востребована самой системой управления.
Однако, письменные документы,
дошедшие до нашего времени, доказывают
что, уже в Хв. была культура написания
документов. Это договоры с Византией
911и 945гг.
Документы хранились в центральных
храмах, в крупных городах существовали
хранилища документов, а местом создания
документов стали храмы, посвященные покровителям
цеховых ремесел-рыбаков, торговцев различным
товаром. В этих храмах велись судебные
дела и книги записи торговых операций,
а хранение документов в храмах придавало
юридическую силу. Большой юридической
силой обладали церкви.
С увеличением числа создаваемых
документов, накопились и традиции в сфере
документирования, что привело к созданию
штата профессиональных специалистов
в области создания и обработки документов.
Этот штат состоял из псаломщиков и дьяков.
Также стали формироваться устойчивые
образцы обращений и завершений в документах,
формуляры, т.е. типовые устойчивые формы
отдельных документов, из которых составлялись
своеобразные пособия по делопроизводству
– «формулярники». Документы скрепляли
буллами - свинцовые печати.
Со временем менялась и графика
письменности, первоначально документы
составлялись уставной манерой письма,
выписыванием букв с прямыми очертаниями.
Позже использовался полуустав, который
позволил ускорить процесс письма за счет
выносных букв и сокращений отдельных
слов. Документ составлялся сплошным текстом,
без разделения на отдельные слова, а знаком
препинания стала использоваться точка
в конце предложения.
Сформировавшиеся практикой
традиции постепенно становились нормами
обычая, закладывая основу будущей системы
делопроизводства.
Система государственного делопроизводства
начала формироваться с середины ХVв. Управление
государством сложилось из удельного
княжества, хотя это нельзя было назвать
государством, это было хозяйство князя.
Некоторые поручения выполняли бояре,
приближенные к князю. Вся деятельность
по вопросам государственного управления
объединялась высшим правительственным
учреждением - Боярской Думой. Удалось
создать сильную централизованную систему
управления. Боярская Дума и приказы выполняли
все важнейшие функции административного
управления, поэтому этот период называют
приказным.
Однако в этот период не было
отлаженной системы управления. Для ведения,
дела передавались определенным лицам,
или в управлении участвовало несколько
ведомств, что приводило к неразберихе.
Организацией и ведением делопроизводства
занимались дьяки и подьячие, распорядительная
деятельность всецело принадлежала приказным
судьям.
В приказной избе хранилась
государственная городская печать, денежные
суммы и велось делопроизводство. Приказная
изба делилась на столы, она представляла
собой и канцелярию, и архив. Документы
размещались на столах или на скамьях,
особо ценные помещали в сундуках-ларях,
там же и велась текущая работа и прием
посетителей.
В делопроизводстве приказов
использовалась очень интересная форма
документа – столбец (столп, столпик),
т.е. свиток из подклеенных друг к другу
узких листов бумаги, вместе с этим зарождалась
и начала применяться тетрадная форма.
По мере необходимости тетради собирались
вместе, переплетались и составлялись
книги. В книгах велись списки, финансовые,
учетные, регистрационные записи и др.
Важным признаком официального
документа являлся его формуляр. Это определялось
наличием устойчивых информационных элементов
документа (реквизитов, языковых формул),
расположенных в определенной последовательности,
специфической для каждого вида документа.
В документах этого периода,
большинство реквизитов еще не выделялось
из текста, т.е. обращение, адресат, дата
документа, обозначение автора и др., содержание
документа составлял сплошной текст. В
заключительной части документа обозначалась
дата ее составления и место, где она была
написана.
В приказной период постепенно
создается система делопроизводства центральных
и местных учреждений, складывается штат,
создаются устойчивые формы документов
и приемы их составления. Однако государство
не принимало во внимание общие административные
правила, поэтому не могло ввести систематического
порядка в организацию учреждений и их
делопроизводство.
Отсутствие в прежних учреждениях
установленного законом порядка, общих
письменных форм документов, постоянных
сроков, для производства дел, правительство
вынуждено было искать новые формы государственного
устройства. Появляются новые учреждения
бюрократического типа и регламенты для
них, точно определяющие состав, организацию,
компетенцию и делопроизводство.
Сенат стал первым законосовещательным
органом и органом надзора за правительственными
учреждениями. В то время всего было создано
12 коллегий. Каждая коллегия руководилась
своим регламентом. После чего законодательной
основой реформы стал « Генеральный регламент»,
который ввел систему делопроизводства,
которая получило название « коллежское»
делопроизводство.
С созданием Генерального регламента
делопроизводство узаконивается. Делопроизводственная
деятельность закрепляется за самостоятельным
подразделением-канцелярией. Были разработаны
вопросы о правильном ведении регистрации
документов, что обеспечивало сохранность
документов, оперативное ведение справочной
работы, контроль за движением документов
и их исполнением. Также были подробно
проработаны вопросы документирования
и движения дел ( документооборота).
В коллежском делопроизводстве
возникало большое число новых документов,
появились и новые названия документов,
такие как векселя, облигации, реляции,
мемории, рапорты, журналы, протоколы,
корреспонденция, инструкции и другие.
В это время происходят большие
изменения в форме документов. Самостоятельными
элементами формуляра становятся дата
документа и наименование документа. Появляются
ряд реквизитов, отражающих различные
стадии процесса документирования или
стадии обработки документов: подписи,
отметки о согласовании, регистрационные
индексы, отметка о контроле, отметка о
направлении в дело и другие.
С увеличением документооборота
значительно поднялся объем письменной
работы у канцелярских чиновников, что
привело к медлительности делопроизводства
и волоките.
Большое значение для организации
делопроизводства имеет установленная
«Учреждением для управления губерний»
«иерархия властей и мест», определившая
порядок отношений между собой высших
центральных и местных учреждений. Этот
иерархический порядок взаимоотношений
учреждений присутствует в некоторой
степени и в современном делопроизводстве.
Начало ХIХ века встретило новые
реформы государственного управления
и делопроизводства, которая затронула
главным образом верхний уровень управления
– высшие и центральные учреждения и завершило
формирование системы центральных и местных
учреждений.
Новая система управления –
министерская, была основана на создании
министерств с управляющими министрами,
что было необходимо для более низкой
и оперативной системы управления.
В 1802 году были созданы первые
министерства. Комитет министров стало
высшим административным учреждением.
Позже, в 1910 году, был создан
Государственный Совет – высшее законосовещательное
учреждение. Вместе с этим была проведена
реформа Сената, который становится высшей
судебной инстанцией, выполняющая функцию
надзора за правительственным аппаратом.
«Общие учреждением министерств» принималось
единообразие в систему делопроизводства
министерств, а именно: создание документов,
архивное хранение, формы документов,
по которым совершается делопроизводство,
движением документов и дел.
Существенные изменения в системе
управления потерпели и формы документов.
Появляются бланки учреждений с угловым
расположением реквизитов. В состав реквизитов
бланка включались наименование учреждения,
наименование структурных подразделений,
отражающие место подразделений – автора
в структуре учреждения (департамент,
отделение, стол). Также включаются в состав
реквизитов бланка дата документа, регистрационный
индекс документа, заголовок к тексту
документа. Появляется ссылка на поступивший
документ.
Несмотря на глобальные изменения
в системе управления, жизнь требовала
более гибких форм делопроизводства и
его ускорения. Система министерского
делопроизводства оставалась громоздкой
и неповоротливой, несмотря на использование
пишущих машинок. Появление телеграфа
и телефона воплотила в жизнь новый вид
переписки как телеграммы и телефонограммы.
Это был поистине революционный переворот
в документировании деятельности учреждений.
Октябрьская революция 1917 года
привела к слому старого государственного
аппарата, что кардинально изменило строй:
высшим органом государственной власти
стал Всероссийский Съезд Советов. Для
управления страной образовано первое
советское правительство – Совет Народных
Комиссаров (Совнарком). Отраслями государственного
управления постановлением Съезда были
созданы первые 13 народных комиссариатов
(наркоматов).
Отстранение от власти бывших
помещиков, дворян, представителей купечества
было закреплено декретом ВЦИК и СНК РСФСР.
Для работы в советских учреждениях были
привлечены солдаты, рабочие, не имеющие
специального образования, что привело
к понижению уровня документационного
обеспечения управления. В 1917 году СНК
издает декрет « О порядке утверждения
и опубликовании законов». В 1918 году было
принято постановление СНК для оформления
административных документов, «О форме
бланков государственных учреждений».
В этом постановлении перечислялись обязательные
реквизиты бланка документов, что привело
к упрощению и рационализации делопроизводства.
В 1926 году был создан Государственный
институт техники управления (ИТУ) в котором
велись перспективные разработки проблем
делопроизводства. Проект «Общих правил
документации и документооборота» был
подготовлен ИТУ и издан 1931 году. Предполагалось
ввести «Общие правила» в качестве типовых
единых для всех учреждений. В этих правилах
определялись функции работников, их обязанности
и содержание работ.
Несмотря на разнообразия видов
и форм документов, которые вращались
в советских учреждениях оставались неупорядоченными
по форме и содержанию потоки документации.
Поэтому остро встала проблема их унификации
и стандартизации. Кабинетом стандартизации
были разработаны стандарты служебных
писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов,
извещений и др. Также стандартизировались
материалы (бумага, чернила, ленты для
пишущих машин и т.п.), средства и предметы
конторского труда.
В 1921 году была создана Государственная
общеплановая комиссия (Госплан), которая
занималась разработкой общехозяйственного
плана с учетом текущего развития отраслей
и отдельных предприятий. Документы постепенно
становились более упорядоченными по
структуре, содержанию показателей и по
форме.
Конституция 1936 года существенно
изменила политическую систему, иерархию
и полномочия высших органов власти. Верховный
Совет СССР стал высшим и единственным
законодательным органом. Установилась
система полномочий в издании видов документов
для каждой иерархической структуры. Новые
введения упростили и упорядочили процессы
документирования в высших органах власти.
В 1941 году на первом межотраслевом
совещании по оргтехнике была выдвинута
программа по вопросу документационного
обеспечения управления, но этой программе
ВОВ.
Экономический упадок и проблемы
восстановления народного хозяйства отодвинули
на второй план проблему документационного
обеспечения управления.
В 1960 году состоялось Всесоюзное
совещание по вопросам механизации труда
инженерно-технических работников и работников
административно-управленческого аппарата.
Поднятые вопросы во многом совпадали
вопросами межотраслевого совещания 1941
года.