Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:54, курсовая работа
Конституционный Суд РФ – один из судебных органов, входящих в судебную систему России. Закон характеризует Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Организация деятельности Конституционного Суда, порядка назначения судей и их статус регулируется действующим законодательством:
1. Статья 125 Конституции РФ. [1]
2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»
Введение 3
1 Конституционный Суд Российской Федерации 5
1.1 Конституционные положения защиты прав человека 5
1.2 История Конституционного Суда РФ 7
1.3 Компетенция Конституционного Суда РФ 10
2 Порядок обращения и основания жалоб граждан РФ
в Конституционный Суд РФ 14
2.1 Общие требования к составлению обращения 14
2.2 Предмет и основания конституционной жалобы 18
3 Работа Конституционного Суда РФ с обращениями граждан 25
3.1 Поступление, принятие и рассмотрение жалобы гражданина 25
3.2 Проблемы деятельности Конституционного Суда РФ 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения
Содержание
Введение 3
1 Конституционный Суд Российской Федерации 5
1.1 Конституционные положения защиты прав человека 5
1.2 История Конституционного Суда РФ 7
1.3 Компетенция Конституционного Суда РФ 10
2 Порядок обращения и основания жалоб граждан РФ
в Конституционный Суд РФ 14
2.1 Общие требования к составлению обращения 14
2.2 Предмет и основания конституционной жалобы 18
3 Работа Конституционного Суда РФ с обращениями граждан 25
3.1 Поступление, принятие и рассмотрение жалобы гражданина 25
3.2 Проблемы деятельности Конституционного Суда РФ 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 36
Введение
Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Механизм защиты прав и свобод граждан в Конституционном Суде Российской Федерации (КС РФ) обусловлен спецификой конституционного судопроизводства. Основной задачей КС РФ является не осуществление правосудия при рассмотрении конкретных споров, а проверка соответствия Конституции РФ правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти РФ. Указанная деятельность осуществляется КС РФ не по собственной инициативе, а лишь на основании обращения в КС РФ, исходящего от строго определенных лиц. [4]
Гарантированная возможность защищать свои права в Конституционном Суде является одной из базисных составляющих современного правового статуса личности в России. Граждане активно реализуют это право, но, как показывает практика и статистика, большинство из подаваемых гражданами жалоб не принимаются. Поэтому актуальным является рассмотрение причин такого положения дел.
Как показывает анализ практики КС РФ, многие граждане, обращаясь в суд с жалобой о нарушении своих конституционных прав и свобод, фактически апеллируют к суду как к высшей инстанции, которая должна рассмотреть конкретное дело (конкретный спор), в котором участником был или является гражданин. Между тем, такое правомочие не отнесено к компетенции суда и на этом основании происходит большое количество отказов в принятии жалобы к рассмотрению – его компетенция жестко регламентирована. [14]
В связи со сказанным возникает логичный вопрос о порядке рассмотрения обращений граждан в КС РФ, а так же об основаниях и критериях допустимости жалоб.
Таким образом, цель курсовой работы – ознакомиться с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации, с порядком и основаниями обращений граждан РФ в КС РФ.
Достижению поставленной цели будет способствовать выполнение следующих задач:
рассмотреть значение Конституционного Суда РФ как части судебной системы страны;
изучить историю и компетенции Конституционного Суда РФ;
определить порядок обращения и основания жалоб граждан РФ в Конституционный Суд РФ;
рассмотреть особенности конституционного судопроизводства по жалобе гражданина;
проанализировать проблемы деятельности Конституционного Суда РФ и наметить возможные пути решения данной проблемы.
1 Конституционный Суд Российской Федерации
1.1 Конституционные положения защиты прав человека
Конституционный Суд РФ – один из судебных органов, входящих в судебную систему России. Закон характеризует Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Организация деятельности Конституционного Суда, порядка назначения судей и их статус регулируется действующим законодательством:
1. Статья 125 Конституции РФ. [1]
2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96г. [2]
3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94г. [3]
Отличие деятельности Конституционного Суда от работы других судебных органов, например, районных судов, заключается в том, что Конституционный Суд проверяет конституционность тех или иных законов. Районный суд может принять решение о том, что квартиру надо поделить между супругами. Конституционный Суд такими вопросами не занимается. Он может проверить конституционность того закона, на основании которого районный суд провел раздел квартиры между супругами.
Конституция РФ в статье 46 устанавливает право каждого гражданина на судебную защиту, которое включает в себя как право обратиться в районный суд, так и возможность обжаловать судебные акты суда первой инстанции в вышестоящий суд с целью проверки их законности и обоснованности.
Таким образом, в данной ситуации появляется противоречие между нормами Кодекса об административных правонарушениях и положениями Конституции РФ. Получается, что один закон разрешает обжаловать акты районных судов, а другой закон – запрещает. Но следует помнить, что Конституция России обладает высшей юридической силой, то есть любой закон, указ президента, постановление правительства, иные акты других органов власти не могут противоречить статьям Конституции. А в случае с гражданкой А. появилось именно такой противоречие, когда норма Кодекса (КоАП) противоречила статье 46 Конституции.
Последовало обращение в Конституционный Суд, который признал часть 2 статьи 266 Кодекса об административных правонарушениях не соответствующей Конституции РФ.
Признание части 2 статьи 266 Кодекса об административных правонарушениях не соответствующей Конституции РФ означает, что в настоящее время указанная статья Кодекса не применяется, не действует с момента принятия постановления Конституционного Суда РФ. И теперь каждый гражданин, привлеченный к административной ответственности на основании постановления районного суда, имеет право обжаловать акт районного суда в суд кассационной инстанции. [13]
Учитывая обстоятельства вышеописанного дела, можно подвести следующие итоги:
если гражданин в суде, в прокуратуре или ином образом столкнулся с ситуацией, когда какой-то закон противоречит Конституции РФ, ему следует обратиться в Конституционный Суд;
рассмотрение жалобы Конституционным Судом может повлечь признание отдельных пунктов или статей законов не действительными, не соответствующими Конституции РФ, а значит и не подлежащими применению в дальнейшем;
если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим. Конституции РФ, данное дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным судебным органов в установленном законом порядке, а именно: судебные решения, не вступившие в законную силу, обжалуются в кассационную инстанцию, а вступившие в законную силу – подлежат пересмотру по процедуре возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
1.2 История Конституционного Суда РФ
Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Комитет конституционного должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора, главного государственного арбитра и еще ряд других нормативных актов. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.
15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон был утвержден пятым Съездом 12 июля 1991 года.
29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда. 30 октября состоялось первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года – первое заседание, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия.
2 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда. 24 июня 1994 года Государственная Дума приняла закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и почти через три недели за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. Еще через несколько дней закон был подписан Президентом РФ, опубликован, и в феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.
Его председателем тогда был избран Владимир Александрович Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Викторович Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Дмитриевич Зорькин.
5 февраля 2007 года Президент РФ подписал ФКЗ, принятый ранее Госдумой и одобренный Советом Федерации, об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург. Суд с 1 февраля по 20 мая 2008 года перебирался в здание Сената и Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Политическое же решение о переезде Суда было принято еще раньше – с таким предложением в октябре 2005 года выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Несколько позже Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин также не исключил возможности переезда, а 24 декабря 2005 года эту идею поддержал занимавший тогда пост президента РФ Владимир Путин. 22 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении закон «о переезде». В дальнейшем закон прошел все три чтения в Госдуме, но был отклонен СФ РФ, поскольку принятый вариант запрещал суду проводить выездные заседания. В 2007 году закон был отредактирован, принят и подписан. [14]
Суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. [15]
За последние годы Конституционным Судом приняты тысячи обращений. Так, в первые девять месяцев 2009 года поступило 15749 обращений (за весь 2008 год их было 16592, из них: обращений граждан и их объединений – 16561; обращений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также государственных органов РФ и субъектов РФ – 31).
Наибольшее количество обращений в первом полугодии 2009 года (всего 16592) касалось вопросов защиты конституционных прав и свобод граждан - 2823 (в том числе охраны трудовых прав - 275, охраны жилищных прав - 593, социальной защиты - 1565); гражданского права - 2470; уголовного права - 3375, хозяйственного, финансового и налогового права - 300.
Информация о работе Порядок обращения в Конституционный суд РФ