Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:15, реферат
С древнейших времён дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаём историю своей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далёкие времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.
Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве включала следующие основные этапы:
Рассмотрение дела в приказе начиналось по инициативе царя или по жалобе, известу, челобитной или отписке. Указание царя передавалось им лично кому-либо из чинов приказа или передавалось в приказ через кого-либо из тех, кто находился в это время при царе. По указу царя либо сразу готовилось решение ("отпуск"), если приказ располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение – рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов.
Если во исполнение царского указа нужно было написать грамоту, дьяк писал ее сам или давал поручение кому-нибудь из старших подьячих. Если для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей короткими "памятями" или записками подьячих одного приказа подьячим другого приказа.
При поступлении документа на нем проставлялась дата и дьяк делал пометку "Выписать", что означало "Навести справки". Фактически это означало начало рассмотрения дела. Подготовкой дел к рассмотрению ("докладу") занимались столы, или повытья, где дьяк или по его поручению старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответственного документа (решения по делу). Роль докладчика по делу принадлежала дьяку, а решение вопроса -–думным дьякам. Решение по делу принималось после его обсуждения. Думные дьяки могли согласиться с подготовленным решением, но могли и внести свои коррективы. В результате после вынесения решения дьяк "чернил" подготовленный документ, т. е. Исправлял его, младший подьячий подьячий "справлял", т. е. Сверял беловик с черновиком, удостоверял ("справлял") его своей подписью – "справой", которая выражала ответственность подьячего за точное соответствие беловика черновику, но еще не придавала юридической силы документу. Для этого требовалось "припись" дьяка, которая свидетельствовала об ответственности за содержание документа.
Руководители приказов – судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в принятии решений, - не ставили своих подписей на документах. Это входило в обязанность дьяка, отвечавшего за ведение делопроизводства приказа: "а на всех делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам… руки не прикладывают, для того и устроены они думные дьяки". Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами. Подпись, или "припись", дьяка была весьма своеобразна: если документ состоял из нескольких листов, дьяк "приписывал" документ на каждой склейке, чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550 г. Это предохраняло документ от фальсификации и подлога.
В московских приказах впервые намечается обособление оконченных дел от "текущих". Наряду с хранением документов в кулях, мешках, сундуках в некоторых приказах (например, Поместном приказе) появляются шкафы для хранения документов, а затем и меры по охране документов0 например снабжение сундуков замками.
Изучение
Уложения 1646 г. и целого ряда указов,
принятых позже, позволяет говорить
о введении норм письменного оформления
различных договоров, установлении
внешнего единообразия деятельности приказов.
В Уложении перечислены неприсутственные
дни – Рождество (с24 декабря до 8 января)
и вся неделя Пасхи и др.; общее количество
неприсутственных дней было достаточно
велико. Сношения приказов с городами
до учреждения почты в 1666 г. осуществлялись
с помощью нарочных; ответы отсылались
не с нарочным гонцом, а при случае.
Заключение
В
целом, в приказной период постепенно
создается система
Характерной
особенностью документов этого периода
было безмерное возвеличивание власть
имущих путём перечисления всевозможных
титулов, званий и полномочий. В наследство
от приказного делопроизводства получили
мы и слово «волокита». Подклеенные в столбцы
длиной в среднем 50-80 м. документы наматывали
на палочки в свитки. Ленты при чтении
волочились, отсюда родилось и понятие,
обозначающее сегодня несвоевременное
и не по существу решение того или иного
вопроса. В аппарате приказного делопроизводства
процветали взяточничество, чинопочитание,
формализм. Не были развиты такие делопроизводственные
операции, как регистрация документов,
хранение, контроль за исполнением. И всё
же именно на этом историческом этапе
складывается первая система работы с
документами, закладываются основные
приёмы и методы создания, оформления
и обработки документов.
ЛИТЕРАТУРА: