Развитие архивного дела в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

История архивного дела России насчитывает уже не одно столетие. И за такой длительный период развития архивному делу пришлось пережить как взлеты, так и падения. Несомненно, очень тяжелыми, сводящими почти на нет всё достигнутое ранее, были периоды массового уничтожения документов «за ненадобностью», в результате чего бесследно исчезали многие ценные исторические памятники. Ученые-историки и архивисты, обеспокоенные тем, что погибают документы большого научного значения, «били тревогу», убеждали общественность в том, что без прошлого нет будущего. И, по прошествии какого-то времени, государство начинало кампанию по спасению еще уцелевших уникальных документов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Положение архивов в начале ХХ в………………………………………4
1.1 Архивы правительственных учреждений и исторические архивы ….4
1.2 Изменения в области архивного дела…………………………...............5
1.3 Архивы в годы Первой мировой войны……………………………..…7
Глава 2. Архивное строительство в первые годы советской власти……………..8
2.1 Первые мероприятия советского правительства по охране и использованию архивов ……………………………………………………………………....8
2.2 Декрет от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР»…………………………………………………………………..10
Глава 3. Развитие архивного дела в СССР………………………………………..12
3.1 Особенности развития советских архивов в период сталинской модернизации страны…………………………………………………………………12
3.2 Архивы СССР в годы Великой Отечественной войны………………..15
3.3 Развитие архивного дела в СССР в послевоенный период (1945-1985гг.)…………………………………………………………………………….16
3.4 Архивы и перестройка в СССР (1985-1991 гг.) …………..……….…..19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Архивы в начале XX в.docx

— 45.11 Кб (Скачать файл)

Постепенно  работа архивов стала налаживаться и, убедившись в безрезультатности саботажа, Совет СРАД изменил тактику и призвал членов союза вернуться в архивы. При этом он попытался взять руководство архивами в свои руки. Он хотел добиться переговоров с советским правительством, выбрав для них программу-минимум и программу-максимум. Первая предусматривала согласие Союза на участие в его работе комиссаров правительства с правом решающего голоса, но отклоняла назначение комиссаров в архивы. По второй руководство архивным делом передавалось в центре Совету СРАД, а на местах ГУАКам. При этом правительство должно было выделять средства на организацию архивного дел, содержащие СРАД и архивных комиссий. Но заставить правительство пойти на переговоры Союз не мог, и требования не были ему предъявлены.

 

2.2. Декрет от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР».

1. Все архивы  правительственных учреждений ликвидируются,  как ведомственные учреждения, и хранящиеся в них дела и документы отныне образуют единый Государственный архивный фонд. 

2. Заведывание  Государственным архивным фондом  возлагается на Главное управление архивным делом. 

3. Все дела  и переписка правительственных  учреждений, {384} законченные к 25 октября 1917 г., поступают в Государственный архивный фонд. 

За период времени, особо определяемый Главным  управлением архивным делом для  каждого ведомства по соглашению с ним, дела, не утратившие значения для повседневной деятельности, остаются в помещении данного ведомства, но поступают в ведение и распоряжение Главного управления архивным делом. 

4. Все ныне  производящиеся дела и переписка  правительственных учреждений остаются при них в течение срока, устанавливаемого для каждого ведомства особым положением. После указанного срока все оконченные дела передаются в Государственный архивный фонд. 

5. Правительственные  учреждения не имеют права  уничтожать какие бы то ни  было дела и переписку или  отдельные бумаги без письменного  разрешения Главного управления архивным делом. 

Нарушители  сего запрещения будут привлечены к  судебной ответственности. 

6. Главное  управление архивным делом должно  немедленно установить порядок  получения справок из Государственного  архивного фонда, причем преимущественное  право получения справок предоставляется  тому ведомству, которое производило  данное дело. 

7. В целях  лучшего научного использования,  а также для удобства хранения и экономии расходов, отдельные части Государственного архивного фонда, по возможности, должны быть соединены по принципу централизации архивного дела. 

8. Главное  управление архивным делом входит  в Народный комиссариат по  просвещению, составляя в нем  особую часть. 

9. Заведующий  Главным управлением архивным  делом утверждается по представлению  народного комиссара по просвещению  Центральным правительством. 

Он пользуется правами члена коллегии Народного  комиссариата по просвещению и является представителем Управления архивным делом в Центральном правительстве, с правом непосредственного доклада. 

10. Положение  о Главном управлении архивным  делом и подведомственных ему областных управлениях будет издано дополнительно. 

11. С опубликованием  настоящего декрета отменяется  действие всех доныне изданных декретов и постановлений об организации архивного дела в России. 

С 1 июля 1918 г. кредиты, открытые различным ведомствам на содержание различных состоящих при них архивов, передаются в распоряжение Народного комиссариата по просвещению на нужды Главного управления архивным делом. 

 

3. Развитие архивного дела в СССР.

3.1. Особенности развития советских архивов  в период сталинской модернизации страны.

1930-е гг. стали  новым  периодом в советском архивном строительстве. В это время завершилась централизация архивного дела и одновременно усилилась роль архивов. В связи с модернизацией страны и установлением сталинской диктатуры появились новые черты в организации и деятельности архивов.

Во главе  архивного дела страны с 1929 г. стояло ЦАУ СССР, его возглавлял сначала М.Н. Покровский, а с 1932 г. – Я.Л. Берзин. Задачей ЦАУ было не только руководство фондами, но и постановкой всего архивного дела. На первом этапе своей деятельности оно занялось разработкой положений и инструкций, которые вводили единообразие в деятельность архивных учреждений страны, проводило проверку состояния архивов в республиках, а также текущих архивов наркоматов и других центральных учреждений СССР.

В 1930-е гг. совершенствовалась законодательная  база деятельности архивов. Так, коллективизация и индустриализация потребовали укрепления местных архивных органов, и в мае 1932 г. было утверждено Положение о краевых (областных) архивных управлениях и краевых (областных) архивах. По нему архивные бюро реорганизовались в архивные управления (АУ).положение расширило задачи АУ в вопросах выявления документов, подготовки кадров, организации районных архивов и руководстве архивами действующих учреждений, оно узаконило краевые и областные архивные органы как научные учреждения.

В середине 1930-х  гг. было введено единоначалие в  ЦАУ СССР и республик, реорганизован их аппарат. Структура ЦАУ стала строиться по производственному принципу, появились отделы центральных архивов, местных архивных органов, инспектора по руководству городскими и районными архивами и др. Постановление от 1 декабря 1934 г. ввело новую структуру архивных органов РСФСР. По нему республиканские, краевые и областные архивы делились на  Архив Октябрьской революции, Исторический архив и Военный архив, при них создавались секретные отделения и архивно-справочные библиотеки. В июне 1935 г. Президиум ЦИК СССР принял решение об упорядочении архивного дела в стране, признав его состояние неудовлетворительным из-за недостатка квалифицированных кадров. Он предложил укрепить кадры архивов, увеличив научно-исследовательскую работу в области архивоведения.

В 1938 г. ЦАУ  СССР было преобразовано в Главное  архивное управление НКВД СССР и получило право руководить республиканскими архивными органами по всем вопросам архивного дела, ЦАУ РСФСР было ликвидировано и центральные архивы РСФСР стали центральными архивами СССР. Окончательно ГАФ СССР оформился в 1941 г., когда вышло постановление, оформившее юридически новую сеть государственных архивов.

Вся организационная  перестройка архивных органов была направлена на улучшение их деятельности. Она расширила функции архивных учреждений и укрепила их правовое положение. Значительно улучшилось материальное положение архивов. Так, за первую половину 1930-х гг. бюджет по архивному строительству вырос в 4 раза.

После проведения административно-территориальной реформы  была осуществлена большая работа по концентрации в архивах фондов ликвидированных губернских, уездных и окружных учреждений, но она сдерживалась отсутствием помещений. Учитывая это, было начато строительство специальных зданий для архивов в центре некоторых республиках.

Продолжалась  работа архивных учреждений по упорядочению и описанию фондов. На 1 января 1935 г. было описано 60 % фондов, на 1 января 1938 г. – 71% , причем центральные архивы были описаны на 88%. Во второй половине 1930-х гг. началась ревизия состояния архивов  и за 1935-1937 гг. было проверено более 40 млн. дел. Государственные архивы росли за счет материалов действующих учреждений, поэтому их состояние во многом зависело от состояния текущих архивов.

Основное  место в работе архивов в этот период занимала организация использования документов. Процесс индустриализации усилил использование архивных документов в практических целях. 

Читальные залы по-прежнему посещало большое количество исследователей. В 1930-1934 гг. в них работало более 20 тыс. человек,    1935-1937 гг. – 13 тыс. Продолжалась публикаторская работа архивов, но по мере усиления диктатуры она сокращалась, так, в 1934 г. было издано всего з сборника документов.

1930-е гг. стали  для архивов сложным и тяжелым  временем. С одной стороны, архивные органы в соответствии с новыми задачами реорганизовались, появились общесоюзные органы управления архивами, усилилась централизация архивного дела. В работе архивов на первый план вышло упорядочение и описание дел. С другой стороны, были преодолены не все негативные последствия предыдущего периода, большая часть материалов оставалась в неупорядоченном виде, это затрудняло их использование. Низка была квалификация и образовательный уровень архивистов. Это мешало архивам выполнять задачи научно-исследовательских учреждений. Кадровую проблему обостряли чистки и репрессии второй половины 1930-х гг. они лишали архивы наиболее ценных работников и привели к сокращению научно-исследовательской и публикационной деятельности архивистов.

 

3.2. Архивы СССР в годы Великой Отечественной войны.

Начало Великой  отечественной войны привело  к перестройке работы всех архивных учреждений страны на военный лад. Главной  задачей архивистов западных районов стала организация спасения документов. Уже в конце июня 1941 г. ГАУ НКВД СССР разослало архивным учреждениям, оказавшимся в районе военных действий и в непосредственной близости от них, указания об эвакуации архивных фондов, и началась массовая эвакуация документов в Заволжье, Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Места эвакуации определяло ГАУ.

В целом архивная система встретила войну в  состоянии полной неготовности, т.е. не были составлены списки наиболее ценных документов, не были описаны места эвакуации,  и приходилось решать эти вопросы спешно в ходе войны. Часто ответственность ложилась на рядовых архивистов, которые проявили подлинный героизм и, благодаря которым, были спасены ценные фонды. В целом ущерб, причиненный ГАФ страны, исчисляется 87 млн. дел, т.е. государственный фонд станы лишился 67% документов.

Особенно  серьезный урон был нанесен ведомственным  архивам. Совнарком СССР распоряжением от 5 июля 1941г. поручил руководителям центральных учреждений своевременно эвакуировать всю ценную документацию в глубь страны и при этом разгрузить архивы от материалов, не имеющих оперативного и научно-исторического значения, что привело к массовой гибели документов. Было уничтожено 97% дел ведомственных архивов.

Наряду с  работой по эвакуации и размещению архивных фондов с первых дней войны  начинается собирание, учет и использование  военных материалов. 

В 1943 г. на заседании  научного совета Управления государственными архивами НКВД СССР были обсуждены  вопросы комплектования архивных фондов в целом. Была отмечена необходимость  разработки научных принципов комплектования и создания единой системы организации  документов в текущем делопроизводстве и архивах.

В годы войны  продолжалась археографическая деятельность архивов, публиковались сборники документов, посвященные истории страны, ее героическим станицам. Продолжалась работа по использованию документов в практических и научных целях. Издавались сборники документов, планировалась организация выставок, чтение докладов и лекций с использованием документов. 

В годы войны  продолжалась методическая работа архивов. По мере освобождения оккупированных территорий восстанавливались архивные учреждения, осуществлялась реэвакуация архивных материалов и сбор документов учреждений и организаций, действующих на оккупированной территории.

Условия деятельности архивных учреждений в годы войны  были очень сложными, что затрудняло их работу. Но архивы продолжали существовать, и их сотрудники многое сделали для  спасения документов и собрания материалов войны, они вели справочную и публикаторскую работу. Самоотверженный труд многих работников был отмечен государственными наградами.

 

3.3. Развитие архивного дела в СССР в послевоенный период

(1945-1985 гг.)

После окончания  войны перед архивами встали задачи возрождения и упорядочения ГАФ, на это был направлен ряд принятых документов.             В 1946 г. Главное архивное  управление МВД СССР издало «Инструкцию о порядке проведения проверки наличия и состояния документальных материалов в государственных архивах СССР» и «Правила учета документальных материалов в государственных архивах СССР», а в 1948 г. – «Основные правила систематизации документальных материалов в государственных архивах СССР». В первые послевоенные годы на основе этих положений архивисты занимались проверкой наличия и состояния дел, их учетом, систематизацией и описанием необработанных материалов и дел, пришедших в  неупорядоченное состояние в результате эвакуации и реэвакуации. Одновременно выявлялись документы для их использования в практических целях, в первую очередь, в процессе восстановления народного хозяйства и памятников архитектуры. Эти меры способствовали более эффективному использованию документов и расширили источниковую базу исторической науки.

Итоги работы архивов за первые послевоенные годы и за весь советский период подвела  конференция архивистов и историков, которая состоялась летом 1948 г. и была посвящена 30-летию советского архивного дела. Она определила задачи архивов в новых условиях и способствовала активизации их деятельности.

В тяжелом  положении находились ведомственные  архивы, и это положение изменялось очень медленно. Большинство их материалов было уничтожено или серьезно пострадало во время эвакуации и реэвакуации. Во многих учреждениях не было помещений для архивов, не везде были штатные работники-архивисты, но в тех архивах, где были архивисты, начала проводиться работа по приведению дел в порядок, их учету и описанию.

В период «оттепели» с учетом новых условий работы были приняты директивные документы, способствовавшие совершенствованию деятельности госархивов. Так, в 1954 г. была введена «Инструкция о прядке выдачи документальных материалов ГАФ СССР из хранилищ государственных архивов СССР», в 1955 г. – «Правила издания исторических документов», в 1957 г. – «Правила комплектования государственных архивов».

В 1956 г. ГАУ  СССР, АУ Белоруссии и Украины вступили в Международный совет архивов  (МСА). В сентябре 1956 г. советская делегация участвовала в работе III международного конгресса архивистов во Франции. Таким образом, были восстановлены международные связи и начала преодолеваться оторванность советских архивов от европейских и мировых.

Определенным  рубежом в работе советских архивов  стал 1958 г. 13 августа этого года Совет Министров СССР утвердил новое Положение о Государственном архивном фонде Союза ССР и сеть центральных государственных архивов СССР. В нем содержалась четкая программа деятельности архивных учреждений в условиях десталинизации общества.

Информация о работе Развитие архивного дела в СССР