Роль информационной безопасности в современном документационном обеспечении управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 09:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы будет оценить существующую в организации систему информационной безопасности и разработать мероприятия по её совершенствованию.
Поставленная цель обуславливает следующие задачи дипломной работы:
- рассмотреть понятие информационная безопасность;
- рассмотреть виды возможных угроз информационным системам варианты защиты от возможных угроз утечки информации в организации.
- выявить перечень информационных ресурсов, нарушение целостности или конфиденциальности которых приведет к нанесению наибольшего ущерба предприятию;

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты понятия и информационная безопасность 6
1.1 Сущность информационной безопасности 6
1.2 Категории действий способных нанести вред информационной безопасности 7
1.3 Методы обеспечения информационной безопасности 19
2. Информационная безопасность в службе ДОУ 32
2.1 Сущность конфиденциального документа 32
2.2 Виды информации конфиденциального характера 49
2.3 Правила оформления, регистрации документации, содержащей конфиденциальные сведения 51
Заключение 71
Список использованных источник

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ КАЗАКОВ.docx

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Инструкция по организации парольной защиты регламентирует организационно-техническое обеспечение процессов генерации, смены и прекращения действия паролей (удаления учетных записей пользователей). А так же регламентированы действия пользователей и обслуживающего персонала при работе с системой.

Таким образом, основой для организации процесса защиты информации является политика безопасности, формулируемая для того, чтобы определить, от каких угроз и каким образом защищается информация в информационной системе.

Под политикой безопасности понимается набор правовых, организационных и технических мер по защите информации, принятый в конкретной организации. То есть, политика безопасности заключает в себе множество условий, при которых пользователи получают доступ к ресурсам системы без потери свойства информационной безопасности этой системы.

 

1.3 Методы обеспечения информационной безопасности

 

Задача обеспечения информационной безопасности должна решаться системно. Это означает, что различные средства защиты (аппаратные, программные, физические, организационные и т. д.) должны применяться одновременно и под централизованным управлением.

На сегодняшний день существует большой арсенал методов обеспечения информационной безопасности:

-средства идентификации и аутентификации пользователей;

-средства шифрования информации, хранящейся на компьютерах и передаваемой по сетям;

-межсетевые экраны;

-виртуальные частные сети;

-средства контентной фильтрации;

-инструменты проверки целостности содержимого дисков;

-средства антивирусной защиты;

-системы обнаружения уязвимостей сетей и анализаторы сетевых атак.

Каждое из перечисленных средств может быть использовано как самостоятельно, так и в интеграции с другими. Это делает возможным создание систем информационной защиты для сетей любой сложности и конфигурации, не зависящих от используемых платформ. [20, с 18]

Система аутентификации (или идентификации), авторизации и администрирования. Идентификация и авторизация - это ключевые элементы информационной безопасности. Функция авторизации отвечает за то, к каким ресурсам конкретный пользователь имеет доступ. Функция администрирования заключается в наделении пользователя определенными идентификационными особенностями в рамках данной сети и определении объема допустимых для него действий.

Системы шифрования позволяют минимизировать потери в случае несанкционированного доступа к данным, хранящимся на жестком диске или ином носителе, а также перехвата информации при ее пересылке по электронной почте или передаче по сетевым протоколам. Задача данного средства защиты - обеспечение конфиденциальности. Основные требования, предъявляемые к системам шифрования - высокий уровень криптостойкости и легальность использования на территории России (или других государств).

Межсетевой экран представляет собой систему или комбинацию систем, образующую между двумя или более сетями защитный барьер, предохраняющий от несанкционированного попадания в сеть или выхода из нее пакетов данных.

Основной принцип действия межсетевых экранов - проверка каждого пакета данных на соответствие входящего и исходящего IP-адреса базе разрешенных адресов. Таким образом, межсетевые экраны значительно расширяют возможности сегментирования информационных сетей и контроля за циркулированием данных.

Говоря о криптографии и межсетевых экранах, следует упомянуть о защищенных виртуальных частных сетях (Virtual Private Network - VPN). Их использование позволяет решить проблемы конфиденциальности и целостности данных при их передаче по открытым коммуникационным каналам. Использование VPN можно свести к решению трех основных задач:

-защита информационных потоков между различными офисами компании (шифрование информации производится только на выходе во внешнюю сеть);

-защищенный доступ удаленных пользователей сети к информационным ресурсам компании, как правило, осуществляемый через интернет;

-защита информационных потоков между отдельными приложениями внутри корпоративных сетей (этот аспект также очень важен, поскольку большинство атак осуществляется из внутренних сетей). [25, c.79]

Эффективное средство защиты от потери конфиденциальной информации - фильтрация содержимого входящей и исходящей электронной почты. Проверка самих почтовых сообщений и вложений в них на основе правил, установленных в организации, позволяет также обезопасить компании от ответственности по судебным искам и защитить их сотрудников от спама. Средства контентной фильтрации позволяют проверять файлы всех распространенных форматов, в том числе сжатые и графические. При этом пропускная способность сети практически не меняется.

Все изменения на рабочей станции или на сервере могут быть отслежены администратором сети или другим авторизованным пользователем благодаря технологии проверки целостности содержимого жесткого диска (integrity checking). Это позволяет обнаруживать любые действия с файлами (изменение, удаление или же просто открытие) и идентифицировать активность вирусов, несанкционированный доступ или кражу данных авторизованными пользователями. Контроль осуществляется на основе анализа контрольных сумм файлов (CRC-сумм).

Современные антивирусные технологии позволяют выявить практически все уже известные вирусные программы через сравнение кода подозрительного файла с образцами, хранящимися в антивирусной базе. Кроме того, разработаны технологии моделирования поведения, позволяющие обнаруживать вновь создаваемые вирусные программы. Обнаруживаемые объекты могут подвергаться лечению, изолироваться (помещаться в карантин) или удаляться. Защита от вирусов может быть установлена на рабочие станции, файловые и почтовые сервера, межсетевые экраны, работающие под практически любой из распространенных операционных систем (Windows, Unix- и Linux-системы, Novell) на процессорах различных типов.[24, с. 72]

Фильтры спама значительно уменьшают непроизводительные трудозатраты, связанные с разбором спама, снижают трафик и загрузку серверов, улучшают психологический фон в коллективе и уменьшают риск вовлечения сотрудников компании в мошеннические операции. Кроме того, фильтры спама уменьшают риск заражения новыми вирусами, поскольку сообщения, содержащие вирусы (даже еще не вошедшие в базы антивирусных программ) часто имеют признаки спама и отфильтровываются. Правда, положительный эффект от фильтрации спама может быть перечеркнут, если фильтр наряду с мусорными удаляет или маркирует как спам и полезные сообщения, деловые или личные.

Огромный урон компаниям, нанесенный вирусами и хакерскими атаками, - в большой мере следствие слабых мест в используемом программном обеспечении. Определить их можно заблаговременно, не дожидаясь реального нападения, с помощью систем обнаружения уязвимостей компьютерных сетей и анализаторов сетевых атак. Подобные программные средства безопасно моделируют распространенные атаки и способы вторжения и определяют, что именно хакер может увидеть в сети и как он может использовать ее ресурсы.

Для противодействия естественным угрозам информационной безопасности в компании должен быть разработан и реализован набор процедур по предотвращению чрезвычайных ситуаций (например, по обеспечению физической защиты данных от пожара) и минимизации ущерба в том случае, если такая ситуация всё-таки возникнет. Один из основных методов защиты от потери данных - резервное копирование с четким соблюдением установленных процедур (регулярность, типы носителей, методы хранения копий и т. д.).

Политика информационной безопасности есть пакет документов, регламентирующий работу сотрудников, описывающий основные правила работы с информацией, информационной системой, базами данных, локальной сетью и ресурсами интернет. Важно понимать, какое место политика информационной безопасности занимает в общей системе управления организацией. Ниже представлены общие организационные меры, связанные с политикой безопасности.

На процедурном уровне можно выделить следующие классы мер:

-управление персоналом;

-физическая защита;

-поддержание работоспособности;

-реагирование на нарушения режима безопасности;

-планирование восстановительных работ.

Управление персоналом начинается с приема на работу, однако еще до этого следует определить компьютерные привилегии, связанные с должностью. Существует два общих принципа, которые следует иметь ввиду:

-разделение обязанностей;

-минимизация привилегий.

Принцип разделения обязанностей предписывает как распределять роли и ответственность, чтобы один человек не мог нарушить критически важный для организации процесс. Например, нежелательна ситуация, когда крупные платежи от имени организации выполняет один человек. Надежнее поручить одному сотруднику оформление заявок на подобные платежи, а другому - заверять эти заявки. Другой пример - процедурные ограничения действий суперпользователя. Можно искусственно "расщепить" пароль суперпользователя, сообщив первую его часть одному сотруднику, а вторую - другому. Тогда критически важные действия по администрированию информационной системы они смогут выполнить только вдвоем, что снижает вероятность ошибок и злоупотреблений.

Принцип минимизации привилегий предписывает выделять пользователям только те права доступа, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей. Назначение этого принципа очевидно - уменьшить ущерб от случайных или умышленных некорректных действий.

Предварительное составление описания должности позволяет оценить ее критичность и спланировать процедуру проверки и отбора кандидатов. Чем ответственнее должность, тем тщательнее нужно проверять кандидатов: навести о них справки, быть может, побеседовать с бывшими сослуживцами и т.д. Подобная процедура может быть длительной и дорогой, поэтому нет смысла дополнительно усложнять ее. В то же время, неразумно и совсем отказываться от предварительной проверки, чтобы случайно не принять на работу человека с уголовным прошлым или психическим заболеванием.

Когда кандидат определен, он, вероятно, должен пройти обучение; по крайней мере, его следует подробно ознакомить со служебными обязанностями, а также с нормами и процедурами информационной безопасности. Желательно, чтобы меры безопасности были им усвоены до вступления в должность и до заведения его системного счета с входным именем, паролем и привилегиями.

Безопасность информационной системы зависит от окружения, в котором она функционирует. Необходимо принять меры для защиты зданий и прилегающей территории, поддерживающей инфраструктуры, вычислительной техники, носителей данных.

Рассмотрим следующие направления физической защиты:

-физическое управление доступом;

-защита поддерживающей инфраструктуры;

-защита мобильных систем.

Меры физического управления доступом позволяют контролировать и при необходимости ограничивать вход и выход сотрудников и посетителей. Контролироваться может все здание организации, а также отдельные помещения, например, те, где расположены серверы, коммуникационная аппаратура и т.п.

К поддерживающей инфраструктуре можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры и средства коммуникаций. В принципе, к ним применимы те же требования целостности и доступности, что и к информационным системам. Для обеспечения целостности нужно защищать оборудование от краж и повреждений. Для поддержания доступности следует выбирать оборудование с максимальным временем наработки на отказ, дублировать ответственные узлы и всегда иметь под рукой запчасти.[21, c. 26]

Вообще говоря, при выборе средств физической защиты следует производить анализ рисков. Так, принимая решение о закупке источника бесперебойного питания, необходимо учесть качество электропитания в здании, занимаемом организацией (впрочем, почти наверняка оно окажется плохим), характер и длительность сбоев электропитания, стоимость доступных источников и возможные потери от аварий (поломка техники, приостановка работы организации и т.п.)

Рассмотрим ряд мер, направленных на поддержание работоспособности информационных систем. Именно в этой области таится наибольшая опасность. К потере работоспособности, а именно повреждению аппаратуры, разрушению программ и данных могут привести нечаянные ошибки системных администраторов и пользователей. Это в худшем случае. В лучшем случае они создают бреши в защите, которые делают возможным реализацию угроз безопасности систем.

Основная проблема многих организаций - недооценка факторов безопасности в повседневной работе. Дорогие средства безопасности теряют смысл, если они плохо документированы, конфликтуют с другим программным обеспечением, а пароль системного администратора не менялся с момента установки.

Для повседневной деятельности, направленной на поддержание работоспособности информационной системы можно выделить следующие действия:

-поддержка пользователей;

-поддержка программного обеспечения;

-конфигурационное управление;

-резервное копирование;

-управление носителями;

-документирование;

-регламентные работы.

Поддержка пользователей подразумевает, прежде всего, консультирование и оказание помощи при решении разного рода проблем. Очень важно в потоке вопросов уметь выявлять проблемы, связанные с информационной безопасностью. Так, многие трудности пользователей, работающих на персональных компьютерах, могут быть следствием заражения вирусами. Целесообразно фиксировать вопросы пользователей, чтобы выявлять их типичные ошибки и выпускать памятки с рекомендациями для распространенных ситуаций.

Поддержка программного обеспечения - одно из важнейших средств обеспечения целостности информации. Прежде всего, необходимо следить за тем, какое программное обеспечение установлено на компьютерах. Если пользователи будут устанавливать программы по своему усмотрению, это может привести к заражению вирусами, а также появлению утилит, действующих в обход защитных средств. Вполне вероятно также, что "самодеятельность" пользователей постепенно приведет к хаосу на их компьютерах, а исправлять ситуацию придется системному администратору.

Второй аспект поддержки программного обеспечения - контроль за отсутствием неавторизованного изменения программ и прав доступа к ним. Сюда же можно отнести поддержку эталонных копий программных систем. Обычно контроль достигается комбинированием средств физического и логического управления доступом, а также использованием утилит проверки и обеспечения целостности.

Конфигурационное управление позволяет контролировать и фиксировать изменения, вносимые в программную конфигурацию. Прежде всего, необходимо застраховаться от случайных или непродуманных модификаций, уметь как минимум возвращаться к прошлой, работающей, версии. Фиксация изменений позволит легко восстановить текущую версию после аварии.

Информация о работе Роль информационной безопасности в современном документационном обеспечении управления на предприятии